Христианский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:33, контрольная работа

Описание

Христианство зародилось в I в. н.э. в Палестине. Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли.

Содержание

Содержание
Введение 4
1. Истоки христианства, его связь с иудаизмом и судьба в Римской империи. 5
1.1 Истоки христианства 5
1.2 Связь христианства с иудаизмом 7
1.3 Судьба христианства в Римской империи 9
2. Особенности христианского вероучения и христианский тип личности 12
3. Библия – памятник культуры мирового значения. 20
Заключение 25
Литература 27

Работа состоит из  1 файл

Христианский тип культуры. УрГЭУ. Тема12.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

В первых христианских общинах уже отмечалось то единство, которое прослеживается в более поздний период. Члены, христианских общин старались думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем благе, но и об общем спасении. Членами общий становились люди разных национальностей, что предопределили дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей ни национальных, ни языковых границ.

Главной особенностью христианской морали является то, что  догматы христианского вероучения считаются неизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Христианская мораль включает в себя совокупность правил, регулирующих взаимоотношения между людьми.

Следующим шагом в развитии понятия обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV в, христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. В христианскую мораль была включена совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в семье, общине, обществе, Таковыми явились ветхозаветные и евангельские заповеди и другие нравственные наставления, которые к совокупности и составили го, что официально было одобрено и названо церковью кодексом христианской морали.

Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 г., принял христианский Символ веры – краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и о боговоплощении. Согласно первому внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей»; Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), в святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца, При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лада христианской Троицы существовали всегда – «предвечные – и равны по достоинству – «равночестны».6

Человек, согласно христианскому учению, сотворен «по образу и подобию Бога». Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, наложило на человека пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил грехи людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает, что страдания очищают человека, любые ограничения своих желаний и страстей также приводят к очищению, «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, он преображается, одухотворяется и становится ближе к Богу. В этом заключается предназначение христианина, в этом есть его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» – особого культового действия, с помощью которого «под видимым образом, сообщается верующим невидимая благодать божия», то есть которое призвано реально ввести божественное л жизнь человека. В христианстве признано семь таинств: крещение, причастие, покаяние, церковный брак, миропомазание, елеосвящение (соборование), священство (посвящение в священнослужители).

В первое время  христианство подвергалось гонениям. Отдельным верующим пришлось пройти черед тяжелые испытания; тюремные заключения и пытки («исповедники») или они были приговорены к смерти («мученики»). Эти лица стали почитаться в христианстве как святые. Впоследствии идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Условия эпохи  и культуры меняли политико-идеологический» контекст христианства, в результате чего христианство распадается на множество различных течений, появились соперничающие между собой разновидности христианства – «вероисповедания».

Источниками христианского вероучения считаются священное писание, т. е. Библия и священное предание, которое включает в себя постановления вселенских и поместных соборов (съездов), творения отцов церкви, традиции богослужебной практики. Основу христианского вероучения, которое в той или иной степени признают большинство христианских церквей, особенно православных и католических, составляет символ веры – краткое изложение догматов религии, в которые верующий обязан верить без доказательств. Во время богослужений символ веры читается как молитва или исполняется хором присутствующих в храме.

Христианский символ веры не создан богом, а вырабатывался отцами церкви в острой борьбе различных течений. Первоначально он был принят в 325 г. (почти через 300 лет после «смерти» Иисуса Христа) на Никейском вселенском соборе, дополнен в 381 г. на Константинопольском соборе, а в католицизме он уточнялся и Тридентским собором (1545 – 1563 гг.) Вместо пересказа его содержания, т. е. Основных положений, догматов, в которые обязан верить христианин. Символ веры состоит из 12 членов. «Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через которого все сотворено. Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком. Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного. И воскресшего в третий день, согласно с писаниями. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. И опять имеющего придти со славою судить живых и мертвых, царству, которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца».  Католики здесь дополняют словами «и Сына», поклоняемого и прославляему отдельных частей тела особым ароматическим маслом (миро), содержащим якобы «божественную благодать», «дары святого духа»; покаяние, в результате которого верующий сознается священнику в совершенных им грехах, кается и получает отпущение; причащение. Суть причащения состоит в приобщении к богу путем поедания воображаемых «тела и крови Христа» в виде хлеба и вина; брак, освящающий вступление в супружескую жизнь; священство – посвящение в сан священнослужителя; елеосвящение, являющее, как правило, последней исповедью тяжело больного или умирающего, в ходе которой священнослужитель прощает грехи и «наделяет» необходимой святостью для потусторонней жизни.7

Большое место в христианской религии занимают праздники, которые посвящаются Иисусу Христу, богородице, святым, чудотворным иконам. Самым главным из них, который служители христианской религии называют «праздником праздников и торжеством из торжеств», является Пасха. Посвящена она мифическому событию – воскресению Иисуса Христа из мертвых. Отмечать пасху стали не сразу. Только в 325 г. на Никейском соборе было официально решено отмечать пасху в первое воскресение после полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия (21 марта). При этом католики день весеннего равноденствия считают по новому стилю, а православные по-старому. К тому же, если пасха совпадает с иудейской, то православные отмечают ее обязательно по истечении не менее недели после иудейской.

