Специфика основных форм территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных форм территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил и «территориальная организация»;
- изучить основные формы территориальной структуры производительных сил;
- рассмотреть ассоциации экономического взаимодействия;
- изучить теорию территориально-производственных комплексов;
- изучить значение технопарков, технополисов и кластеров, рассмотреть зарубежный опыт;
- провести сравнительную характеристику СЭЗ «Находка» и ОЭЗ «Янтарь».

Содержание

Введение 2
1. Различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил России и «территориальная организация» 4
2. Основные формы территориальной структуры производительных сил 5
3. Ассоциации экономического взаимодействия как проявление рыночных взаимосвязей территорий 7
4. Теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским 11
5. Технопарки, технополисы, кластеры – как новая форма территориальной структуры производительных сил 16
6. СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининграде. Сравнительная характеристика 24
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

тема 23. Специфика основных форм территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны.docx

— 75.66 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 2

1. Различия  в понятиях «территориальная  структура» производительных сил  России и «территориальная организация» 4

2. Основные  формы территориальной структуры  производительных сил 5

3. Ассоциации  экономического взаимодействия  как проявление рыночных взаимосвязей  территорий 7

4. Теория  территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским 11

5. Технопарки, технополисы, кластеры – как  новая форма территориальной  структуры производительных сил 16

6. СЭЗ «Находка»  и ОЭЗ в Калининграде. Сравнительная  характеристика 24

Заключение 28

Список литературы 30

 

Введение

 

Во всех странах мира большое  внимание уделяется проблемам упорядоченного использования территории регионов в целях повышения экономической эффективности производства, улучшения условий жизни людей, восстановления и сохранения зональных и уникальных природных комплексов. Все чаще территория (земное пространство) рассматривается как ограниченный ресурс, требующий бережного осмысленного отношения к себе как в региональном, так и планетарном масштабах, настойчивее раздаются голоса в защиту гармоничного развития общества и природы, создания условий для качественного воспроизводства человека, развития его интеллектуального, физического и духовного потенциала. Особенно остро проблема рационального использования территории стоит сейчас в связи с укреплением в стране рыночных отношений в экономике и ожидаемом повышении инвестиционной активности в Российской Федерации, ограниченностью многих видов природных ресурсов и неустойчивостью во многих регионах экологического баланса.

Нерациональное использование  территории часто вызывает многочисленные перестройки, повышенные затраты на транспорте, ухудшение среды обитания, вынужденное переселение людей др. негативные явления, ведущие к уменьшению производительности общественного труда и потере национального богатства.

В связи с вышесказанным в  мире резко возросла потребность  в рациональной территориальной организации производства, расселения, рекреации, развития животного и растительного мира, в такой организации, которая позволила бы свести к минимуму отрицательное антропогенное влияние на природную среду, способствовала эффективному развитию производства, удовлетворению потребностей населения в услугах, чистом воздухе, отдыхе на природе.

Основой территориальной организации  хозяйства является его территориальная структура. Разработка концептуальных основ и общих схем развития территориальной структуры хозяйства регионов разного типа, отвечающих требованиям повышения экономической эффективности использования ограниченных производственных ресурсов, улучшения условий жизни населения, восстановления и сохранения природных комплексов, - основная цель проводимых в диссертации исследований.

Целью данной курсовой работы является изучение основных форм территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:

- рассмотреть различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил и «территориальная организация»;

- изучить основные формы территориальной  структуры производительных сил;

- рассмотреть ассоциации экономического  взаимодействия;

- изучить теорию территориально-производственных  комплексов;

- изучить значение технопарков,  технополисов и кластеров, рассмотреть зарубежный опыт;

- провести сравнительную характеристику  СЭЗ «Находка» и ОЭЗ «Янтарь».

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Различия в понятиях «территориальная  структура» производительных сил России и «территориальная организация»

 

Для характеристики географии  хозяйства - как мира, так и отдельных  стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую рубежная Европа, Северная Америка, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности.1 Территориальная структура общественного производства — разделение народного хозяйства на функционально различающиеся специализированные территории, в целом составляющие единую взаимосвязанную систему. Территориальная структура общественного производства отражает размещение производительных сил и территориальное разделение общественного труда.

Под территориальной организацией общественного производства следует понимать такую форму его общественной организации, которая на основе территориального и отраслевого разделения труда образует на определенной территории системы технологически и экономически взаимосвязанных производств.

Понятие «территориальная организация  производства» емкое по своему содержанию, оно включает несколько категорий: размещение отрасли (или распределение по территории производственных объектов ), территориальная специализация, комплексность, территориальный обмен.

