География отраслей машиностроительного комплекса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание

Машиностроение входит под названием "Машиностроение и металлообработка". Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.

Содержание

Введение 3
1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве Российской Федерации. Факторы и особенности его размещения. 4
2 Территориальная структура машиностроительного комплекса Российской федерации. 12
3 Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса. 23
Заключение 28
Библиография 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экон география.docx

— 96.43 Кб (Скачать документ)

    Производство  крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт-Петербург), Уральский (Екатеринбург)  и Западно-Сибирский (Новосибирск) районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне.

Высокопроизводительные  котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).

     Преимущественно вне металлургических баз размещается  производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.

     Производство  горно-шахтного оборудования сложилось  в главных угольных районах страны  Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург,  Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.

     Вне металлургических баз размещается  и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде. Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.[17]

     Речное  судостроение представлено многочисленными  верфями на важнейших речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффективным.

    Железнодорожное машиностроение - одна из старейших  отраслей машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих материалов. Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург. Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром, Людиново, Брянск). Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске,  Абакане. Пассажирские- в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные- в Усть-Катаве (Урал); для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.

Общее машиностроение

    Группа  отраслей общего машиностроения характеризуется  средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих  оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов  и пластмасс. Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих  районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 - 5 %.

    Сельскохозяйственное  машиностроение  располагает многочисленными  и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного  инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

  • производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
  • производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

    Оборудование  для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

    Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении  являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная,  она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов,  комбайнов,  двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования  для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.[7]

    Автомобильная промышленность - ведущая отрасль  машиностроения в промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения составляет в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения.

Рисунок 1

Доля  ВВП и продукции  автомобилестроения в мировом производстве2: 

    В экспорте промышленно развитых стран  доля готовых легковых автомобилей  по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей. [6]

    В настоящее время в автомобильной  промышленности России занято до 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль- один из наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США.

    Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными  объединениями, в состав которых входит более 200 заводов,  включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.

    Наиболее  крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани, Екатеринбурге.[6]

        Автомобильные моторы делают  не только сами головные предприятия,  но и ряд специализированных  заводов. Большинство этих заводов  разместилось вне центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе более десятка заводов, расположенных в большинстве экономических районах страны. Каждый из заводов специализируется на выпуске определенных типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны.

    Предприятия автомобилестроения размещены в  различных районах страны, однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный, Волго-Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и комплектующих деталей.

  • Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго- Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском ( Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти),  микролитражные - в Серпухове.
  • Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов.
  • -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)

    Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар) районах. 

    В Энгельсе действует троллейбусный завод.

    Специализированные  предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. [7]

    Тракторная  промышленность России - одна из самых  больших в мире. По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от небольших садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработки посевов резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования   и т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна "Нива" участвует 225 заводов. [1]

Информация о работе География отраслей машиностроительного комплекса РФ