Избирательная система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:52, реферат

Описание

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития.

Работа состоит из  1 файл

контр по политологии.docx

— 24.90 Кб (Скачать документ)

     С принципом представительства и  идеей партии как законной оппозиции  тесно связана идея выборности, призванной обеспечить народный суверенитет и  представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения  в системе власти через партии. Роль  выразителя народного суверенитета отводится  лишь избирательному корпусу. Выборы, по сути дела, являются одним  из ведущих институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Учитывая этот факт, в индустриально развитых странах значительное внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к участию в политическом и особенно избирательном процессах.

     Большая роль в этом плане отводится системе  образования, а также различным  механизмам – от официальных празднований национальных дат до мероприятий  патриотических и политических организаций. Избирательные кампании уже сами по себе обеспечивают возможности для пропаганды достоинств участия в голосовании. Мероприятия, проводимые с целью стимулирования участия в выборах, не только усиливают политический интерес, но и оказывают значительное влияние на установки граждан в отношении правительственного процесса. Акт участия в выборах уже сам по себе увеличивает веру граждан в законность и ответственность правительства. 

Сущность  избирательной системы  и типология выборов

     Демократия  неотделима от выборов, ибо «власть  народа» в современном государстве, в отличие от древних Афин с  их 20 тыс. граждан, может быть осуществлена не иначе как через выборных представителей, а потому и называется представительной.

     Выборы  – это не только существенный признак, атрибут демократии, но поистине ее стержень, ее необходимое условие. «Демократию  можно определить как режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов», - утверждают авторитетные французские ученые П. Лалюмьер и А. Демишель. А во Всеобщей Декларации прав человека, провозглашенной и принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., говорится: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» Совершенствование избирательной системы – одна из актуальнейших задач политического развития молодой российской демократии.

     Что же такое избирательная система?

     Избирательная система есть порядок организации  и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального  руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

     Избирательная система – составная часть  политической системы, но и сама, подобно  любой другой системе, подразделяется на структурные компоненты, из которых  в качестве наиболее общих выделяются:

    1. Избирательное право – теоретико-юридический компонент;
    2. Избирательная процедура (или избирательный процесс) – компонент практическо-организационный.

     Избирательное право – это совокупность юридических  норм, регулирующих участие граждан  в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. 
 

Выборы  и избирательная  система в России

     Выборы  и избирательная система в  России имеют достаточно давнюю , но прерывистую историю.

     В начале XX столетия мощный подъем демократического движения привел к закону о выборах в первую Государственную Думу от 11 декабря 1905 г. Закон этот, утвердивший вышеописанную куриальную систему, трудно, однако, назвать демократическим, так как он обеспечивал неравное представительство разным социальным слоям населения. Еще хуже был закон 1907 г., действовавший до окончания существования дореволюционной Думы. За весь период своего существования (1906 – 1917) Государственная Дума избиралась четыре раза, дважды распускалась царем досрочно. Права этого представительного органа были столь ограничены, что едва ли есть основания, как это делают некоторые историки, называть царизм 1906 – 1917 гг. думской монархией.

     В советскую эпоху, после перехода к однопартийной системе, а затем  ликвидации внутрипартийной оппозиции, выборы приобрели чисто формальный характер, превратились в «выборы  без выбора».

     Лишь  в конце 80-х гг. положение начало радикально меняться. Сначала в очень  ограниченном масштабе на выборах в  местные органы власти в 1987 г, а затем  широко в 1989 г. На выборах Съезда народных депутатов стало применяться  альтернативное голосование – у  избирателей появился выбор между  двумя или несколькими кандидатурами. Однако и тогда, на выборах 1989 г., часть мест (750 из 2250) была наперед зарезервирована за КПСС, и фактически подчиненными ей общественными организациями, с указанием кому – сколько мест, что в сущности являлось модификацией все той же куриальной системы. Выборы народных депутатов Российской Федерации год спустя отвергли такой порядок как антидемократический.

     17 мая 1991 г. Состоялся первый  в истории страны всенародный  референдум, а 12 июня того же  года – первые в истории  России президентские выборы.

     Нынешняя  избирательная система России сложилась  в результате крупномасштабной избирательной  реформы 1993 – 1995 гг., начавшейся всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. новой  Конституции Российской Федерации  и нашедшей дальнейшее выражение  в Федеральных законах «Об  основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации».

     В конституции (ст. 32) провозглашается: Граждане Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме». Та же ст. 32, п.3, определяет круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

     Это единственное ограничение позволяет  говорить о всеобщем избирательном  праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное и прямое  избирательное  право при тайном голосовании  закрепляется в ст. 81 Конституции.