Кроме пасхи, церковь отмечает еще 12 главных праздников, которые называют по их числу «двунадесятым». Восемь из них посвящены культу Иисуса Христа: рождество Христово, установленное в честь рождения Иисуса Христа; троица, или пятидесятница, в память о якобы происшедшем сошествии духа святого на 50-ый день после Воскресения Иисуса Христа (пасхи); сретение Господне, посвященное встрече «праведником» Симеоном «мессии» – ребенка – Христа, которого родители (Мария и Иосиф), как повествует евангелие, несли в храм для посвящения Богу (отмечается через 40 дней после рождения Христова); крещение (богоявление), установленное, по утверждению христианских богословов, в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан; преображенье, связанное с фантастическим рассказом о «преображении» Иисуса Христа в присутствии верных его учеников во время одной из молитв, отмечается он 6 августа католиками, а 19 – православными; вербное воскресенье или вход господен в Иерусалим, в честь въезда Иисуса Христа в Иерусалим в качестве мессии накануне казни и воскресения (отмечается за неделю до пасхи); вознесенье, установленное в честь вознесения Иисуса Христа на небо (отмечается на сороковой день после пасхи); воздвиженье, посвященное культу креста, на котором будто бы был распят Иисус Христос и который якобы был найден матерью императора Константина Еленой. Остальные четыре праздника из т. н. двунадесятых посвящены культу богородицы: рождество богородицы, благовещенье, введение во храм богородицы и, наконец, успенье. Кроме того, важную роль в христианской религии играют посты, во время которых верующим предписывается усиленно молиться, каяться в грехах, совершенных ими, ограничивать себя во всех земных удовольствиях. Церковь предписывает христианину поститься около 200 дней в году.

Само существование в Церкви «свободы личности» многие подвергают сомнению. Навязчивая проповедь, навязчивая забота, навязанные отношения и поучения и полное безоговорочное подчинение лидерам. Взгляд со стороны чаще видит навязанные отношения, которые приводят к вынужденному подчинению, т.е. несвободе, где каждый вынужден считаться с кем-то и навязывать другим свое присутствие. Многие смотрят на верующих как на безличных, которых используют для того, чтобы церковная машина работала без перебоев. Однако, поверхностный взгляд на христианство может привести к неверному выводу: став христианином, человек теряет личную свободу. Ведь, свобода личности или внутренняя свобода человека является неотъемлемой частью христианства.

Безвольная или вынужденная  любовь – это аномалия, а проще говоря, что-то сродни понятию «живой труп». Любящий любит именно потому, что хочет, а не вынужден. Таким образом, утверждая верховенство любви, мы утверждаем и свободу личности.

Одной из основных черт действующей  в нас благодати, является самоконтроль – «Плод же духа:…воздержание». На таковых нет закона». Не бездумное, вынужденное исполнение Заповеди, а добровольное самоограничение, контроль своих поступков и помыслов, изнутри, а не извне.

Пророк Иеремией утверждает, что Завет, по сути, остается прежним, единственное, что изменится это его расположение, теперь он будет находиться в сердце, станет его составной частью, и люди захотят его исполнять. Бог положил исполнение Заповеди в область человеческой воли, возложив на него и ответственность за собственное спасение. Свобода - самое необходимое условие ответственности, еще одного базового христианского понятия. Она настолько важна, что без нее ответственность теряет всякий смысл и превращается ни во что. Бог сделал все, чтобы мы были по-настоящему свободны, а, следовательно, сами несли ответственность за свое спасение и благополучие.

По своей падшей природе человек  не желает исполнять Заповедь и пытается переложить ответственность за последствия  своего поведения на кого-то другого, в данном случае на Бога. Итак, если свободные ответственны, то несправедливо ожидать ответственности от тех, кто находится в рабстве. Раб не в состоянии отвечать за поступки, которые не являются его инициативой. И поскольку Бог говорит об ответственности, то тем самым утверждает и нашу свободу. Теперь давайте заглянем в Священное Писание и посмотрим, что Библия говорит нам о свободе.

