Промышленный комплекс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание

Современное состояние промышленности России в целом характеризуется убыточностью предприятий, низкими производительностью труда и темпами развития, отсталостью технологических укладов и неразвитостью инфраструктуры, невысоким качеством выпускаемой продукции, проблемами в сфере защиты прав собственности, высокими удельными затратами энергии и материалов. Эти и другие негативные явления, приводящие к неконкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках, как показывают исследования, во многом связаны с несовершенством государственного управления промышленностью на федеральном и региональном уровнях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, состав и структура промышленного комплекса Российской Федерации………………………….…..4
Глава 2. Общая характеристика административного законодательства в промышленности…………………….……25
Глава 3. Основные направления государственной промышленной политики……………………………………….27
Глава 4. Полномочия органов государственного управления по видам предприятий…………………………….33
Глава 5. Государственный контроль и надзор в промышленности ….……..37
Заключение………………………………………………….……43
Список использованной литературы ……..………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие, состав и структура промышленного  комплекса Российской Федерации………………………….…..4

Глава 2. Общая характеристика административного законодательства в промышленности…………………….……25

Глава 3. Основные направления государственной промышленной политики……………………………………….27

Глава 4. Полномочия органов  государственного управления по видам  предприятий…………………………….33

Глава 5. Государственный  контроль и надзор в промышленности ….……..37

Заключение………………………………………………….……43

Список использованной литературы ……..………………….

 

 

Введение

Промышленность  — добывающая и перерабатывающая — всегда являлась ведущей и определяющей сферой экономических интересов  государства, ибо именно промышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Промышленность представляет собой важнейшую часть экономики страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые их группы именуются комплексами: военно-промышленный (или оборонный), лесопромышленный, топливно-энергетический, атомный, агропромышленный. Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия и организации.

Назначение  промышленности — обеспечить народное хозяйство машинами, оборудованием и другими современными средствами производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые их группы именуются комплексами: топливно-энергетический, нефтехимический, военно-промышленный (или оборонный), лесопромышленный, атомный.

Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия и организации. Соответственно этому строится система управления промышленностью через отраслевые (министерства, агентства) и межотраслевые (государственные комитеты, комиссии) федеральные органы исполнительной власти, а также органы управления промышленностью субъектов Федерации и местного самоуправления.

Особое значение в силу этого приобретают проблемы организации управления промышленным производством в условиях перехода к рыночным отношениям. Этим целям посвящен законодательный и иной нормативно-правовой материал последних лет, на основе которого строится действующая система государственного управления промышленностью.

Современное состояние  промышленности России в целом характеризуется  убыточностью предприятий, низкими  производительностью труда и  темпами развития, отсталостью технологических  укладов и неразвитостью инфраструктуры, невысоким качеством выпускаемой продукции, проблемами в сфере защиты прав собственности, высокими удельными затратами энергии и материалов. Эти и другие негативные явления, приводящие к неконкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках, как показывают исследования, во многом связаны с несовершенством государственного управления промышленностью на федеральном и региональном уровнях.

Без устранения недостатков  существующей системы государственного управления невозможно решение задач подготовки страны к вступлению во Всемирную торговую организацию и удвоения валового внутреннего продукта. Сегодня в российской экономике существует неустойчивый баланс между группой узкоориентированных сырьевых производств, где сохраняется тенденция к росту (прежде всего в топливно-энергетической промышленности и черной металлургии), и группой отраслей конечного спроса, где доминирующая тенденция — стагнация или спад. За период подготовки к вступлению в ВТО страна должна создать емкий внутренний рынок и костяк конкурентоспособных отраслей, после чего можно открывать экономику: сильный бизнес получит дополнительный выигрыш, а не использовавшие свой шанс отрасли прекратят существование. Поскольку роль государства в решении этих проблем чрезвычайно велика, поиск новых подходов к совершенствованию государственного управления промышленностью и достижению его соответствия требованиям социальной и экономической модернизации России является очень актуальным.

Проводимая в настоящее  время административная реформа преследует цели создания новой модели государственного управления, построенной на принципах открытости и ответственности, современного менеджмента и использования новых информационных технологий. Важнейшим аспектом преобразований является совершенствование механизма деятельности органов исполнительной власти в регионах - основных субъектов государственного управления промышленностью, формирующих и реализующих промышленную политику на своей территории, от качества которой зависят ее конкурентоспособность и жизнеспособность. Эта деятельность осложняется отсутствием официальной политики промышленного развития России, несовершенством собственных структур и методов управления, неразвитостью механизмов осуществления регулятивных функций. Проведенное исследование показало, что применение разработанного в диссертации структурно-функционального подхода к решению проблемы является перспективным. Подход базируется на методологии структурно-функционального анализа и проектирования и методологии организационного проектирования, комплексное использование которых позволило разработать методические основы более эффективного государственного управления промышленностью в регионе.

 

Глава 1. Понятие, состав и структура промышленного  комплекса Российской Федерации

 

Добывающая и перерабатывающая промышленность всегда являлась фундаментом отечественной экономики, обеспечивая первоочередные, индивидуальные и общественные потребности. В системе органов государственного управления в силу этого ведущую роль играли межотраслевые и отраслевые промышленные государственные комитеты и министерства.

Организация государственного управления промышленностью не утратила своей значимости в условиях перехода нашей экономики на рыночные отношения. Тем не менее, произошли и происходят серьезные организационно-правовые изменения, коренным образом затрагивающие, прежде всего административно-правовой статус промышленных предприятий, т.е. объектов управления, а также характер их взаимоотношений с органами государственного управления. Начало этим изменениям было положено Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. В последующие годы процесс реформирования промышленного комплекса и системы управления им нашел свое закрепление в законах: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»; в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) и т.п.

Главными направлениями  государственно-управленческой деятельности в области промышленности являются: создание необходимых организационно-правовых условий для выхода отечественного промышленного производства из кризисного состояния обеспечения рынка собственной продукцией; структурные преобразования в промышленности, обеспечивающие рациональное и пользование производственных, материальных и людских ресурсов; реализация программ развития отраслей промышленности - координация и общее направление деятельности промышленных комплексов; установление общих правил хозяйственной деятельности; контроль и надзор.

Правительство РФ: осуществляет управление федеральной  собственностью в сфере промышленного производства; решает проблемы государственной промышленной политики, включая развитие государственного сектора; решает общие вопросы управления пакетами акций, закрепленными в федеральной собственности, а также государственными, включая казенные, предприятиями; разрабатывает системы управления государственными предприятиями; осуществляет структурные преобразования и реформирование в промышленности; решает вопросы конверсии и обеспечения промышленной безопасности; организует реализацию государственной политики в промышленных отраслях и в топливно-энергетическом комплексе; учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими; определяет особенности приватизации государственных предприятий и т.д.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации решают вопросы, относящиеся к регулированию  деятельности и промышленных объектов, отнесенных к их собственности или расположенных на их территории.

Вместе с  тем функционирует система специализированных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления промышленным комплексом, как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровне. Главное в их деятельности состоит в осуществлении общего регулирования, координации и контроля в рамках деятельности по реализации государственной политики в порученной сфере деятельности. При этом учитывается широкомасштабная приватизация промышленных объектов, приведшая к возрастанию удельного веса акционерного (частного) промышленного сектора. Управление промышленным производством на федеральном уровне сосредоточено в настоящее время в основном в трех организационно-правовых формах: в министерствах экономики; топлива и энергетики; по атомной энергии.

Остановимся на характеристике Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Министерство  промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли; функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений; функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации; функции федерального органа по техническому регулированию. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Государственное управление: Учебное пособие. – Хабаровск: ДВАГС, 2005. – 183 с.

2. http://www.gosnadzor.ru/

3. http://www.gost.ru/wps/portal/

4. http://rosatom.ru/

5. http://www.federalspace.ru/


Информация о работе Промышленный комплекс РФ