     Активное  избирательное право граждане Российской Федерации получают с 18 лет, пассивное  – право быть избранным в Государственную  Думу с 21 года, а на пост Президента с 35 лет, при условии десятилетнего  постоянного проживания на территории Российской Федерации. При этом участие  в выборах объявляется делом  добровольным, осуществляемым на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

     Выборы  Президента РФ проводятся по единому  федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.

     В Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным  округам (1 округ – один депутат) и 225 – по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и  блоками. В первом случае избирается скорее личность, во втором – партия, блок партий или иное общественное объединение.

     В Российской Федерации действует  смешная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.

     В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу,  но пропорциональность эта касается только тех партий, блоков и т.п., которые перешагнули 5%-й барьер, т.е. получили не менее 5%  голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал этой цифры, теряет все свои голоса, а также право на представительство в Думе.

     Довольно  жесткие количественные требования предусматриваются и на этапе  предвыборной кампании. Так, кандидат на место в Думу должен собрать  не менее 200 тыс., а на пост президента – не менее 1 млн подписей своих сторонников, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей.

     Если  же таких «миллионеров» окажется несколько и ни один из них не сумеет привлечь в первом туре выборов  более половины участвовавших в  голосовании избирателей, то не позднее, чем через 15 дней после подсчета голосов назначается второй тур, в котором борьба завершается  избирательным поединком двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов  в первом туре.

     Основные  различия выборов Президента РФ и  депутатов Государственной Думы обобщены и наглядно представлены в  табл. 15.

     Было  бы противно духу демократии, исследовательской  и гражданской честности идеализировать нынешнюю избирательную ситуацию в  России. Она дает основания для  весьма острой критики и для вдумчивой  работы по усовершенствованию как избирательной системы, так и проводимых на ее основе, а нередко и в нарушение ее положений, выборов. В качестве важнейших направлений такой работы отечественные политологи выдвигают следующие:

  • Осуществление реального разделения властей, что расширило бы избирательное поле – количество выборных властных позиций, а следовательно, способствовало бы дальнейшей демократизации страны;
  • Создание реальных гарантов демократической организаций и проведения выборов через расширение полномочий Федерального Собрания и Конституционного Суда в деле контроля над работой Центральной избирательной комиссии и всем избирательным процессом;
  • Демократизация информационной власти СМИ (прежде всего электронных – радио, телевидения), обеспечение государством равенства возможностей для всех участников выборов.

     В то же время нельзя не отметить, что  нынешняя российская избирательная  система опирается на опыт ряда государств, 
как европейских, так и США, как имеющих богатые правовые традиции, так и лишь недавно приступивших к строительству правового государства. Разумеется, многое в ней подлежит коррекции и возможно, весьма основательной, но важно то, что избирательный механизм в нашей стране создан и работает.

     Заключение

     Выборы  – необходимое условие, основа основ  демократии, главный и наиболее адекватный способ выражения воли народа.

     Выборы  реализуют в форме избирательной  системы. Избирательная система  в широком значении понятия –  это порядок организации и  проведения выборов, в узком –  порядок учета и подсчета голосов (пропорциональная, мажоритарная и  др. системы).

     Избирательная система ( в широком смысле) подразделяется на: а) избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих выборы и б) избирательную процедуру (или избирательный процесс) – конкретные мероприятия государства по организации и проведению выборов, определяющие их реальный ход.

     Историческое  развитие привело в подавляющем  большинстве государств к победе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

     Совершенствование избирательной системы с целью  наиболее полного и точного отражения  воли избирателей, учета их голосов, а также максимально эффективной  деятельности выбранных лиц и  органов – важная задача демократического государства. 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Садохин А.П. Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: Эксмо, 2006. – 208с.
  2. Политология: учебник / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2007. – 588с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Президентские и Думские выборы

(сравнительная  характеристика)

Детали  положений о выборах кандидатов Кандидаты в  депутаты Госдумы Кандидаты на должность  Президента РФ
Возраст кандидатов С 21 года С 35 лет
Оседлость кандидата (срок постоянного проживания в России) Не оговорено  в законе 10 лет
Сбор  подписей в процессе выдвижения кандидата (их количество) 1 % от общего  числа избирателей по округу 1 млн
Финансирование  выборов: средства избирательных объединений Не более 1500 минимальных зарплат Не более 50000 минимальных зарплат
Пожертвования физических лиц Не более 20 минимальных  зарплат Не более 50 минимальных  зарплат
Признание выборов состоявшимися (при количестве принявших участие в голосовании) Не менее 25% от списочного состава избирателей Не менее 50% от списочного состава избирателей
Получает  мандат кандидат, набравший Большинство голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании Более 50% голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании

Информация о работе Избирательная система в России