2. Основные формы территориальной  структуры производительных сил

 

Территориальной структуре  производительных сил России присуще  следующие формы:

Экономические зоны

Экономические зоны, представляющие собой группы укрупненных районов, предназначенные для целей долгосрочного  прогнозирования размещения производительных сил на период становления рыночных отношений. В России выделяют две экономические зоны Западную и Восточную. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций. Роль Западной зоны возрастает преимущественно в развитии машиностроения, сложных, высококвалифицированных отраслей промышленности, обеспечивающих научно-технический прогресс. Восточная зона, как основная ресурсно-энергетическая база страны, и в перспективе сохранит приоритет в разработке лесных ресурсов, дальнейшем развитии энерго- и водоемких отраслей промышленности. 2 В состав Западной экономической зоны входит Центральный ФО, Уральский ФО, Южный ФО, Приволжский ФО, Северо-Западный ФО. В состав Восточной экономической зоны входит Сибирский и Дальневосточный ФО.

Укрупненные экономические районы

Укрупненные районы формируются  в экономических зонах по принципу общности природно-ресурсного потенциала, специализации хозяйства и экономических связей. Главным принципом их выделения являются уровень хозяйственного освоения и развития, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. В западной зоне выделяются четыре укрупненных района Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне выделяются два укрупненных района Сибирь и Дальний Восток.3

Крупные экономические районы

Основным звеном в системе  макрорегионов России являются крупные экономические районы, каждый из которых это целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию и прочные внутренние экономические связи. В настоящее время Россия имеет 11 крупных экономических районов Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

Крупные экономические районы отличаются широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью специализации. В них около 2/3 всего  грузооборота железных дорог приходится на внутрирайонные связи. Во всех районах отрасли специализации дают свыше половины всей промышленной продукции, а в пяти районах России свыше 60% (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский).4

г) Таксономия экономических  районов

Макрорегионы: республики, края, области. В экономическом отношении они также являются специализированными комплексами, но с более ограниченным составом отраслей (производств) и экономическими связями. Другими словами, эти республики, края и области образованы с учетом не только национального единства и целостности как хозяйственных комплексов в системе общественного территориального разделения труда. На практике среди макрорегионов выделяют экономические подрайоны (группы небольших республик, краев, областей), представляющие собой внутрирайонные хозяйственные зоны, характеризующиеся единством специализации и тесными производственными связями.

Микрорайоны: сельские и городские административные районы (всего их порядка 4 тыс.), города, небольшие автономии, представляющие собой первичные территориальные звенья в региональной структуре хозяйства страны. 5

3. Ассоциации экономического взаимодействия  как проявление рыночных взаимосвязей  территорий

 

Ассоциация экономического взаимодействия (англ. association of economic cooperation) - в РФ некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов РФ, создаваемая на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов РФ.

Межрегиональные ассоциации социально-экономического взаимодействия российских регионов образованы в 1990—1993 годах. Основные принципы организации их деятельности были закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 11 ноября 1991 г. № 194 “Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы”.

Указом поддержана инициатива российских территорий “по формированию и развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия с целью отработки новых методов управления народным хозяйством в условиях децентрализованной экономики и рыночных отношений, выработки процедуры принятия совместных решений по вопросам развития национально-государственных, национально-территориальных и административно-территориальных образований и методам социальной защиты населения при переходе к рынку”. Подчеркнута добровольная основа объединения, определены права юридического лица ассоциации, порядок утверждения Устава на собрании учредителей и последующей его регистрации в Минюсте, Минэкономики и Минфине России. Согласно Указу, руководящим органом ассоциации является Совет в составе высших должностных лиц входящих в нее территорий. Особо отмечается целесообразность разработки экономических программ развития (а в их рамках — конкретных подпрограмм с указанием источников финансового и материального обеспечения) с утверждением их Советом ассоциации, а также создания Фонда реализации программ.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации было принято Постановление Правительства от 16 сентября 1993 г. № 918 “О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления”. Постановлением был определен порядок взаимодействия правительства и федеральных органов исполнительной власти с ассоциациями, утверждено “Временное положение о порядке формирования, регистрации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления”.

“Временное положение” (действует до принятия соответствующих  законодательных актов) определило основные задачи ассоциаций, среди которых — создание необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материально-финансовых ресурсов и координации деятельности для проведения мероприятий, представляющих взаимный интерес. Создание ассоциации экономического воздействия осуществляется по решению учредителей, которыми могут выступать органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Учредительными документами ассоциации экономического воздействия являются учредительный договор, заключенный ее учредителями, и утвержденный ими устав.

Имущество ассоциации экономического воздействия состоит из средств, источниками которых являются денежные и др. материальные взносы учредителей и др. установленные федеральным законом источники. Суммы ежегодных целевых взносов учредителей ассоциации экономического воздействия утверждаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с региональным законодательством.6

В настоящее время на территории России функционируют восемь ассоциаций социально-экономического взаимодействия.

Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации (“Северо-Запад”) объединяет 12 субъектов Россий-ской Федерации (республики Карелия и Коми; области — Архангельская, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская; г. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ). Президент — губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев.

Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации “Центральная Россия” объединяет 13 субъектов Российской Федерации (области — Владимирская, Брянская, Ивановская, Калужская, Калининградская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская; г. Москва). Ассоциированные члены — административно-территориальные образования Белоруссии: области — Витебская, Гомельская, Минская, Могилевская; г. Минск. Президент — губернатор Ярославской области А.И. Лисицын.

Информация о работе Специфика основных форм территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны