Характеристика российско-китайских взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить и объяснить преемственность и динамику российско-китайских отношений с учетом возможных вариантов их дальнейшего развития. Из цели вытекают следующие задачи:

выявить основные направления двусторонних отношений;
изучить договора о сотрудничестве;
обозначить позиции, которые занимают страны на международной арене в современный период;
выявить проблемы и возможные перспективы развития взаимоотношений.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. История российско-китайских отношений 6

1.1. Истоки формирования отношений Китая и Царской России. 6

1.2. Отношения Китая и СССР – российско-китайское сотрудничество. 9

Глава 2. Особенности российско-китайских отношений на современном этапе. 14

2.1. Нормативно-правовая база сотрудничества. 14

2.2. Политика стратегического партнерства. 16

2.3. Совместные проекты экономического сотрудничества 22

Глава 3. Проблемы и перспективы развития российско-китайских отношений. 28

3.1. Проблемы российско-китайских отношений. 28

3.2.Перспективы развития партнерства. 31

Заключение. 36

Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 85.68 Кб (Скачать документ)

    Реальные  опасения существуют у российских граждан  по поводу «китайской экспансии». Хотя Китай в год отправляет на работу за границу всего около 3,3 млн. человек. Эти рабочие распределяются между многими странами, и на долю России остается совсем мало. Огромное количество страхов и разговоров было в Петербурге по поводу строительства комплекса «Балтийская жемчужина». Однако инвестиционное соглашение предусматривает продажу гражданам КНР всего 1% от жилой площади комплекса, то есть всего 16 тысяч кв. метров, из 1,6 млн. кв. метров общей жилой площади. По населению это всего 354 человека, которые в глазах испуганных журналистов превратились в огромный «китайский анклав». Но, несмотря на существующие противоречия, Китай для России — редкий шанс. Для нас китайские инвестиции, половина которых приходится на Дальний Восток, имеют значение намного большее, чем любые другие, потому что они поднимают с колен депрессивные дальневосточные регионы.

    Все перечисленные проблемы: непонятная несогласованность в статистике, полная неизвестность российских инвестиций в Китае, недопонимание характера  китайского инвестирования в России, плохое развитие транспорта и антикитайские  настроения — ведут к тому, что  мы этот шанс можем упустить. Выгнать  китайского инвестора просто, вернуть  его обратно очень сложно.

    Но  наличие множества ассиметрий –  политических, экономических, идеологических и цивилизационных – между  Россией и Китаем само по себе не исключает возможности развития между ними тесных связей. Важно  отметить, что стратегическое партнерство  функционирует лучше, чем можно  было бы представить с учетом трудного исторического генезиса и очевидных  различий между двумя странами. Частичным  объяснением этому факту является то, что партнерство основано на общих интересах, а не на общих  ценностях. 

    3.2.Перспективы развития  партнерства. 

    Рассматривая  возможные сценарии развития российско-китайских  отношений на рубеже XXI века и в  более отдаленной перспективе, многие эксперты-международники видят не только вероятность укрепления стратегического  партнерства России и Китая, но даже, в некоторых вариантах, неизбежность его перерастания в союзнические отношения. В то же время есть и  другие политологи, которые говорят  о "китайской угрозе" и очень  высокой вероятности столкновения двух держав в грядущем столетии. Нельзя исключить развитие ни одного из двух упомянутых крайних вариантов.

    Главной и первоочередной задачей для  российской стороны в отношениях с Китаем является наполнение конкретным содержанием и практическими  делами принятого правительствами  обеих стран курса на равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке.

    В целом Россия пока еще не готова выступить в качестве равноправного, экономически сильного партнера Китая. Для выхода из этого положения  российской стороне необходимо четко  определить основные приоритеты в торгово-экономических  и на научно-технических связях с  Китаем и сосредоточить усилия и  средства на развитии таких перспективных  направлений как энергооборудование, машиностроение, авиационная, космическая, атомная промышленность, развитие конверсионных  производств, наукоемких отраслей, представляющих интерес для Китая.

