Избирательной системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 23:36, курсовая работа

Описание

Так, целью работы является рассмотрение избирательной системы в России. Это будет достигнуто через освещение таких аспектов, как основы избирательного права, понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права, будут проанализированы основные источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ. Также я рассмотрю избирательный процесс и такие его аспекты, как содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Содержание

Введение
1. Избирательный процесс
2. Содержание и значение принципов выборов
3. Основные этапы подготовки и проведения выборов
4. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ.docx

— 50.47 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

Введение

1. Избирательный процесс

2. Содержание и значение принципов выборов

3. Основные этапы подготовки и проведения выборов

4. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Заключение

Библиографический список

 

 

Введение

В условиях становления и  развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную  основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего  развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной  власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов  федерального, регионального и местных  уровней, в значительной степени  зависит общее направление движения страны на обозримый период.

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные  процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в  формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности  и условия превращения граждан  в полноправные субъекты мира политики и управления.

Сегодня как никогда ощущается  потребность в конструктивных идеях  в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась  практика правового решения таких  сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, целью работы является рассмотрение избирательной системы  в России. Это будет достигнуто через освещение таких аспектов, как основы избирательного права, понятие  и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы  в науке конституционного права, будут проанализированы основные источники  правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ. Также  я рассмотрю избирательный процесс  и такие его аспекты, как содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательных  прав граждан.

 

 

1. Избирательный процесс 

1.1 Содержание и значение принципов выборов 

Регламентация принципов  организации и проведения выборов  в органы государственной власти составляет важнейшую часть предмета правового регулирования в области  общественных избирательных отношений. Избирательное право представляет собой совокупность институтов, нормы  которых регулируют содержание субъективного  избирательного права граждан, а  также формально-юридические гарантии, условия и порядок осуществления  данного права. Поэтому вопрос о  принципах избирательного права  не может быть ограничен рамками  субъективной формы участия граждан  в избирательном процессе, представленной в категориях всеобщего равного  и прямого избирательного права. В полном объеме своего содержания и юридического выражения сюда органично  входят фундаментальные начала избирательного процесса, отражающие демократическую  природу выборов как политического  института народовластия и обеспечивающие свободное и открытое участие  граждан в процессах и структурах государственной власти.

Анализ действующего федерального и регионального законодательства, касающегося вопросов организации  и функционирования выборных институтов публичной власти в части правового  регулирования политических прав и  свобод, юридических гарантий, процедур и избирательных действий, в совокупности обеспечивающих их реализацию, показал, что к политико-правовым и административным основаниям избирательного процесса можно  отнести весьма ограниченное количество собственно нормативных принципов  его организации.

Ряд юридических формул содержится в преамбуле Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», согласно которой демократические свободные  и периодические выборы в органы государственной власти, а также  референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Дополнительные определения сформулированы в статье 3, предназначенной для  юридической квалификации в целом  принципов проведения выборов, –  открытость и гласность.

Состояние и уровень юридической  разработки системы общенормативных принципов организации и проведения выборов не позволяют дать их исчерпывающую – перечневую и содержательную – характеристику. Примером открытой юридической формулы является определение принципа альтернативности выборов, содержащееся в статье 32 указанного Федерального закона. Развитие современного избирательного права в условиях углубления и расширения демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы (перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний, к которому можно отнести следующие основные принципы организации и проведения выборов.

2.2.1 Обязательность  выборов

Данный принцип основан  на политико-правовом требовании, чтобы  выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной  власти. Обязательность выборов предполагает, что компетентные государственные  органы должны регламентировать время  деятельности выборных институтов публичной  власти и обеспечивать их воспроизводство  на регулярной основе через избирательный  процесс.

Общий правовой режим обязательности проведения всех видов выборов установлен в статье 9 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», при  этом основной акцент сделан, главным  образом, на условиях и процедуре  назначения выборов. Региональная практика организации и проведения выборов  показала, что введение института  назначения выборов не гарантирует  в полном объеме обязательности их проведения. Открытой остается проблема отмены и переноса срока назначенных  выборов.

Институт назначения выборов, в комплексе регулируемых им избирательных  отношений – их периодичности, сроков, изменения нормативных сроков, то есть продления или сокращения времени  выполнения полномочий выборных органов  государственной власти, – является важнейшим инструментом обеспечения  или, напротив, ограничения избирательных  прав граждан. Симптоматично, что эти моменты процедуры организации выборов получили развернутую оценку в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, в постановлении от 30 апреля 1997 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 года «О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления». Правовые позиции Конституционного Суда основывались на том, что осуществление права граждан Российской Федерации на участие в свободных периодических выборах предполагает наличие регулирующих выборы предписаний в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации, конкретно определяющих сроки полномочий выборных органов и тем самым – периодичность выборов. Эти предписания нормативных актов должны соответствовать предписаниям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, имеющим более общий характер, например, устанавливающим максимальные предельные сроки полномочий выборных органов субъектов Российской Федерации, без определения конкретных сроков и тем более дат голосования. Суд отметил, что отсутствие такой нормативной базы, как и затягивание сроков полномочий выборных органов, нарушает гарантии всеобщего и равного избирательного права, ограничивает выявление действительной воли избирателей.