Отношения Человек - Бог, переходя в  плоскость человек - человек, не должны терять качества. Библия радикально осуждает властолюбие, предлагая совершенно новую систему властных взаимоотношений «…кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий».

В христианстве человек  уже не чувствует себя органической частью, моментом какого-либо целого, например, Космоса, как это было в античности. По воле бога он как бы вырван из природной жизни и поставлен вне ее. Человек здесь есть сверхприродное существо, но факт грехопадения с точки зрения христианства поставил человека в полную зависимость от милости бога-творца, через которого он и связан со всеми прочими его творениями. Конечно, божественные заповеди имманентно воплощены в правилах общежитии феодального государства. И человек, неразрывно связанный с феодальной общиной, одновременно оказывается связанным и с богом. От рождения до смерти весь его жизненный путь в основном был предначертан. Он почти никогда не покидал своего места рождения. Жизненный мир большинства людей был ограничен рамками общины и сословной принадлежности. Общество представлялось как целое, в котором каждый выполняет свои функции или свое призвание согласно христианской космологии. Это мы находим в словах апостола Павла: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван». Вполне теперь понятно, что само слово «свобода» означало для средневекового человека не независимость, а привилегию включенности в какую-либо часть социальной системы, философии и принцип которой находятся в боге.

 

 

 

 

 

 

3. Библия – памятник культуры  мирового значения.

Библия – самая удивительная их существующих в мире книг. Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором столько бы писали и говорили, как о Библии. Наиболее читаемая, библия была переведена на большое количество языков и вызывающая самое большое количество споров, исследований и изучений. Первой напечатанной книгой в истории была именно Библия: именно ее латинский вариант, так называемую Вульгату, изготовил Гуттенберг на своем печатном станке.

Библия была написана на непрочном  материале. В течение веков до изобретения печатного станка её приходилось многократно переписывать. Но это не ухудшило её стиля, не повредило точности, не уничтожило.

Слово Библия произошло от греческого языка «библиос» – книги. Библию называют также Священным Писанием. Она представляет собой собрание древних текстов, канонизированных в иудейской религии и христианстве.8

Книги Библии делятся на две группы: Ветхий и Новый Завет. Слово  «завет» имеет смысл «договора», союза заключенного между человеком и Богом, который был предложен Богом Израилю. Инициатива этого союза односторонняя, т.е. полностью зависела от Бога, его чистой, благой воли, воли Дарующего.

Древнейшая, по времени создания и  большая часть Библии называется Ветхим Заветом и состоит из тридцати девяти книг. Первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Эта часть называется также Пятикнижием. Помимо христианства она признается и в иудаизме. Только в иудаизме она называется Законом или Торой, т.е. учением.

Ветхий Завет составлен начиная  от 1300 и до 100 г до н. э. Впрочем, его  первые книги имеют устную традицию. Другая часть Библии признается только христианами и называется «Новый Завет». Его книги восходят к первому веку н.э. и посвящены новому посланию Христа. На первый взгляд Библия – это собрание литературных произведений, главным образом древнееврейских, которые были написаны на протяжении около 1600 лет. Авторы писали их в разных странах, от Италии на западе до Месопотамии, а возможно даже Персии на востоке. Состав этих авторов исключительно разнообразен. Их разделяли не только сотни лет и тысячи километров, но и социальные преграды.

Среди них мы видим царей, пастухов, солдат, законодателей, рыбаков, государственных деятелей, придворных, священников, пророков, раввина, живущего изготовлением палаток, и врача нееврейского происхождения; кроме того, многие авторы не оставили нам ничего, кроме написанных ими фрагментов Библии, так что никаких сведений о них у нас нет. Сам текст Библии принадлежит к целому ряду литературных жанров (исторические заметки, законы, религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники, пророчества и откровения). Написанная в таком огромном промежутке времени, разными людьми, разного сословия и образования, эта великая Книга, тем не менее представляет собой удивительно связанное ,имеющее начало, развитие и описывающее конец, повествование. Все 66 книг Библии дополняют, поясняют или переходят друг в друга. Начавшись со дня сотворения мира, Библия повествует о грехопадении человека и о великой любви Бога, который послал в мир Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Его жертвой спасти погибающее человечество. Ветхий Завет так же можно рассматривать и как историю развития и жизни израильского народа. Все это делает Библию не просто антологией, а единым целым. Антологию подбирает составитель, а такого составителя Библии не было.

Информация о работе Христианский тип культуры