Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 13:15, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить и объяснить преемственность и динамику российско-китайских отношений с учетом возможных вариантов их дальнейшего развития. Из цели вытекают следующие задачи:
выявить основные направления двусторонних отношений; 
изучить договора о сотрудничестве; 
обозначить позиции, которые занимают страны на международной арене в современный период; 
выявить проблемы и возможные перспективы развития взаимоотношений.
Введение. 3
Глава 1. История российско-китайских  отношений 6
1.1. Истоки формирования  отношений Китая  и Царской  России. 6
1.2. Отношения Китая  и СССР – российско-китайское  сотрудничество. 9
Глава 2. Особенности российско-китайских  отношений на современном  этапе. 14
2.1. Нормативно-правовая  база сотрудничества. 14
2.2. Политика стратегического  партнерства. 16
2.3. Совместные проекты  экономического сотрудничества 22
Глава 3. Проблемы и перспективы  развития российско-китайских  отношений. 28
3.1. Проблемы российско-китайских  отношений. 28
3.2.Перспективы  развития партнерства. 31
Заключение. 36
Список  литературы 39
Реальные опасения существуют у российских граждан по поводу «китайской экспансии». Хотя Китай в год отправляет на работу за границу всего около 3,3 млн. человек. Эти рабочие распределяются между многими странами, и на долю России остается совсем мало. Огромное количество страхов и разговоров было в Петербурге по поводу строительства комплекса «Балтийская жемчужина». Однако инвестиционное соглашение предусматривает продажу гражданам КНР всего 1% от жилой площади комплекса, то есть всего 16 тысяч кв. метров, из 1,6 млн. кв. метров общей жилой площади. По населению это всего 354 человека, которые в глазах испуганных журналистов превратились в огромный «китайский анклав». Но, несмотря на существующие противоречия, Китай для России — редкий шанс. Для нас китайские инвестиции, половина которых приходится на Дальний Восток, имеют значение намного большее, чем любые другие, потому что они поднимают с колен депрессивные дальневосточные регионы.
    Все 
перечисленные проблемы: непонятная 
несогласованность в 
    Но 
наличие множества ассиметрий – 
политических, экономических, идеологических 
и цивилизационных – между 
Россией и Китаем само по себе не 
исключает возможности развития 
между ними тесных связей. Важно 
отметить, что стратегическое партнерство 
функционирует лучше, чем можно 
было бы представить с учетом трудного 
исторического генезиса и очевидных 
различий между двумя странами. Частичным 
объяснением этому факту 
    3.2.Перспективы развития 
партнерства. 
    Рассматривая 
возможные сценарии развития российско-китайских 
отношений на рубеже XXI века и в 
более отдаленной перспективе, многие 
эксперты-международники видят не только 
вероятность укрепления стратегического 
партнерства России и Китая, но даже, 
в некоторых вариантах, неизбежность 
его перерастания в союзнические 
отношения. В то же время есть и 
другие политологи, которые говорят 
о "китайской угрозе" и очень 
высокой вероятности 
Главной и первоочередной задачей для российской стороны в отношениях с Китаем является наполнение конкретным содержанием и практическими делами принятого правительствами обеих стран курса на равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке.
    В 
целом Россия пока еще не готова 
выступить в качестве равноправного, 
экономически сильного партнера Китая. 
Для выхода из этого положения 
российской стороне необходимо четко 
определить основные приоритеты в торгово-экономических 
и на научно-технических связях с 
Китаем и сосредоточить усилия и 
средства на развитии таких перспективных 
направлений как 
Как представляется, наиболее вероятные сценарии развития Центральной Азии, взаимодействия между РФ и КНР в Центральной Азии (ЦА) являются достаточно пессимистичными или крайне неоднозначными по своим возможным последствиям.
Во-первых, обостряется конкуренция за контроль над мировыми ресурсами. Во-вторых, китайский фактор становится жизненно важным для ЦА. Усиление экономического присутствия КНР будет продолжать идти во многом за счет увеличения объемов поставок готовой продукции и кредитования выгодных проектов.
    В 
то же время крайне трудно прогнозировать, 
к чему в целом приведет рост экономического 
присутствия КНР в 
С другой стороны, учитывая наличие значительных проблем на пути развития самого Китая, Пекин может выстроить более прагматичную и эгоистичную схему отношений с Центральной Азией. В этом случае Китай, скорее всего, постарается максимально эффективно использовать сырьевую базу региона для экономического подъема своих внутренних территорий.
    Причем, 
этот сценарий несет потенциальные 
угрозы безопасности не только для 
региона, но и для России, а также 
самого Китая. В случае экономического 
краха центральноазиатских 
    В-третьих, 
неоднозначен ответ и на другой вопрос 
– насколько вероятно сотрудничество 
или, напротив, соперничество Китая 
и России в Центральной Азии? Хотя 
в настоящее время наблюдается 
политическое сближение РФ и КНР, 
вероятность столкновения интересов 
двух держав представляется не такой 
уж и малой. При этом необходимо учитывать 
тот факт, что российско-китайские 
отношения имеют сложное и 
неоднозначное историческое наследие: 
этапы сближения чередовались с 
этапами резкого охлаждения (если 
не обострения) двусторонних отношений. 
Более того, растущая китайская экономика 
и начавшаяся восстанавливаться 
российская экономика в перспективе 
будут еще более остро 
Однако с учетом геополитических факторов Россия и Китай могут осуществлять стратегическое партнерство в отношениях со странами ЦА - бывшими республиками СССР. Яркой демонстрацией этого было подписание 5-ю странами в Шанхае Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и еще более масштабного Соглашения той же пятерки о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в Москве. Эти соглашения также внесли существенный вклад в укрепление безопасности в АТР в целом. [22]
С точки зрения развития ситуации в АТР, для России стратегическое партнерство с Китаем несет в себе две функциональные задачи: во-первых, предостеречь третьи страны от активной, наступательной в отношении России политики, посягающей на ее национальные интересы, во-вторых, снизить вероятность обострения отношений РФ с КНР.
Необходимо оговориться, что реализация всех перечисленных выше позитивных моментов возможна лишь при активной и умелой повседневной дипломатической деятельности.
Для развития российско-китайского сотрудничества на международной арене существуют весьма благоприятные факторы, которые необходимо продолжать использовать. Оба государства, установив между собой отношения нового типа на основе добрососедства, дружбы и сотрудничества, выступают против силовой политики, за справедливое решение международных проблем.
    Россия 
и Китай могут и должны сотрудничать 
в различных сферах - в политике, 
экономике, вопросах безопасности, согласовывая 
свои позиции по дипломатическим 
каналам. Защищая интересы своих 
стран, Россия и Китай в то же время 
поддерживают справедливые требования 
и права малых, слаборазвитых 
государств, что, соответственно, повысит 
возможности российской экономической 
деятельности в этих странах. При 
этом необходимо акцентировать внимание 
на том, что международное 
    Партнерство 
России и Китая в региональной 
политике в АТР также может 
быть полезным и плодотворным. От того, 
как будут развиваться 
В целом перспективы отношений между Россией, Китаем и Центральной Азией во многом зависят не только и не столько от ЦА и КНР, сколько именно от РФ, так как только она по своему историческому, геополитическому и геоэкономическому потенциалу способна в корне изменить ход уже запущенных на пространстве Центральной Евразии центробежных тенденций. В противном случае, Китай будет выстраивать сугубо эгоистическую схему отношений и с Россией, и с Центральной Азией, руководствуясь лишь собственными интересами. Это представляется вполне естественным, так как Пекин вряд ли станет учитывать некие «стратегические и долгосрочные интересы» Москвы и столиц стран региона, если они сами о них не думают.
    В 
итоге, как представляется, на современном 
историческом этапе развития именно 
Россия должна стать инициатором 
масштабных и кардинальных, а главное 
– позитивных перемен как в 
китайско-российских, так и китайско-
    Другого 
выбора у России на самом деле нет: 
если она действительно хочет 
сохраниться в прежних 
    Заключение. 
    Хотя 
контакты между Россией и Китаем 
имеют длительную историю, формирование 
в России образа Китая, который имел 
бы значение для внутриполитических 
дискуссий, можно отнести лишь к 
XIX столетию. В XVIII веке Китай рассматривался 
в России в рамках геополитических 
представлений, развивавшихся 
К концу XIX - началу XX века Китай стал для России уже не просто теоретической, но и практической политической проблемой. Конечно, военная опасность со стороны слабого Китая в то время не считалась реальной, военная "желтая опасность" виделась в основном со стороны Японии. Реальной была боязнь китайского заселения российского Дальнего Востока. Особенно сильны эти опасения были, естественно, на самом Дальнем Востоке, лишь в 1860 году отошедшем к России и населенном значительным числом самовольных переселенцев из Кореи и Китая
После 1917 года Китай стал рассматриваться новыми правителями России в рамках общего курса на поиск союзников в борьбе с западным империализмом. В соответствии с этой политикой национальные антизападные движения в колониях и полуколониях рассматривались Москвой как естественные союзники, и она оказывала им всемерное содействие.
Сейчас российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях.
Основные принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы двустороннего сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном 16 июля 2001 года в Москве. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.
Действующий с 1996 года механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая является системообразующим фактором поступательного развития двусторонних отношений во всех основных сферах.
Контакты между главами государств России и Китая носят регулярный характер – встречи проводятся не менее трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС).
Информация о работе Характеристика российско-китайских взаимоотношений