    Как представляется, наиболее вероятные  сценарии развития Центральной Азии, взаимодействия между РФ и КНР в Центральной Азии (ЦА) являются достаточно пессимистичными или крайне неоднозначными по своим возможным последствиям.

    Во-первых, обостряется конкуренция за контроль над мировыми ресурсами. Во-вторых, китайский фактор становится жизненно важным для ЦА. Усиление экономического присутствия КНР будет продолжать идти во многом за счет увеличения объемов поставок готовой продукции и кредитования выгодных проектов.

    В то же время крайне трудно прогнозировать, к чему в целом приведет рост экономического присутствия КНР в центральноазиатском  регионе. С одной стороны, учитывая большие масштабы китайской экономики  и динамичное развитие практически  всех отраслей промышленности, именно Китай мог бы выступить локомотивом  экономического (в том числе промышленно-инновационного) развития Центральной Азии.

    С другой стороны, учитывая наличие значительных проблем на пути развития самого Китая, Пекин может выстроить более  прагматичную и эгоистичную схему  отношений с Центральной Азией. В этом случае Китай, скорее всего, постарается  максимально эффективно использовать сырьевую базу региона для экономического подъема своих внутренних территорий.

    Причем, этот сценарий несет потенциальные  угрозы безопасности не только для  региона, но и для России, а также  самого Китая. В случае экономического краха центральноазиатских государств и, как следствие, их возможной дестабилизации РФ и КНР рискуют получить крайне нестабильное пространство на своих  крайне протяженных и уязвимых к  внешнему воздействию границах.

    В-третьих, неоднозначен ответ и на другой вопрос – насколько вероятно сотрудничество или, напротив, соперничество Китая  и России в Центральной Азии? Хотя в настоящее время наблюдается  политическое сближение РФ и КНР, вероятность столкновения интересов  двух держав представляется не такой  уж и малой. При этом необходимо учитывать  тот факт, что российско-китайские  отношения имеют сложное и  неоднозначное историческое наследие: этапы сближения чередовались с  этапами резкого охлаждения (если не обострения) двусторонних отношений. Более того, растущая китайская экономика  и начавшаяся восстанавливаться  российская экономика в перспективе  будут еще более остро нуждаться  в центральноазиатских ресурсах, в первую очередь, в энергоносителях  и цветных металлах, чем особенно богата ЦА. В этой связи нельзя исключить  возможность реализации сценария соперничества  между РФ и КНР за влияние в  ЦА в результате чего может быть поставлена под угрозу стабильность в регионе. Это, в свою очередь, крайне негативно повлияет на безопасность самих России и Китая.

    Однако  с учетом геополитических факторов Россия и Китай могут осуществлять стратегическое партнерство в отношениях со странами ЦА - бывшими республиками СССР. Яркой демонстрацией этого было подписание 5-ю странами в Шанхае Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и еще более масштабного Соглашения той же пятерки о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в Москве. Эти соглашения также внесли существенный вклад в укрепление безопасности в АТР в целом. [22]

    С точки зрения развития ситуации в  АТР, для России стратегическое партнерство с Китаем несет в себе две функциональные задачи: во-первых, предостеречь третьи страны от активной, наступательной в отношении России политики, посягающей на ее национальные интересы, во-вторых, снизить вероятность обострения отношений РФ с КНР.

    Необходимо  оговориться, что реализация всех перечисленных  выше позитивных моментов возможна лишь при активной и умелой повседневной дипломатической деятельности.

    Для развития российско-китайского сотрудничества на международной арене существуют весьма благоприятные факторы, которые  необходимо продолжать использовать. Оба государства, установив между  собой отношения нового типа на основе добрососедства, дружбы и сотрудничества, выступают против силовой политики, за справедливое решение международных  проблем.

