Политические отношения России и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание

Современная Япония - одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Политические отношения России и Японии.
1.1. Договорная база России и Японии……………………………..3
1.2. Встречи президентов РФ и Японии ……………………… …..9
1.3.Проблема Южных Курилл. ……………………………………12
Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Японии.
2.1. Анализ взаимной торговли ………………………………….21
2.2. Инвестиционное сотрудничество двух стран………………. 25
Глава 3. Перспективы развития двухсторонних отношений………….30
Заключение…………………………………………………………………. 34
Список литературы…………………………………………………………35
Приложения. ………………………………………………………. ………36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.48 Кб (Скачать документ)

14 сентября 2009 года. Премьер-министр Японии Юкио Хатояма надеется добиться прогресса на переговорах с Россией о южных Курилах «за предстоящие полгода-год». .

23 сентября 2009 года. На встрече премьер-министра Японии  Юкио Хатояма и президента РФ Дмитрия Медведева, Хатояма сказал о желании решить территориальный спор и заключить мирный договор с Россией.

7 февраля 2010 года. В день 7 февраля, начиная с 1982 года в Японии проводится День северных территорий (так называют южные Курилы). По Токио курсируют машины с громкоговорителями, из которых раздаются требования вернуть Японии четыре острова и музыка военных маршей. Так же, событием этого дня, является выступление премьер-министра Юкио Хатояма перед участниками движения за возвращение северных территорий. В этом году Хатояма сообщил, что Японию не устраивает возвращение только двух островов и что он приложит максимум усилий чтобы вернуть все четыре острова при жизни нынешних поколений. Также он отметил, что России очень важно дружить с такой экономически и технологически развитой страной как Япония. Слов о том, что это «незаконно оккупированные территории» не прозвучало. 

1 апреля 2010 года  официальный представитель МИД  России Андрей Нестеренко выступил  с комментарием, в котором сообщал  об утверждении 1 апреля Правительством  Японии изменений и дополнений  к т. н. «Основному курсу  по содействию решению проблемы  северных территорий» и заявил, что повторение необоснованных территориальных притязаний к России не может пойти на пользу диалогу по вопросу о заключении российско-японского мирного договора, а также поддержанию нормальных контактов между южными Курильскими островами, входящими в состав Сахалинской области России, и Японией.

29 сентября 2010 года  Президент России Дмитрий Медведев  заявил о намерении посетить  южные Курилы. Министр иностранных  дел Японии Сэйдзи Маэхара сделал ответное заявление, в котором сообщил, что возможная поездка Медведева на эти территории создаст «серьезные препятствия» в двусторонних отношениях. 30 октября глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью сообщил, что не видит «никакой связи» между возможным посещением президентом РФ Курильских островов и российско-японскими отношениями: «Президент сам решает, какие районы Российской Федерации он посещает».

1 ноября 2010 года  Дмитрий Медведев прибыл на  остров Кунашир, до этого момента главы России ни разу не посещали спорные южные Курильские острова (в 1990 году на Курилы приезжал председатель Верховного Совета РСФСР — Борис Ельцин). Премьер-министр Японии Наото Кан выразил в связи с этим «крайнее сожаление»: «Четыре северных острова — это территория нашей страны, и мы последовательно занимаем такую позицию. Поездка туда президента вызывает крайнее сожаление. Я четко осознаю, что территории — это основа национального суверенитета. Районы, в которые СССР вступил уже после 15 августа 1945 года, — это наши территории. Мы последовательно придерживаемся такой позиции и настаиваем на их возвращении». Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара подтвердил японскую позицию: «Известно, что это наши исконные территории. Поездка туда президента России ранит чувства нашего народа, вызывает крайнее сожаление». МИД России выпустил заявление, в котором японской стороне указано, что «предпринимаемые ею попытки влиять на выбор Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым маршрутов своих поездок по территории Российской Федерации абсолютно неприемлемы и несовместимы с добрососедским характером российско-японских отношений, которые сложились в последние годы». В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав её недопустимой. Сергей Лавров также подчеркнул, что эти острова являются территорией России. 

2 ноября министр  иностранных дел Японии Сейдзи Маэхара сообщил, что глава японской миссии в России временно вернётся в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. Через полторы недели посол Японии вернулся в Россию. В то же время запланированная на 13—14 ноября встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на съезде Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества отменена не была. Также 2 ноября появилась информация, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова.

13 ноября главы  МИД Японии и России Сейдзи Маэхара и Сергей Лавров на встрече в Иокогаме подтвердили намерение развивать двусторонние отношения во всех областях и договорились вести поиск взаимоприемлемого решения территориального вопроса 
 
 
 
 
 

Глава 2. Торгово-экономические  отношения России и Японии.