2.1.2 Периодичность  выборов

Этот принцип связан с  правовыми ограничениями полномочий выборных органов государственной  власти по срокам их исполнения. Фактически и юридически это означает, что  выборы должны проводиться в обязательном порядке и через определенные интервалы времени.

Нормативная регламентация  времени деятельности выборных институтов публичной власти призвана, с одной  стороны, обеспечить стабильность их функционирования, а с другой – гарантировать  сменяемость (ротацию) депутатов и  выборных должностных лиц по итогам голосования. Периодичность проведения выборов является одним из необходимых  условий демократичности и легитимности формируемых через избирательный  процесс государственных институтов. Принцип периодичности выборов  квалифицируется рядом международных  документов как общее условие  признания их правосубъектности. Так, в статье 21 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, отмечено, что воля народа, являясь основой власти правительства, «должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах…». В подпункте 5.1 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 29 июня 1990 года подчеркнуто, что к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения равных и неотъемлемых прав всех людей, относятся «свободные выборы, проводимые через разумные промежутки времени путем тайного голосования».

Правовое определение  принципа периодичности выборов  в федеральном избирательном  законодательстве не завершено в  той мере, в какой это необходимо для последовательной реализации положений  соответствующих международно-правовых актов. Так, если сроки полномочий выборных федеральных органов государственной власти юридически установлены на уровне конституционно-правовых норм, то срок полномочий региональных органов государственной власти может варьироваться в более широком временном диапазоне, хотя законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, устанавливает срок полномочий региональных органов, аналогичный срокам деятельности федеральных органов, а в статье 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прямо предусмотрено, что максимальный срок полномочий выборных региональных органов устанавливается законами субъектов Российской Федерации и не должен превышать пять лет.

2.1.3 Открытость  и гласность выборов

Открытость и гласность  относятся к универсальным принципам  организации выборных институтов публичной  власти. Федеральное избирательное  законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию данного  принципа в деятельности избирательных  комиссий на всех стадиях избирательного процесса, а также открытость и  гласность избирательных кампаний для всех участников избирательного процесса – кандидатов, избирательных  объединений и блоков, избирателей. Так, гласность обеспечивается, в  частности, введением в избирательный  процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической  публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении  и расходовании средств избирательных  фондов, обязательностью официальной  публикации полных данных о результатах  выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.

2.1.4 Свобода выборов

Принцип свободы выборов  предполагает добровольность участия  гражданина в избирательном процессе и, как следствие, недопустимость любых  форм воздействия с целью принудить  его к участию или неучастию  в выборах, а также на его свободное  волеизъявление. Существует внешнее  противоречие между отдельными составными элементами организации и проведения демократических выборов, заключающееся в том, что действующее избирательное законодательство предусматривает, с одной стороны, институт признания выборов состоявшимися или несостоявшимися в зависимости от количества избирателей, принявших участие в голосовании, и, с другой стороны, институт добровольности и свободы участия избирателей в выборах. Систематическое толкование понятия «свободные выборы», основанное на текстах Конституции Российской Федерации и определениях федерального избирательного законодательства, заключается в том, что через избирательный процесс не только формируются институты публичной власти, но и обеспечивается легитимный и представительный характер выборных органов государственной власти, а эти политико-правовые качества демократии обнаруживают себя только через свободные выборы и непосредственно связаны с юридически фиксированной квотой участия избирателей в выборах, которая является необходимой формой признания политическим сообществом права выборных органов государственной власти осуществлять функции публичной власти в пределах и сроки, установленные законами.

2.1.5 Альтернативность  выборов

Принцип альтернативности составляет исходную предпосылку организации  и проведения демократического конкурентного  избирательного процесса. Открытая юридическая  формула данного принципа развернута в статье 32 вышеуказанного Федерального закона. Так, в случае если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число оставшихся зарегистрированных кандидатов будет меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий (в порядке исключения закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, а также предусматривает такую возможность при повторном голосовании на федеральных и региональных выборах).

Принцип альтернативности выборов  является нормативным начальным  и конечным условием проведения избирательных  кампаний и юридического признания  их результатов. Собственно понятие  «альтернативность выборов» было введено в юридический оборот определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 года по запросу Читинской областной Думы. Конституционный Суд квалифицировал альтернативность в качестве важнейшего условия подлинно свободных выборов, обеспечивающего избирателю реальную возможность отдать предпочтение одному из нескольких кандидатов путем свободного волеизъявления.

Федеральное избирательное  законодательство не содержит полной характеристики принципа альтернативности выборов. Юридически не определено, должно ли это политическое качество избирательного процесса охватывать все его стадии и на каких условиях возможно проведение безальтернативных выборов применительно  к их отдельным категориям – повторные  выборы, повторное голосование; должен ли он соблюдаться при проведении выборов всех уровней – федеральных  и региональных – или существуют определенные ограничения и исключения из данного правила. Неоднозначная трактовка реализации принципа альтернативности позволила ряду субъектов Российской Федерации установить в своем законодательстве режим безальтернативных выборов. Представляется, что принцип альтернативности является общим условием организации и проведения всех выборов и федеральное законодательство прямо должно квалифицировать его в качестве императивного требования демократической избирательной практики. 

Информация о работе Избирательной системы в России