Специфика основных форм территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных форм территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил и «территориальная организация»;
- изучить основные формы территориальной структуры производительных сил;
- рассмотреть ассоциации экономического взаимодействия;
- изучить теорию территориально-производственных комплексов;
- изучить значение технопарков, технополисов и кластеров, рассмотреть зарубежный опыт;
- провести сравнительную характеристику СЭЗ «Находка» и ОЭЗ «Янтарь».

Содержание

Введение 2
1. Различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил России и «территориальная организация» 4
2. Основные формы территориальной структуры производительных сил 5
3. Ассоциации экономического взаимодействия как проявление рыночных взаимосвязей территорий 7
4. Теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским 11
5. Технопарки, технополисы, кластеры – как новая форма территориальной структуры производительных сил 16
6. СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининграде. Сравнительная характеристика 24
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

тема 23. Специфика основных форм территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны.docx

— 75.66 Кб (Скачать документ)

Столь небольшое число реально  работающих технопарков, выявленное по итогам аккредитации, объясняется тем, что при создании технопарков  не использовались рыночные подходы. Большинство из них организовывалось с единственной целью - получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру. В то же время и со стороны государства не проводилось какой-либо первоначальной селективной политики по заданным критериям: в частности, не делалось приблизительного расчета окупаемости проектов.

Более успешен опыт создания технопарков  не при образовательных учреждениях, а при промышленных предприятиях. В процессе реструктуризации производств крупный бизнес создает целые кластеры малых и средних компаний, которые используют инфраструктуру основного предприятия и сосуществуют с ним в рамках симбиоза, выступая как поставщики и подрядчики. Помимо этого, они начинают поставлять продукцию на другие предприятия. Тем самым создаются устойчивые индустриальные сети. Наибольших успехов в кластеризации добилась отрасль машиностроения (ОМЗ, Мотовилихинские заводы, КАМАЗ, АвтоВАЗ). На Уралмашзаводе (ОМЗ) развитием технопарка занимается Территориальная компания. В работе с предприятиями технопарка действует два принципа: принцип "одного окна" и гибкий подход к определению условий договора. Первый означает, что предприятия в Территориальной компании могут не только взять в аренду землю, здания и сооружения, но и договориться о пользовании услугами инфраструктурных компаний: энерго- и водоснабжением, охраной и благоустройством территорий, транспортными перевозками. Тепло и электроэнергия, питьевая вода и пользование канализацией обходится обитателям технопарка "Уралмашевский" значительно дешевле, чем многим предприятиям за его пределами.

Представители предприятий, расположенных  на территории технопарка, отметили невысокий размер тарифов на энергоснабжение, а также поприветствовали гибкий подход Территориальной компании к определению условий договора. Территориальная компания снижает арендную плату для предприятий, инвестирующих в ремонт арендуемых зданий и сооружений. Сегодня в технопарке "Уралмашевский" расположены 27 предприятий малого и среднего бизнеса, не входящих в "ОМЗ". Преимущественно это промышленные предприятия, занимающиеся производством, оказанием услуг по механообработке и ремонтом промышленного оборудования.

По стопам ОМЗ пошел и КАМАЗ. В конце июля завершилась официальная регистрация ОАО "Камский индустриальный парк "Мастер", созданного на базе пустующих площадей дочернего камазовского ЗАО "Ремдизель". Окончательно проект должен быть запущен к началу 2005 года. КИП даст площадку для новых рабочих мест и экономически эффективного производства комплектующих для КАМАЗа.

Изготовление мелких автомобильных  компонентов в условиях крупного предприятия не всегда эффективно. Поэтому КАМАЗ решил вынести их производство в собственный индустриальный парк. КИП также может стать решением проблем кадровой политики самого предприятия. Имущественный комплекс "Мастера" включает производственный корпус площадью 101,7 тыс. кв. метров и административно-бытовые помещения (на 36,2 тыс. кв. метров), производственная зона индустриального парка может охватить еще и площади завода запасных частей, производственного корпуса "Турбодизеля" и бывшего сдаточного корпуса КАМАЗа. КАМАЗ взял на себя обязательства по заключению рамочных соглашений с участниками КИП "Мастер" на срок не менее 5 лет. По мнению гендиректора ОАО "КАМАЗ" Сергея Когогина, выгода для его компании "очевидна и выражается прежде всего в постоянной поддержке процессов гибкого производства, возможности концентрации инвестиционных ресурсов на ключевых продуктах, апробации технических решений при освоении новой продукции, снижении себестоимости компонентной базы автомобиля и контроле над качеством комплектующих. А участники КИП получат крупные долгосрочные заказы, обустроенные площади, гибкие условия аренды и кредитования, возможность покупки оборудования по льготной цене. В общем, это снижение издержек по производству и продажам готовой продукции".