2.1. Анализ  взаимной  торговли

Вторым по значимости партнером России по торгово-экономическому сотрудничеству со странами АТР является Япония, товарооборот с нею в 2000 г. составил, по оценке, около 3,5 млрд долл. Главная причина низкого уровня российско-японской торговли — достаточно хорошая обеспеченность Японии (по импорту из других стран) товарами, составляющими основу российского экспорта (лес, уголь, морепродукты и др.). В рамках его нынешней структуры, без развития инвестиционного, финансового сотрудничества, кооперации перспективы роста российско-японской торговли крайне ограниченны. Помимо структуры наш экспорт в Японию подрывается несоответствием качества предлагаемых массовых товаров высоким требованиям японского рынка в части стандартов и спецификаций, сроков поставок, упаковки, маркировки, внешнего вида и т. д.

Необходимо отметить крайне слабую зависимость Японии от российских поставок. Так, доля России в японских закупках лесоматериалов составляет не более 5%. Примерно таков  же уровень зависимости по другим товарам российского экспорта. Это  позволяет Японии в случае необходимости  легко перебрасывать эти закупки  на другие страны.

Что же касается российского импорта из Японии, то его сокращение (в 2001 г. на 11%) обусловлено  нарастающей задолженностью

 российских  импортеров японским поставщикам.  По японским данным, к середине 2001 г. просроченные российскими  фирмами платежи за импорт  из Японии достигли 1,6 млрд долл.

Падение объемов  российско-японской торговли в сравнении  с ранее достигнутыми показателями в какой-то мере результат и свертывающегося  экономического сотрудничества между  странами. Как известно, с середины 60-х гг. в системе российско-японских экономических связей важное место  занимали крупномасштабные проекты сотрудничества в разработке природных ресурсов восточных районов России.

Осуществление этих проектов предполагало закупку  в кредит в Японии оборудования и  технологий для модернизации промышленности Сибири и Дальнего Востока с последующей  поставкой из России части продукции  реконструируемых предприятий в  порядке компенсационного погашения  кредитов. Реализация 9 генеральных  соглашений затронула в основном лесной и топливно-энергетический комплексы. В последнее время, однако, и в  этой области внешнеэкономических  связей наметился спад, связанный  как с падением интереса японской стороны к масштабным сырьевым проектам, так и с неудовлетворенностью России эффективностью подобной формы  кооперации, не приведшей к заметным качественным сдвигам в экономике  восточных регионов, созданию здесь  современного экспортоориентированного производства с развитой инфраструктурой.  

Отказ Японии закупать в оговоренных количествах продукцию  некоторых объектов, созданных в  рамках компенсационных соглашений (в частности, уголь) — одна из важных причин обострения проблемы государственной задолженности России Японии. Общий объем нашего государственного долга Японии на середину 2000 г. составлял около 8 млрд долл. По этому показателю Япония занимает четвертое место среди кредиторов России. Отношения по данному вопросу регулируются Парижским клубом.

Многие японские бизнесмены признают, что нефтегазовая индустрия — это та единственная сфера бизнеса в России, которая  в обозримом будущем будет  представлять серьезный интерес  для крупнейших компаний Японии. Они  не скрывают, что заинтересованы в  диверсификации поставок нефти за счет освоения российского Дальнего Востока, и в первую очередь Сахалина.

Не представляет особого интереса для Японии и  военная индустрия, что разбивает  надежды России на активное японское участие а конверсионных проектах. Токио не намерен давать санкции на подключение компаний страны к программам по конверсии российских предприятий до тех пор, пока Москва не предоставит твердых гарантий, что перепрофилированные предприятия будут выпускать исключительно гражданскую продукцию. Вместе с тем определенный интерес японских фирм к технологическим разработкам нашего ВПК сохраняется. Не дает пока результатов и сотрудничество в области ядерной энергетики. В плане поставок обогащенного урана, несмотря на предпринимаемые Россией усилия, сдвигов тоже нет. Между тем, по имеющимся оценкам, поставки обогащенного урана из России в Японию могли бы давать до 100 млн долл. в год.  

Японские предприниматели, конечно, прекрасно понимают, что  Россия в перспективе их крупнейший партнер по торгово-экономическому сотрудничеству. Однако пока в России не будет восстановлена политическая и экономическая стабильность, пока не будет разработана четкая юридическая  база для ВЭД, они не пойдут на развитие полномасштабных экономических  связей с Россией

 Таким образом,  в последние годы в ваших  отношениях с Японией к проблеме  «северных территорий» добавились  возросшие экономические трудности,  ставшие еще одним и, может  быть, даже более сложным препятствием  на пути расширения российско-японского  экономического сотрудничества. Эти  проблемы оказывают свое воздействие  и на возможность получения  японских кредитов, и на инвестиционную  деятельность японских фирм в  России.

