География Машиностроительного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение географии машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
В ходе работы нам предстоит решить следующие задачи: рассмотреть общее содержание машиностроительной отрасли, её географию, а также факторы, влияющие на размещение предприятий и производств, проанализировать основные тенденции, характерные для машиностроения, более углубленно изучить основные отрасли современного машиностроительного комплекса на примере общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники.

Содержание

1. Значение машиностроения. Структура машиностроительного комплекса России в сравнении с развитыми странами………………………...4
2. Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства в России и в ведущих странах мира...............................................7
3. Классификации отраслей в зависимости от назначения, значения в экономике страны и технологических особенностей и факторы их размещения. Машиностроение – отрасль «свободного размещения». Значение специализации и кооперирования в машиностроении……………9
4. География машиностроительного комплекса………………………..11
а) тяжелого машиностроения…………………………………………….11
б) среднее машиностроение……………………………………………...14
в) общее машиностроение………………………………………………..17
5. Специфика машиностроения Кемеровской области и его география………………………………………………………………………....18
6. Государственная политика, направленная на ускоренное развитие комплекса:………………………………………………………………………..19
а) создание крупнейших госкорпораций……………………………….20
б) создание зон технологического трансферта…………………………23
в) значение создания технопарков и технополисов……………………25
7. Структура и география экспорта и импорта…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
Список литературы……...……………...…………………………..…………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по экономической географии.docx

— 122.38 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра общей и региональной экономики

 

 

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

 

по дисциплине «Экономическая география России»

 

Тема: География Машиностроительного комплекса России

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: ассистент

Курсовую  работу выполнила студентка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово

2011

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

          1. Значение машиностроения. Структура машиностроительного комплекса России в сравнении с развитыми странами………………………...4

2. Удельный вес машиностроения  в структуре промышленного производства  в России и в ведущих странах мира...............................................7

3. Классификации отраслей в зависимости  от назначения, значения в экономике  страны и технологических особенностей  и факторы их размещения. Машиностроение  – отрасль «свободного размещения».  Значение специализации и кооперирования  в машиностроении……………9

4. География машиностроительного комплекса………………………..11

а) тяжелого машиностроения…………………………………………….11

б) среднее машиностроение……………………………………………...14

в) общее машиностроение………………………………………………..17

5. Специфика машиностроения Кемеровской  области и его география………………………………………………………………………....18

6. Государственная политика, направленная  на ускоренное развитие комплекса:………………………………………………………………………..19

а) создание крупнейших госкорпораций……………………………….20

б) создание зон технологического трансферта…………………………23

в) значение создания технопарков и технополисов……………………25

7. Структура и география экспорта  и импорта…………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

Список литературы……...……………...…………………………..…………..29

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……30

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Машиностроительный  комплекс составляют машиностроение и  металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального  производства, науки, культуры, сферы  услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка  занимается производством металлических  изделий, ремонтом машин и оборудования.

Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные  отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой  промышленности и т.д., так и множество  специализированных подотраслей и производств.

Машиностроение  также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного  хозяйства

Целью работы является изучение географии машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.

В ходе работы нам предстоит решить следующие задачи: рассмотреть общее  содержание машиностроительной отрасли, её географию, а также факторы, влияющие на размещение предприятий и производств, проанализировать основные тенденции, характерные для машиностроения, более углубленно изучить основные отрасли современного машиностроительного  комплекса на примере общего, транспортного  машиностроения, электроники и электротехники.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение Машиностроения. Структура  машиностроительного

Комплекса России в сравнении с  развитыми странами.

 

     Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

1) создает машины и оборудование, используемые в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

2) является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

3) обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

4) выступает как районообразующий фактор;

5) является отражением степени развития производительных сил в регионе;

6) дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика  всей страны напрямую зависит от состояния  данного промышленного комплекса.

   Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной  отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства: в Японии – 50%, в Германии – 48%, в Швеции – 42%, в США – 40%, во Франции – 38%, в Великобритании – 36% и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

     Особенностью машиностроения развитых стран является наиболее полная структура машиностроительного производства и увеличение доли электротехники; высокое качество и конкурентоспособность продукции; отсюда- высокая экспортность и большой удельный вес в машиностроительного продукции в общей стоимости экспорта (Япония- 64%, США, ФРГ- 48%, Канада- 42%, Швеция- 44%).

