Мировые рынки сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:53, контрольная работа

Описание

Целью исследования является изучение и описание АПК в мировом хозяйстве, а также мировые рынки сельскохозяйственной продукции. Реализация поставленной цели потребовало решения целого ряда задач. Основными из них являются следующие:
-определить понятие «мировая экономика», выделить основные исторические этапы её развития;
-рассмотреть особенности современной мировой экономики;
-изучить структуру, становление, развитие, формирование АПК в мировом хозяйстве;
-с помощью примеров проанализировать, изучить мировые рынки сельскохозяйственной продукции;

Содержание

Содержание
Введение 3
Раздел 1. Агропромышленный комплекс в мировом хозяйстве. 5
1.1 История и этапы развития мирового хозяйства. 5
1.2 Агропромышленный комплекс особенности формирования и развития АПК 7
1.3 Становление АПК в мировой экономике. 11
Раздел 2. Мировые рынки сельскохозяйственной продукции. 14
2.1 Сельское хозяйство важнейшая отрасль экономики. 14
2.2 Факторы производства в мировом хозяйстве. Ресурсный потенциал современной цивилизации. 17
2.3 Обзор на мировой рынок сельскохозяйственной продукции. 19
Заключение 25
Список используемой литературы. 26

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

   Благодаря высокому спросу цены на рис на азиатском рынке достаточно устойчивы. Лидирующие позиции в мировом экспорте риса занимают: Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма и Пакистан.

   Крупнейшим  импортером риса является Индонезия (14% мирового импорта), а также Бангладеш, КНДР, Иран, Саудовская Аравия, Бразилия, страны ЕС.

   Помимо  зерновых на мировой рынок поступают  хлебопродукты и продукция мукомольной  промышленности.

   Рынок мясомолочной продукции.При общем мировом производстве мяса на уровне 53 - 54 млн. т в год его производство на душу населения имеет огромный диапазон колебаний. Так, при среднем мировом производстве на душу населения 33,2 кг, на страны Европы приходится 83,5 кг, на Китай 29,4 кг, на Данию 326,9 кг, Бельгию 144,2 кг, на Украину 50 кг.

   В мировой торговле говядиной четко  выделяются по регионам основные страны экспортеры и импортеры этой продукции. Так по экспорту говядины и телятины лидерами являются Австралия и Новая Зеландия, которым принадлежит более 25% мирового экспорта, а также Бразилия, Аргентина, Уругвай, страны ЕС и США. Основным импортером их продукции являются Япония, Республика Корея, Иран, Египет.

   Что касается мировой торговли свининой, то здесь ярко выраженных лидеров-экспортеров этой продукции нет. Можно выделить Данию, страны Бенилюкса, Канаду, США. Основные экспортеры баранины и ягнятины – Новая Зеландия и Австралия, по экспорту птицы выделяются страны ЕС и США. Цены на рынке мяса подвержены значительным колебаниям и зависят от качества, условий поставки и других факторов.

   Особое  место в мировой торговле мясом  и мясопродуктами занимают США. Относительно низкие мировые цены на эти товары привели к тому, что эта страна отдает приоритет импорту перед собственным производством. Аграрная политика США все более направлена на поддержку экспорта зерновых, в т.ч. фуражного зерна, в результате чего потенциальные возможности США сконцентрированы не на экспорте животноводства, а на экспорте «сырья» для их производства. Ежегодный объем мировой торговли молочными товарами превышает 11 млн. т. Наиболее распространена торговля такими видами молочных товаров, как сыры, сливочное масло, сухое молоко. Основными поставщиками этих продуктов выступают страны ЕС и Новая Зеландия. Объемы импорта существенно различаются по конкретным видам товаров и странам.

   Рынок сахара. Крупнейшими производителями сахара в мире являются Индия, Китай, Бразилия, Таиланд, Франция, Куба. Украина занимает 9 - 10 место в мировом производстве сахара (около 4 млн. т в год).

   Рост  потребления сахара на душу населения  наблюдается, прежде всего, в развивающихся  странах, а в развитых – имеет  место противоположная тенденция. Так, в США в 1974 г. на душу населения  потреблялось в среднем свыше 50 кг сахара, а в 2000 г. – менее 30 кг, что явилось следствием пропаганды научно-обоснованной структуры питания. Увеличивается потребление заменителей сахара, которые вытесняют с рынка натуральное сырье. Однако в ближайшие годы потребление сахара в мире все же будет возрастать на 1,2% ежегодно и достигнет к концу столетия 125 млн. т. Этому будет способствовать политика правительств по поддержке национальных производителей сахара, а также деятельность Международного соглашения по сахару.

   В 2000-2001 гг. объем продукции в 110 странах-продуцентах составил примерно 120 млн. т (на общую сумму 25 млрд. долл.), около 28% было поставлено на внешний рынок. В результате высоких урожаев в Бразилии, Индии, Таиланде и Австралии производство сахара превысило мировой спрос, что привело к снижению цен.