Технопарки на основе промышленных предприятий оказывают большее влияние на региональное развитие, поэтому дальнейший анализ промышленных технопарков мы провели в региональном срезе (глава пятая, региональные перспективы развития технопарков).

Технополис - одна из форм свободных экономических зон, создаваемых для активизации, ускорения инновационных процессов, способствования быстрому и эффектному применению технико-технологических новшеств. Ядро технополиса образует региональный центр разработки и освоения производства высокотехнологичной продукции мирового класса. Программа деятельности технополиса обычно включает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство. Технополисы пользуются государственной поддержкой.

Кластер не является юридическим  лицом. Структура экономического кластера не объединена единым для всех соглашением. Понятие экономического кластера предполагает, что договорные отношения между отдельными предприятиями достаточно устойчивые, то есть носят долговременный характер. Предприятия экономического кластера обслуживают определенный сектор рынка, то есть нацелены на покупателей определенной продукции конкретной территории.

Для формирования региональных и межрегиональных кластеров  особое значение имеют технопарки, поскольку они представляют собой региональную структуру, способствующую развитию малого и среднего инновационного бизнеса, появлению новых производств, укреплению технологической базы и созданию инновационной системы во всех регионах, а не только в тех, где накопленный в советские годы научный потенциал позволяет создать наукоград или ОЭЗ. В этих условиях технопарк становится ядром региональной инновационной системы, поскольку в процессе его функционирования разрабатываются предложения о приоритетах развития, выявляется спрос предприятий региона на нововведения. Сотрудники технопарка, как правило, проводят поиск, анализ и отбор инновационных проектов. Именно технопарки становятся инициаторами создания межфирменных альянсов и творческих коллективов для реализации их потенциала. Совет технопарка должен готовить предложения о коммерциализации отечественных и зарубежных разработок на предприятиях региона, их включении в состав цепочек создания добавленной стоимости и кластеров, предоставлении им льгот и т.д.  
Российские технопарки в большинстве случаев действуют как коммерческие структуры в форме ООО, ЗАО или АО, оказывающие предприятиям производственные, прежде всего, арендные услуги. Технопарк как центр региональной инновационной системы должен выполнять, прежде всего, некоммерческие функции, к которым относится целеполагание, инновационное прогнозирование и маркетинг, оценка, отбор и стимулирование инновационных проектов, организация технологических цепочек (альянсов, консорциумов) и кластеров. Поэтому их организационно-правовой формой должно быть некоммерческое партнерство с участием местной администрации.  
Во многих зарубежных странах созданы специальные государственные службы развития региональных инновационных комплексов, содействующие созданию технопарков и технополисов. Так, во Франции при поддержке государства было создано более 50 технополисов, в Германии – 30, в Японии – более 20 – во всех университетских центрах. Технополисы и технопарки как ядро инновационной системы созданы во многих странах Азии (Китай, Ю.Корея, Сингапур, Тайвань и др.).

В Финляндии региональные подразделения Центра развития технологии консультируют и предоставляют инновационную информацию, финансируют инновационные проекты, разрабатывают и координируют региональные научно-технические программы, содействуют международной технологической кооперации и созданию кластеров.

Технопарки проводят отбор  инновационных идей, оценивают потребности и емкость рынка, конкурентоспособность технологий, а также финансовые, материальные, человеческие ресурсы для их доработки и освоения, передают результаты исследований и разработок, финансируемых за счет бюджета, малым и средним предприятиям.

Первоначально в регионах, где нет развитой и научной  базы, технопарк выполняет все  инфраструктурные функции, необходимые  для формирования инновационной  системы и кластера. Затем на базе его подразделений создаются специализированные, чаще всего некоммерческие организации.  
Центры контрактных исследований и передачи технологий создаются на базе национальных научных центров, включающих лаборатории по ведущим направлениям НИР, опытно-испытательную базу, информационные, вычислительные и маркетинговые службы. В этих центрах сотрудниками малых инновационных фирм могут в течение определенного срока проводиться поисковые и прикладные НИР. Бесплатный доступ к базе центра компенсируется участием прикомандированных сотрудников в совместных публикациях, работе семинаров и т.д.

Особое значение имеет  развитие технопарков, технополисов и ОЭЗ в Сибири и на Дальнем Востоке, откуда в последние годы уехало большое число научно-технических работников. Определенные позитивные сдвиги в этой области уже происходят, примером чему служит формирование в регионе технологического альянса на основе потенциала Сибирского ИТ-цента. Сибирский ИТ-центр (до 15–20 тыс. специалистов) с соответствующей производственно-технологической и социальной инфраструктурой будет иметь региональные филиалы (отделения) в Томске, Красноярске, Иркутске, Омске, Барнауле и других городах Сибири.

Сибирский ИТ-центр, наряду с производством собственного интеллектуального продукта, будет заниматься контрактным программированием, развивать аутсорсинг (выполнение субконтрактных работ) по заказу генерального подрядчика или крупной фирмы, консалтинг, системную интеграцию и техническую поддержку ИТ-продуктов, производство компьютерного оборудования и сервисных услуг по его обслуживанию. Центр создает постоянно действующую выставку ИТ-техники и ИТ-продуктов отечественных и зарубежных компаний, организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации ИТ-специалистов. Намечено создание высокотехнологичных площадок с производственными площадями и технологической инфраструктурой, содействующих развитию малых и средних фирм и их превращение в крупные конкурентоспособные ИТ-компании.

Опыт подобного начинания  целесообразно было бы использовать и на Дальнем Востоке, где экономическая  политика ориентировалась на поддержку неконкурентоспособных крупных предприятий. Субсидии и льготы предприятиям, находящимся на низком уровне технологического развития, и высокий уровень цен на продукцию локальных монополий препятствовали широкому распространению инновационного бизнеса. При этом высокий уровень безработицы в городах, где крупные предприятия остановились, сочетается с недостатком квалифицированных рабочих и менеджеров для новых производств. Это особенно важно для малых и средних городов Дальнего Востока, экономика которых, как правило, отличается моноотраслевым характером.

Функции технопарков включают помощь в оценке коммерческой ценности технической идеи, патентные исследования, оказание поддержки при поиске потенциальных инвесторов; разработке бизнес-плана с расчетом затрат и эффекта. Особое значение имеет обучение предпринимателей и менеджеров, консультации при поиске инвесторов, организации производства и экспорта, бухгалтерское и офисное обслуживание, регистрация и защита интеллектуальной собственности. Технопарк обеспечивает или организует доступ к вычислительной и экспериментально-испытательной базе, лизинг оборудования и приборов. До достижения точки безубыточности услуги технопарка оказываются бесплатно или на льготной, а затем – на платной основе.  
В технопарк входят инкубаторы, научно-технологический комплекс (инновационный центр), промышленная зона, маркетинговый центр и центр обучения, которые могут специализироваться по различным технологическим направлениям. Некоторые технопарки организуют и предоставляют услуги в сфере торговли, складского хозяйства, сервиса, туризма, гостиничного бизнеса, рекламы, связанные с высокими технологиями. Такие парки, кроме центра передачи технологий, инновационного центра, центра информации и телекоммуникаций и т.д. включают коммерческий комплекс – офисы представительств фирм, финансово-инвестиционный центр, конгресс-центр и выставочный зал, зону проживания. Такая функциональная структура, в отличие от технопарков за рубежом, предусматривает инвестирование прибыли, получаемой в коммерческой зоне.

Согласно международной  статистике, лишь 25% технопарков являются коммерчески успешными и не более 40% реализуемых в них проектов приносят доход. Поэтому технопарк, не включающий торгово-офисную и гостиничную зону, не может функционировать как чисто коммерческая организация. Он представляет не конечную, а промежуточную форму кластеризации.  
Наукоград представляет собой по сути дела инновационный кластер, т.е. целостную региональную научно-производственную структуру, включающую НИИ фундаментального и прикладного профиля, вузы и другие учебные заведения, конструкторские и внедренческие фирмы, а также предприятия, ориентированные на освоение нововведений. В рамках технополисов осуществляется полный инновационный и образовательный цикл, функционируют венчурные фирмы, инвестиционные банки и фонды. Примером такого кластера – технополиса является «Силиконовая долина» в Калифорнии (вокруг Стенфордского университета), валовой региональный продукт которой сопоставим с ВВП Великобритании и Франции, а также «Шоссе № 128» (вокруг Гарвардского университета и Массачусетского технологического института), «Силиконовый штык» (Луизиана), «Электронный болт» (Флорида) и др.8

Информация о работе Специфика основных форм территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны