Характеристика российско-китайских взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить и объяснить преемственность и динамику российско-китайских отношений с учетом возможных вариантов их дальнейшего развития. Из цели вытекают следующие задачи:

выявить основные направления двусторонних отношений;
изучить договора о сотрудничестве;
обозначить позиции, которые занимают страны на международной арене в современный период;
выявить проблемы и возможные перспективы развития взаимоотношений.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. История российско-китайских отношений 6

1.1. Истоки формирования отношений Китая и Царской России. 6

1.2. Отношения Китая и СССР – российско-китайское сотрудничество. 9

Глава 2. Особенности российско-китайских отношений на современном этапе. 14

2.1. Нормативно-правовая база сотрудничества. 14

2.2. Политика стратегического партнерства. 16

2.3. Совместные проекты экономического сотрудничества 22

Глава 3. Проблемы и перспективы развития российско-китайских отношений. 28

3.1. Проблемы российско-китайских отношений. 28

3.2.Перспективы развития партнерства. 31

Заключение. 36

Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 85.68 Кб (Скачать документ)

    Между тем, почти за год до официального визита российской делегации на высшем уровне в Китай состоялось другое, куда менее известное общественное событие, из которого специалистам стало известно о появлении нового вектора в топливно-энергетической политике России – восточного. 26 апреля 2005 года министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко подписал приказ об определении этапов строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), предназначенный для транспортировки нефти. [6;с.110 ]

    В результате реализации данного проекта  наша страна открыла для себя достаточно емкий азиатский и в первую очередь китайский рынок, с его постоянно растущим уровнем потребления энергоресурсов, а также возможность экспорта своих ресурсов в другие государства региона. Получив возможность диверсифицировать свой экспорт, Россия может продавать газ и нефть напрямую потребителю, не пользуясь услугами не всегда надежных партнеров в сфере транзита энергоресурсов.

    Важно отметить, что Россия также участвует  в реализации проектов на территории Китая. Российские компании принимают участие в строительстве объектов инфраструктуры для организации добычи нефти и газа в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Поднебесной. Так, Газпром совместно с компанией Ройял Датч Шелл выиграл тендер на прокладку газопровода из западных районов Китая в Шанхай. [16;с. 323] Данный факт говорит о том, что российские нефтегазовые компании не только экспортируют углеводородное сырье, но и участвуют в реализации достаточно высокотехнологичных проектов в других странах, приобретают опыт работы в условиях ведения бизнеса отличных от российских.

    Помимо  достаточно активной кооперации в нефтегазовой сфере, Россия и Китай сотрудничают в области экспорта электроэнергии. России, располагая достаточно большим количеством энергоресурсов, использует данную возможность для налаживания сотрудничества с китайской стороной в данном секторе экономики.

    Кроме совместных проектов в энергетической сфере страны осуществляют и другие проекты. Китайские инвесторы активно вкладывают денежные средства в строительство недвижимости в России. Достаточно ярким примером является строительство многофункционального жилого комплекса «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге с китайским участием. Данный объект является крупнейшим зарубежным инвестиционным проектом КНР в сфере недвижимости (запланированный объем китайских инвестиций – 1,3 млрд. долл.). Китайские инвестиции в проект к началу 2009 г. достигли 400 млн. долларов. Таким образом, китайские бизнесмены проявляют достаточно большой интерес к реализации инвестиционных проектов в недвижимость на территории России и охотно в них участвуют.

    Следует также отметить, что инвесторы  из КНР вкладывают свои средства в промышленное производство на территории Российской Федерации. Среди самых крупных проектов в данной сфере важно отметить строительство ЦБК в пос. Амазар Забайкальского края с китайским инвестиционным участием. Прорабатываются также крупномасштабные проекты привлечения капиталов из КНР в строительство в России объектов транспортной инфраструктуры.

    Таблица 2.

    Динамика  китайских инвестиций в российскую экономику

    за 2009 г. и первое полугодие 2010 гг.

    (по  данным Росстата, тыс.долл. США) [24]

    
Наименование 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год I полугодие  2010 года
Накоплено инвестиций на начало отчетного периода 226601,09 343818,38 536499,42 948463,00 10 256193,06
Поступило инвестиций и инвестиционных доходов  366761,97 301927,41 401923,86 9 756519,37 1 269164,83
Изъято (погашено) инвестиций 196630,39 158292,95 103688,79 369706,44 83362,72
Переоценка, прочие изменения активов и обязательств -81417,04 -12789,96 -2766,13 7 824,56 81,90
Накоплено на конец отчётного периода 315315,63 474662,88 831968,36 10 343100,49 11 442077,07
 

    Отметим, что есть и встречное движение капиталов. Ведущие российские компании, такие как «ЕвразХолдинг», «Базовый элемент» и другие, уже осуществили, или прорабатывают проекты создания масштабных совместных предприятий в Китае. Так, российский алюминиевый концерн «РУСАЛ», один из лидеров российского рынка производства алюминия, приобрел катодный завод в Китае. Однако в связи с достаточно жестким контролем над действиями иностранных инвесторов в КНР и высокими требованиями властей, не всем российским компаниям это удается.

    Таблица 3.

    Динамика  российских инвестиций в китайскую  экономику

    за 2009 г. и первое полугодие 2010 гг.

    (по  данным Росстата, тыс.долл. США) [24]

    
Наименование 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год I полугодие  2010 года
Накоплено инвестиций на начало отчетного периода 13789,73 19628,93 41666,35 39848,99 37240,05
Поступило инвестиций и инвестиционных доходов  81359,00 120707,59 336334,70 401129,50 43943,91
Изъято (погашено) инвестиций 76471,00 96510,08 322355,35 403630,81 54103,28
Переоценка, прочие изменения активов и обязательств -404,00 2,60 4,50 -36,50 25,92
Накоплено на конец отчётного периода 18273,73 43829,04 55650,20 37311,18 27106,60
 

      В целях продвижения российско-китайского инвестиционного взаимодействия под  эгидой Минэкономразвития России в 2009 году создана межведомственная рабочая  группа по формированию региональных проектов для представления заинтересованным китайским инвестиционным компаниям. По итогам двух заседаний группы, состоявшихся в  декабре 2009 года и январе 2010 года, китайской стороне в феврале 2010 года были переданы для изучения 16 наиболее перспективных инвестиционных проектов из 8 субъектов Российской Федерации.

    По  итогам поездок китайских инвесторов в российские регионы (Рязанская  и Орловская области, Чувашская  Республика и Республика Алтай) для  знакомства с инвестиционными проектами  в сфере сельского хозяйства, переработки древесины, экологии, туризма, строительных материалов, рекомендованными  Правительствами областей и республик, между китайскими и российскими компаниями подписаны Меморандумы о сотрудничестве, протоколы о намерениях.

    В заключение, хотелось бы отметить, что  отношения двух стран, благодаря  реализации совместных проектов, достигли нового качественного уровня, как в сфере экономики, так и в сфере других общественных отношений. Совместные проекты Китая и РФ в сфере экономики получили достаточно широкое развитие и на сегодняшний день являются важной частью двусторонних отношений, а также являются важной и неотъемлемой частью торгово-экономических отношений двух стран. 
 
 

    Глава 3. Проблемы и  перспективы развития российско-китайских  отношений.

    3.1. Проблемы российско-китайских  отношений. 

    Россия  и Китай - две великие державы, постоянные члены Совета Безопасности ООН, без весомого и авторитетного  голоса которых не может быть решена ни одна из насущных проблем современности. Возникновение за последние годы на глобальном и региональном уровнях  новых острейших международных  проблем, вызовов и угроз предопределили появление у России и Китая  множества новых точек соприкосновения  и сфер реального сотрудничества. Плодотворное двустороннее партнерство  в международных делах базируется на сходстве национальных интересов  России и Китая.

