География Машиностроительного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение географии машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
В ходе работы нам предстоит решить следующие задачи: рассмотреть общее содержание машиностроительной отрасли, её географию, а также факторы, влияющие на размещение предприятий и производств, проанализировать основные тенденции, характерные для машиностроения, более углубленно изучить основные отрасли современного машиностроительного комплекса на примере общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники.

Содержание

1. Значение машиностроения. Структура машиностроительного комплекса России в сравнении с развитыми странами………………………...4
2. Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства в России и в ведущих странах мира...............................................7
3. Классификации отраслей в зависимости от назначения, значения в экономике страны и технологических особенностей и факторы их размещения. Машиностроение – отрасль «свободного размещения». Значение специализации и кооперирования в машиностроении……………9
4. География машиностроительного комплекса………………………..11
а) тяжелого машиностроения…………………………………………….11
б) среднее машиностроение……………………………………………...14
в) общее машиностроение………………………………………………..17
5. Специфика машиностроения Кемеровской области и его география………………………………………………………………………....18
6. Государственная политика, направленная на ускоренное развитие комплекса:………………………………………………………………………..19
а) создание крупнейших госкорпораций……………………………….20
б) создание зон технологического трансферта…………………………23
в) значение создания технопарков и технополисов……………………25
7. Структура и география экспорта и импорта…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
Список литературы……...……………...…………………………..…………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по экономической географии.docx

— 122.38 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время экономика  России и ее регионов подошла к принципиально новому этапу своего развития, т.е. к переходу на инновационный путь развития, что предполагает повышении благосостояния людей на основе интенсивного развития ключевых отраслей экономики и формирование принципиально новых видов деятельности, в т. ч. и в машиностроении. Машиностроение является наиболее наукоемкой отраслью всей индустрии с самой высокой долей выпускаемой инновационной продукции. Эта продукция - материальный носитель всех возможных для практического применения достижений НТР. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависит рост производительности общественного труда и рост ВВП.

 

 

3. Классификации отраслей в зависимости от назначения, значения в экономике страны и технологических особенностей и факторы их размещения. Машиностроение – отрасль «свободного размещения». Значение специализации и кооперирования в машиностроении:

 

     Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно подразделяется на:

  1. энергетическое (факторы размещения: наукоёмкость, металлоёмкость, трудоёмкость);
  2. транспортное (близость металлургических баз и потребителя) ;
  3. сельскохозяйственное (близость металлургических баз и потребителя);
  4. строительно-дорожное (потребительский фактор);
  5. производство технологического оборудования для промышленности;
  6. железнодорожное (наличие металлургических баз и железнодорожных сетей) ;
  7. станкостроительное и инструментальное (высокая техническая культура);
  8. автомобильное машиностроение и др. группы (высокая техническая культура, кооперация, металлоёмкость).

     В отраслевой структуре машиностроения все отрасли подразделяются на:

1. старые - это  отрасли, которые стабилизировались  в своем развитии, либо находятся  в упадке;

2. новые - отрасли, которые обнаруживают  некоторый рост производства;

3. новейшие - отрасли, являющиеся главными "катализаторами" НТР, демонстрируют быстрый и  устойчивый рост.

     Новейшие отрасли машиностроения отличаются наукоемкостью. К ним, в первую очередь, относятся электроника, ракетостроение, роботостроение, атомное машиностроение, сенсорное оборудование, системы автоматизированного проектирования и т.п. Опережающими темпами растет производство вычислительной техники, микропроцессоров, промышленных роботов, средств связи.

     В настоящее время из электротехнической промышленности выделяется практически вполне самостоятельная отрасль машиностроения - электронная промышленность. Это важнейшее макроструктурное изменение всего машиностроения. Заметные сдвиги произошли в мезоструктурах отраслей машиностроения: в транспортном резко возросло значение автомобильной и авиационной промышленности, резко потеснивших судостроение и производства подвижного состава для железных дорог. В самостоятельную отрасль превращается ракетно-космическая, пока находящаяся в составе авиационной. Очень большие изменения идут в микроструктурах всей отрасли. Новые направления обеспечивают и создание новых технологических процессов, в том числе заводов-автоматов, работающих по "безлюдной" технологии.

     Отрасли машиностроения подразделяются так же в зависимости от размещения производства и особенностей технологического процесса на:

     1. тяжелое машиностроение

     2. общее машиностроение

     3. среднее машиностроение

     4. производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента

     5. производство металлических изделий и заготовок

     6. ремонт машин и оборудования.

     Машиностроение можно так же  классифицировать в зависимости  от роли и значения в народном  хозяйстве:

     1.группа отраслей машиностроения, которая обеспечивает развитие всего машиностроительного комплекса (приборостроение, энергетическое и энерготехническое оборудование);

     2.отрасль, которая обеспечивает развитие самого машиностроения (производство интструментов, станков);

     3.производство машин и оборудования для различных отраслей народного хозяйства.