     Общее машиностроение далеко не однородно в развитых странах. В них преобладает станкостроение, тяжелое машиностроение, производство оборудования. Лидерами станкостроения являются ФРГ, США, Италия, Япония, Швеция.

     В электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная индустрия. Выделяются две подотрасли электронной промышленности: военно-промышленная и бытовая электроника.

Первая- удел экономически развитых стран, вторая (требующая большого количества дешевых рабочих рук) стала обычной для развивающихся стран. Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Маврикий экспортируют бытовую технику даже в развитые страны.

     В самом машиностроении в последние годы развивается процесс интернационализации производства. Этот процесс осуществляется в основном между промышленно развитыми странами, где сосредоточенно около 9/10 мощностей машиностроения и более 9/10 объема НИОКР. В машиностроении внедряются гибкие автоматизированные производства и системы автоматизированного проектирования. В производстве оборудования для этих систем главная роль принадлежит Японии и США.

     В основном роль отдельных регионов мира в размещении машиностроения такова: на страны Северной Америки приходится более 30% мирового машиностроительного производства, на страны Западной Европы- 25-30 %, на страны Восточной и Юго-Восточной Азии- 20%.

     По важнейшему показателю, отражающему масштабы развития отрасли, стоимости продукции машиностроения среди развитых стран лидируют США, Япония и ФРГ. Другие страны существенно уступают им по масштабам машиностроения. Доля развитых стран в машиностроении мира около 90%.

      В целом основная часть выпуска продукции машиностроения по-прежнему сосредоточена в развитых странах. Сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом был обусловлен энергетическим кризисом.

     По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

     Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

     Структура машиностроения очень  сложна, в состав этой отрасли  входят как самостоятельные отрасли,  такие как тяжелое, энергетическое  и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная  промышленность; приборостроение; тракторное  и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и  пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных  подотраслей и производств.

     Машиностроение создает машины  и оборудование, применяемые повсеместно:  в промышленности, сельском хозяйстве,  в быту, на транспорте. Следовательно,  научно-технический прогресс во  всех отраслях народного хозяйства  материализуется через продукцию  машиностроения, в особенности таких  ее приоритетных отраслей как  станкостроение, электротехническая  и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

      Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

 

2.Удельный вес машиностроения  в структуре промышленного

производства в России и в ведущих странах мира.

 

     Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. Потребности машиностроительной отрасли в кадрах обеспечивают сотни технических университетов, учреждений дошкольного, начального, среднего профессионального образования страны и тысячи других социальных организаций. [8]

     Обладая мощным промышленным  потенциалом, Россия отстает от  экономически наиболее развитых  стран по уровню технологии  и информационного обеспечения.  Старая модель индустриализации, основанная на вовлечении в  оборот все большего количества  природных, материальных и трудовых  ресурсов, теперь оказывается бесперспективной. В современных условиях решающую  роль играют не количественные, а качественные аспекты: достижения  НТП, ресурсосбережение, охрана  окружающей среды и рациональное  природопользование.

     Россия за 20 лет перехода к  рыночной экономике прошла ряд  этапов: обвального спада производства, причинами которого явились разрыв  между предприятиями, резкое удорожание  цен на энергоносители и кризис  неплатежей, стабилизации и экономического  роста за счет внешнеэкономического  спроса на сырьевые ресурсы.  Но сырьевая направленность России  является тупиковой, поскольку  ставит страну в зависимость  от внешнего окружения и не  позволяет России занять достойное  место среди сильных, экономически  передовых и влиятельных государств  мира. Тогда как развитые страны, начиная с последней четверти 20 века, приоритет отдают микроэлектронике, биотехнологии и информатике,  как базовым научно-техническим  направлениям.

     Также на спад отрасли повлияли: относительно низкий уровень рентабельности производства, высокий уровень расходов, энергоемкости и

металлоемкости  технологий, длительный производственный цикл. Машиностроительное предприятие  имеет также относительно низкий уровень фондоотдачи, высокий уровень  специализации, потребность в дорогостоящем  высокотехнологичном оборудовании и, безусловно, в высококвалифицированных  инженерно-технических и рабочих  кадрах.

Информация о работе География Машиностроительного комплекса России