    Но, несмотря на кажущуюся безоблачность, по мнению некоторых исследователей, отношения между Россией и  Китаем неоднозначны и таят в себе многочисленные противоречия. Позитивный характер обязательств переплетается  со стратегическим соперничеством. Если, по мнению одних наблюдателей, российско-китайское  стратегическое партнерство служит образцом «прагматизма» внешней  политики России постсоветского периода, то многие другие полагают, что близость и интенсивность отношений являются скорее риторическими, нежели реальными. [7;с.3 ]

    Хотя  на политическом уровне полное сближение  и взаимопонимание, в экономической  сфере существует множество разногласий  и нерешенных проблем. Остается неясным, являются ли Россия и Китай естественными  торговыми партнерами, экономическая  взаимодополняемость которых дает возможность каждому извлекать  устойчивую выгоду для себя, или  же конкурентами, соперничающими в  сфере международной торговли и инвестиций. С одной стороны, Россия, конечно, заинтересована в поддержании своего экономического роста, опираясь на сильные стороны своей экономики, такие как экспорт нефти и газа, в том числе и на развивающиеся рынки Восточной Азии, или продажа оружия таким крупным клиентам как Китай и Индия. С другой стороны, нельзя пренебрегать потенциальными рисками растущего экономического сотрудничества с Китаем. Поставки нефти и газа способствуют ускорению модернизации этой страны, что является фундаментальным залогом её превращения в глобальную державу. Продажа оружия и военных технологий также способствует повышению боевой готовности Китая, что чревато последствиями не только для региональной стабильности, но и для собственной безопасности Росси в долгосрочной перспективе (включая и возможность их потенциального использования против самой России). [7;с. 3]

    Существуют  и другие экономические проблемы. Например, Китай недоволен российской тактикой в области энергетики. Пекин  сетует на слишком высокие цены за электроэнергию и говорит о проблемах  в газовой и нефтяной сферах сотрудничества с Москвой. В частности, по мнению китайской стороны, Россия слишком  долго не может определиться, строить  ли ответвление нефтепровода на Китай  или нет.

    Экономические разногласия касаются и статистических данных. Уже несколько раз бывали случаи, когда российские и китайские  таможенники по-разному оценивали  торговый оборот между двумя странами. Например, торговый оборот за январь-май 2002 года статистические органы России и Китая подсчитали по-разному. Россия – 3,1 млрд. долларов, Китай – 5,5 млрд. долларов. Итоги торговли в 2004 году обе стороны также оценивали  по-разному. С российской точки зрения оборот составил 21,3 млрд. долларов, с  китайской – 27,3 млрд. долларов. [28] Разрыв между показателями составил 6 млрд. долларов (28% оборота по нашим данным), причем из них 4 млрд. долларов приходились на китайские товары, которые куда-то словно испарились перед российской таможней. Из-за этого невозможно оценить, как же мы на самом деле торгуем.

    Аналогичная проблема и с оценками инвестиций. Если судить по российским публикациям, то Россия в Китай почти не вкладывает. Но по китайским данным картина прямо  противоположная. Разумеется, сейчас нет  возможности собрать сведения о том, куда и сколько инвестировали российские компании в Китае. Итак, это очень большая проблема: данные не совпадают, и потому сделать какую-либо надежную оценку российско-китайского экономического сотрудничества невозможно.

    Антикитайские настроения — вот еще одна действительно  крупная и трудноразрешимая проблема, потому что в такой атмосфере  предпринимателям, работающим с Китаем, приходится рассчитывать только на себя. Мощный толчок этим настроениям дала авария на нефтехимическом предприятии  в провинции Цзилинь. Скорее всего, тема «неэкологичности» китайских  предприятий будет постоянно  подниматься при обсуждении инвестиционных предложений. Антикитайские настроения не пропускают льгот китайским инвесторам. Например, когда на Втором Российско-китайском  инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге, прошедшем в июне 2005 года, председатель государственного комитета по развитию и реформе КНР Ма Кай просил предоставить китайским инвесторам определенные льготы: по налогам, по трудовой миграции и по утверждению проектов, его слова не нашли сочувствия. [23] Между тем, китайские предприниматели вкладывают крупные суммы в производство, причем в такие регионы, куда наш капитал доберется еще не скоро, если там вообще когда-нибудь будет работать.

Информация о работе Характеристика российско-китайских взаимоотношений