     Данный вид классификации оказывает влияние на территориальное размещение групп отраслей машиностроения. Отрасли предметной специализации имеют наиболее широкие связи по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерно размещение в одном или нескольких экономических районах. А производство ремонтных работ обычно имеет региональное значение.

     В целом машиностроение относится к отраслям так называемого "свободного размещения", так как оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как  природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение  предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно  концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий. производство ремонтных работ обычно имеет региональное значение.

     На его развитие и размещение машиностроения оказывает влияние гамма факторов.

Важнейшим является наличие общественной потребности  в продукции, квалифицированных  трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных  материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит  к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени  испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие  полезных ископаемых, воды и т.д. В  тоже время на размещение предприятий  машиностроения сильное влияние  оказывает ряд других факторов. К  ним можно отнести:

    • Наукоёмкость-производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.).
    • Металлоёмкость- Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов.
    • Трудоёмкость-чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск)
    • Близость потребителя-Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов.

     Как отдельный фактор географического  размещения машиностроения можно  вынести военно-стратегический аспект.

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения1:

 

Фактор размещения

Доля отраслей, размещенных с учетом данного фактора, %

Тяготение к:

 

Районам с развитой научной базой

42 (автомобилестроение, авиастроение, станкостроительное,  инструментальное  и энергетическое машиностроение)

Районам сосредоточения трудовых ресурсов

24 (энергетическое)

Районам потребления продукции

22 (сельскохозяйственное, транспортное, строительно-дорожное)

Металлургическим базам (железнодорожное, сельскохозяйственное, транспортное)

12 (железнодорожное, сельскохозяйственное, транспортное)


 

     Cпециализация — выполнение однородных трудовых операций работником производства в рамках его технологической организации.

     В машиностроительной отрасли широко распространена предметная  специализация, технологическая специализация  и  подетальная специализация.  Специализация в машиностроении определяется профилем  машиностроительных предприятий и характером выпускаемой продукции - массовым,  крупносерийным, мелкосерийным, индивидуальным. Выпуск массовой продукции уменьшает возможности создании  на предприятиях всего технологического процесса и способствует развитию технологической специализации.

    По формам специализации машиностроительных производств выделяют:

  1. отрасли технологической специализации
    • производство литья;
    • производство кузнечно-прессовых изделий
  1. Отрасли подетальной специализации
    • Производство запасных частей
    • Производство подшипников
    • Производство металлических конструкций
  1. Производство ремонтных работ
  1. Отрасли предметной специализации
    • Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
    • Производство технологического оборудования для промышленности и строительства.

Специализация в машиностроении способствует:

  • Усложнению связей и развитию кооперации;
  • Росту объемов производства;
  • Пространственному разобщению производства отдельных машин и оборудования, их агрегатов и узлов;
  • Созданию более новых совершенных видов машин, автоматических линий, роботов;
  • Экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
  • Изменению степени транспортабельности продукции.

В настоящее время в структуре  машиностроения насчитывается 19 самостоятельных  отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых  и внутриотраслевых связей, основанных на производственном кооперировании. Связи с другими межотраслевыми комплексами являются одним из важнейших  условий функционирования всего  хозяйства страны в целом. В отличии от специализации кооперирование способствует размещению взаимодействующих между собой предприятий. Кооперирование - это установление длительных производственных связей по совместному изготовлению продукции или оказанию услуг между специализированными отраслями, предприятиями, цехами.

  На базе кооперирования возникают  локальные машиностроительные комплексы,  в которых различные завод  взаимосвязаны в производственном  отношении и совместно участвуют  в выпуске готовой продукции.  Примером может служить комплекс  автостроения, сложившийся в центральных  районах европейской части страны. В его составе вокруг автомобильных  и автобусных заводов группируются  многочисленные предприятия по  производству моторов, электрооборудования,  приборов, пластмасс, агрегатов, деталей, шин, запасных частей, а также Волжский автозавод имеет,  например, более 300 смежников, которые поставляют ему свыше 1000 комплектующих изделий и 500 наименований материалов.  На их долю приходится более 55  %  себестоимости  производства  автомашин.

     Благодаря кооперированию распространение  имеют интегрированные структуры:  производственные и научно-производственные  объединения, межотраслевые научно-технические  комплексы, технопарки и технополисы.   Особую значимость в настоящее время приобретают новые формы сотрудничества с зарубежными странам: образование совместных предприятий и международных объединений. С фирмами промышленно развитых стран создано несколько совместных предприятий в станкостроении, автомобильной промышленности, химическом и строительно-дорожном машиностроении. Для решения крупных народнохозяйственных задач привлекаются консорциумы западных фирм.

 

4.География машиностроительного  комплекса:

а) Тяжелое машиностроение:

     Группа отраслей тяжелого машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической  обработке  и  сборке  крупногабаритных деталей,  узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла,  самостоятельно  осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных,  поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли  затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в Центральном ФО, остальное в Сибирском ФО и на Дальневосточном ФО. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

Информация о работе География Машиностроительного комплекса России