   Цены  на сахар характеризуются большой  нестабильностью, усиливаемой спекуляциями на биржах. Три четверти мировой  торговли сахаром осуществляется на свободном рынке, где наиболее представительными  ценами являются котировки Лондонской, Нью-Йоркской и Парижской бирж. Рынок масличных культур.На мировом рынке продукции масличных культур важнейшее место занимают: соевые бобы (48,6%), семена хлопка (15,9%), семена рапса (10,9%), плоды арахиса и семена подсолнечника (по 10%).

   Основными производителями сои в мире являются США (50%), Бразилия (17%), Китай (10,8%), Аргентина (10%). Эти страны и являются основными экспортерами сои в мире, а основные импортеры – Германия, Нидерланды, Испания, Италия, Португалия.

   Что касается подсолнечника, то его география значительно шире. Странам ЕС в целом принадлежит 28 - 29% его мирового производства, Аргентине – 17 - 18%, США – 11%, Украине –10%. В расчете на душу населения Украина занимает третье место в мире (45 кг)

   Рынок кофе. Рынок  кофе играет на повышение по-крупному. Из-за заморозков в  Латинской Америке  и в  этом, как  и в  прошлом  году  цены  на  зеленый  кофе растут.

   С началом 2000 г. почувствовали и российские потребители,  покупающие в основном кофе растворимых сортов. Цены растут  практически на  все марки.

   Импортеры сейчас  в один голос предрекают  дальнейший рост  цен, вплоть  до конца года. Естественно,  что столь  масштабные перемены не могут не сказаться  на структуре внутреннего  спроса. Например,  скорее  всего  будет  сломлена наметившаяся в  последнее время  тенденция роста объемов сбыта  кофе качественных  сортов.

   В  то же  время крупные  города все  больше ориентируются на  качественные сорта. Например,  кофе Carte  Noire по цене около 10 долл.  за банку  2001г. в начале этого года стала бестселлером, в том  числе и  мелкооптового рынка. Там его  умудрялись  продавать даже  по 80  тыс. руб.  Это говорит о наличии до сих пор пустующих  ниш  на нашем рынке, особенно в секторе элитных напитков

 

Заключение

   Данная  тема является актуальной т.к. агропромышленный комплекс - важнейшая составная часть экономики. В нем создается свыше 16% национального дохода. Потребительский рынок более чем на 60% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья.

   Сельское хозяйство – это совершенно особая сфера производства, наличие земли в качестве основного средства производства. Земля в отличие от других средств производства – не продукт труда человека, ее размеры не могут быть увеличены; при правильном ее использовании в сельском хозяйстве земля не только не теряет своих качеств, но даже улучшает их, в то время как все другие средства производства постепенно устаревают морально и физически, заменяются другими. Земля, являясь средством производства, выступает и как средство труда, и как предмет труда.

   Значение мировой экономики неуклонно растет. И потребители, и производители каждой страны все яснее ощущают свою причастность к мировому хозяйству, о чем убедительно свидетельствуют статистические данные последних лет. Международная торговля товарами и услугами превысила 10,6 трлн. долл., а темпы ее ежегодного прироста (6—8%) значительно опережают рост производства (2—2,5%). Сегодня каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю.

   Важным  показателем взаимозависимости национальных экономик служит удельный вес импорта в валовом национальном продукте. По небольшим развитым государствам, таким, как Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Дания, Швеция, эта доля варьирует от 30 до 60%, по более крупным странам (Германия, Франция, Англия, Италия) — от 20 до 30%, у США этот показатель составляет около 9%.

   В заключительной части контрольной  работы, хочу сказать, что полностью  раскрыла свою тему. Определила понятие «мировая экономика», выделила основные исторические этапы её развития; рассмотрела особенности современной мировой экономики; изучила структуру, становление, развитие, формирование АПК в мировом хозяйстве; с помощью примеров проанализировала, изучила мировые рынки сельскохозяйственной продукции.

 

   Список используемой литературы.

       1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. 6 изд. переработ. и доп. – М.: 2001.

       2.Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс-Универс, 1992.

       3.Мартынов В. Мировая экономика в 21 веке: достижения и проблемы // МЭиМО. – 2005. - №1. – С.3-16.

       4.Кулов А. Р. / Государственное регулирование инвестиционного развития сельского хозяйства / Достижения науки и техники АПК: журнал. 2006 №2.

       5.Пашкус Б. Н./ Бюджетная поддержка сельского хозяйства / АПК: Экономика, управление: журнал. 2006 №2.

       6.Попцов А. В. / Направления государственной поддержки сельского хозяйство в развитых странах/ АПК: Экономика, управление: журнал. 2005 №11.

       7.Добрынина А. И. / Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / СПб – 2001 г.

       8.Елецкий Н. Д., Корниенко О. В. / Экономическая теория: Учебное пособие для ВУЗов / РнД – 2002 г.

       9.Анохин А. А., Ахметдинов Х. И. и др. Внутрихозяйственные экономические отношения в производственном сельскохозяйственном кооперативе. АПК: Экономика, управление., 2007№ 8.

Информация о работе Мировые рынки сельскохозяйственной продукции