Избирательная система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:49, реферат

Описание

В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Работа состоит из  1 файл

ИЗберательная ситема.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

             Государственное образовательное  учреждение

                      Строительный колледж 12

                         Отделение Бутырское

                   Самостоятельная работа на тему: 
 
 

             Избирательная система в России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Студент группы СТС 113/11

                                           Ботабеков Руслан Нурланович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Москва 2011  
 
 
 

В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Большинство зарубежных исследователей придают данному  термину исключительно узкий  смысл, также как и дореволюционные  отечественные авторы не выделяли избирательной  системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано с нормативным введением в оборот понятия избирательная система в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д. 

В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование  за конкретного кандидата или  за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.

 

Мажоритарная избирательная система

    Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство  называется мажоритарной (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

    На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в ВеликобританииЯпонии, в США при выборах депутатов конгресса и др.

    При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное  большинство, которое выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется  при решении конституционных  вопросов.

Гибридная избирательная система

Использование мажоритарной системы допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением кандидатов исключительно партийным списком, которым каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), мажоритарная избирательная система превращается в гибридную избирательную систему.

Пропорциональная избирательная система

    Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

  • Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии
  • Часто распределение осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра)
  • Определяется обычно путем деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.
  • Если, скажем, 100 мандатов, значит, например, 60 млн. голосов делим на 100. Получается 600.000
  • После этого от каждого партийного списка мандаты получают столько человек, сколько раз квота укладывается в собранное партией число голосов. Допустим, за партию проголосовало 1,5 млн. голосов. Это делим на 600 тыс. Получается 2,5 места
  • Остаток ! Весь вопрос, как учесть остатки.

Плюсы и минусы пропорциональной системы

  • Плюсы

Более полный учет разнообразных  интересов и ценностей, существующих в данном обществе

  • Минусы

Обезличенность партийных  списков. Невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий)

Как распределяются депутатские места в Госдуме

  • Избирательный барьер – 5% или 7%

    Но он «плавающий», т.к. может понижаться, если за две  партии подано 60 и менее процентов  или если за 1 список подано более 60% голосов

  • Сумма голосов избирателей, поданных за списки, делится на 450 (государственная дума состоит из 450 депутатов). Полученный результат есть первое избирательное частное. Допустим, проголосовало 100 млн. Делим на 450 = 222.222
  • Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное

    Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских  мандатов, которые получает соответствующий  федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов

  • Преодолели барьер 3 списка:

    За партию Х проголосовало 50 млн. Делим на 222.222= 225,000023 (225)

    За партию Y проголосовало 22 млн. Делим на 222.222= 99,000099 (99)

    За партию М проголосовало 15 млн. Делим на 222.222= 67,500067 (67)

    Итого: 390 мандатов. Остались нераспределенными 60 мандатов

        • Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов

    Нераспределенные  депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам  кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения (в нашем случае – партия М, затем партия Y, затем - Х)

    В результате каждая из трех партий получит при вторичном  распределении еще по 20 мандатов. Но если бы оставалось 61 мандат, то партия М получила бы 21 дополнительный мандат, а две другие – по 20

          • После этого места распределяются внутри каждого списка. Приоритет имеет общефедеральная часть списка перед региональной

Информация о работе Избирательная система в России