 На ближайшую  перспективу уровень торгово-экономического  сотрудничества с Японией будет  определяться экспортными возможностями  России, ее способностью наращивать поставки на японский рынок конкурентоспособной экспортной продукции, возможностями погашать возникшую большую задолженность и своевременно оплачивать поставки японской продукции

Товарооборот России с Японией в последние несколько лет (млрд. долл.):

Товарооборот 2000 г.           2001 г.            2002 г.  2003 г.  2004 г.          2005 г.

В с е г о 3,9 (4,7) 4,4 (5,9) 4,6 (5,0) 4,1 (5,0) 3,1 (3,9) 2,7 (3,3)

Экспорт 2,8 (3,5) 3,6 (4,8) 3,6 (4,0) 3,1 (4,0) 2,3 (2,9) 2,2 (2,8)

Импорт 1,1 (1,2) 0,8 (1,1) 1,0 (1,0) 1,0 (1,0) 0,8 (1,0) 0,5 (0,5)

Сальдо 1,7 (2,3) 2,4 (3,7) 2,6 (3,0) 2,1 (3,0) 1,5 (1,9) 1,7 (2,3)

Как видно из приведенных выше данных, объем товарооборота  России с Японией к2005 г. по сравнению  с 2001 г. сократился почти вдвое; начиная  с 2000 г.происходило постоянное снижение объема импортных поставок из Японии в Россию.В отдельные годы резкое уменьшение товарооборота в долларовом выраженииобъяснялось существенным снижением расчетного курса иены по отношению кдоллару (в 2004 г., например, «долларовый» товарооборот сократился на 24% посравнению с предыдущим годом, в то время как «ценовый» — всего на 16,7%).В настоящее время удельный вес Японии в общем объеме российской внешнейторговли находится на уровне около 3%, а доля России в суммарномтоварообороте Японии не превышает 0,5%, чтo ни в коей мере не соответствуетпотенциальным возможностям сторон. Устойчивое положительное сальдо России вторговле со второй по экономической мощи страной мира нельзя расценивать какбезусловный успех российской внешнеторговой дипломатии.   
 

2.2.Инвестиционное  сотрудничество двух  стран.

Как продолжение  сотрудничества в рамках МПК, в Токио 28 февраля сего года Министерство экономического развития и торговли РФ совместно  с Министерством экономики, торговли и промышленности Японии организовало проведение II Российско-японского инвестиционного  форума. В состав японской и российской делегаций на форуме вошли более 400 руководителей ведущих компаний и банков, союзов предпринимателей, глав администраций субъектов РФ, государственных ведомств обеих  стран.

Программа форума предусматривала пленарное заседание  «Россия-Япония – новые инвестиционные возможности», дискуссию «Новые перспективы  инвестиционного сотрудничества в  отдельных отраслях», а также  конференции по темам: «Новые инвестиционные механизмы государственно-частного партнерства в Российской Федерации» и «Региональные стратегии –  новые возможности для иностранных инвестиций». В составе делегации российских экономистов и предпринимателей во главе с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко в Токио находился директор департамента инвестиционной и инновационной политики Минпромэнерго России Владимир Саламатов По данным ИНТЕРФАКС, В.Христенко на встрече с министром иностранных дел Японии Таро Асо и представителями ряда крупных японских компаний, включая Mitsui и Mitsubishi, заявил о том, что Япония будет вовремя получать российский газ в рамках проекта “Сахалин-2”. Христенко так же сообщил, что Россия предложила Японии не только совместно добывать нефть и другие энергоносители, но также сотрудничать в их продаже на японской территории. Христенко сообщил, что этот вопрос он обсудил в Токио со своим японским коллегой Акирой Амари. "Это расширение взаимодействия наших компаний, не только в добыче, но и в переработке и дистрибуции на японском рынке. Рациональным является совместно с японскими компаниями продавать энергоносители в Японии и создавать мощности по совместной переработке ", - сказал министр.  

Японская сторона  с интересом отнеслась к этому  предложению. Россия намерена развивать  отношения с Японией в высокотехнологичных  областях, в частности, в сфере  атомной энергетики. Виктор Христенко  и Акира Амари констатировали динамичное развитие торгово-экономических отношений, одним из ключевых элементов которых является энергетическое сотрудничество, включая освоение нефтегазовых месторождений на Сахалине. Однако, по словам Христенко, "вслед за энергетическим сектором сотрудничество должно охватывать и другие сектора экономики, в том числе высокотехнологичные, наряду с промышленностью, автомобилестроением, космосом и атомной энергетикой".

Информация о работе Политические отношения России и Японии