    Россия  и Китай могут и должны сотрудничать в различных сферах - в политике, экономике, вопросах безопасности, согласовывая свои позиции по дипломатическим  каналам. Защищая интересы своих  стран, Россия и Китай в то же время  поддерживают справедливые требования и права малых, слаборазвитых  государств, что, соответственно, повысит  возможности российской экономической  деятельности в этих странах. При  этом необходимо акцентировать внимание на том, что международное сотрудничество России и Китая специально не направлено против третьих стран. Конструктивное сотрудничество России и Китая ведет, прежде всего, к оздоровлению международных  отношений, ослаблению конфронтации, решению  возникающих проблем политическими, а не силовыми методами.

    Партнерство России и Китая в региональной политике в АТР также может  быть полезным и плодотворным. От того, как будут развиваться партнерские  отношения между ними и как  на это партнерство будут реагировать  другие ведущие державы, прежде всего  США и Япония, во многом зависит  будущая конфигурация международных  отношений.

    В целом перспективы отношений  между Россией, Китаем и Центральной  Азией во многом зависят не только и не столько от ЦА и КНР, сколько  именно от РФ, так как только она по своему историческому, геополитическому и геоэкономическому потенциалу способна в корне изменить ход уже запущенных на пространстве Центральной Евразии центробежных тенденций. В противном случае, Китай будет выстраивать сугубо эгоистическую схему отношений и с Россией, и с Центральной Азией, руководствуясь лишь собственными интересами. Это представляется вполне естественным, так как Пекин вряд ли станет учитывать некие «стратегические и долгосрочные интересы» Москвы и столиц стран региона, если они сами о них не думают.

    В итоге, как представляется, на современном  историческом этапе развития именно Россия должна стать инициатором  масштабных и кардинальных, а главное  – позитивных перемен как в  китайско-российских, так и китайско-центральноазиатских  отношениях. Требуется не только развивать  торгово-транзитную функцию внутренней Евразии, но и создавать на этом пространстве современную экономику, формировать  на порядок более эффективную, чем  в ранние исторические времена систему  международных отношений и безопасности в центре континента.

    Другого выбора у России на самом деле нет: если она действительно хочет  сохраниться в прежних границах, остаться внутренне целостной и  стабильной, обрести устойчивость и  поступательность долгосрочного развития, в том числе и в своих  отношениях с Западом. 

    Заключение. 

    Хотя  контакты между Россией и Китаем имеют длительную историю, формирование в России образа Китая, который имел бы значение для внутриполитических дискуссий, можно отнести лишь к XIX столетию. В XVIII веке Китай рассматривался в России в рамках геополитических  представлений, развивавшихся западноевропейскими, в основном французскими, просветителями, труды которых составляли в тот  период основу российского образования.

    К концу XIX - началу XX века Китай стал для  России уже не просто теоретической, но и практической политической проблемой. Конечно, военная опасность со стороны  слабого Китая в то время не считалась реальной, военная "желтая опасность" виделась в основном со стороны Японии. Реальной была боязнь китайского заселения российского  Дальнего Востока. Особенно сильны эти  опасения были, естественно, на самом  Дальнем Востоке, лишь в 1860 году отошедшем  к России и населенном значительным числом самовольных переселенцев из Кореи и Китая

     После 1917 года Китай стал рассматриваться  новыми правителями России в рамках общего курса на поиск союзников  в борьбе с западным империализмом. В соответствии с этой политикой  национальные антизападные движения в  колониях и полуколониях рассматривались  Москвой как естественные союзники, и она оказывала им всемерное  содействие.

     Сейчас  российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях.

     Основные  принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы  двустороннего сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном 16 июля 2001 года в Москве. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.

     Действующий с 1996 года механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и  Китая является системообразующим  фактором поступательного развития двусторонних отношений во всех основных сферах.

     Контакты  между главами государств России и Китая носят регулярный характер – встречи проводятся не менее  трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС).

Информация о работе Характеристика российско-китайских взаимоотношений