География Машиностроительного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение географии машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
В ходе работы нам предстоит решить следующие задачи: рассмотреть общее содержание машиностроительной отрасли, её географию, а также факторы, влияющие на размещение предприятий и производств, проанализировать основные тенденции, характерные для машиностроения, более углубленно изучить основные отрасли современного машиностроительного комплекса на примере общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники.

Содержание

1. Значение машиностроения. Структура машиностроительного комплекса России в сравнении с развитыми странами………………………...4
2. Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства в России и в ведущих странах мира...............................................7
3. Классификации отраслей в зависимости от назначения, значения в экономике страны и технологических особенностей и факторы их размещения. Машиностроение – отрасль «свободного размещения». Значение специализации и кооперирования в машиностроении……………9
4. География машиностроительного комплекса………………………..11
а) тяжелого машиностроения…………………………………………….11
б) среднее машиностроение……………………………………………...14
в) общее машиностроение………………………………………………..17
5. Специфика машиностроения Кемеровской области и его география………………………………………………………………………....18
6. Государственная политика, направленная на ускоренное развитие комплекса:………………………………………………………………………..19
а) создание крупнейших госкорпораций……………………………….20
б) создание зон технологического трансферта…………………………23
в) значение создания технопарков и технополисов……………………25
7. Структура и география экспорта и импорта…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
Список литературы……...……………...…………………………..…………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по экономической географии.docx

— 122.38 Кб (Скачать документ)

- Центральный ФО,  («Электросталь» в Московской области ).

- Уральский ФО (завод "Уралмаш" в Екатеринбур-ге.)

- Сибирский ФО (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске)

- Северо-Западный ФО:  Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы)

- новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Автоммаш" в г. Волгодонске.

     Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов.

На заводах  Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск).

     Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном ФО (Электросталь).  Рудоразмольное оборудование поставляет Приволжский ФО (Сызрань). Литейные машины – Дальневосточный ФО (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.[11]

     Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Севе-ро-западный ФО (Санкт-Петербург), Уральский ФО (Екатеринбург)  и Сибирский ФО (Новосибирск) районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне.[17]

     Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном ФО (Подольск, Белгород), Северо-Кавказском ФО (Таганрог), Сибирском ФО (Барнаул).

     Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Сибирском ФО (Новосибирск), Центральном ФО (Коломна, Иваново, Воронеж), Приволжском ФО (Екатеринбург) и т.д.

     Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны Сибирский ФО (Прокопьевск, Кемерово, Черемхово, Красноярск); Уральский ФО (Екатеринбург, Копейск). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.[11]

     Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла.           Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей.         Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде. Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.[17]

     Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффективным.

     Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей машиностроения. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются мате-риалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих материа-лов.[11]

     Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном ФО (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.

     Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи поставляют преимущественно предприятия Центрального ФО (Муром, Людиново, Брянск).

     Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске,  Абакане.   Пассажирские- в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные- в Усть-Катаве (Урал); для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.[17]

 

         

б) Среднее машиностроение:

Среднее машиностроение объединяет предприятия  малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными  технологическими процессами в среднем  машиностроении  являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое  количество разнообразных черных и  цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная,  она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов,  комбайнов,  двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования  для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.[11]

     Среди отраслей транспортного машиностроения ведущим является автомобилестроение. Оно ориентировано на районы с высокой технической культурой производства, с развитой сетью путей сообщения, занимающих удобное географическое положение в отношении поставщиков различных узлов, деталей, запасных частей, материалов (моторы, электрооборудование, пластмасса, шины, стекло и др.). Производство вычислительной техники, приборов, точных станков, инструментов и т.п. отличается наименьшей металлоемкостью и повышенной трудоемкостью и поэтому приурочено к районам, где есть технически образованные специалисты. Тракторостроение - наиболее металлоемкая отрасль сельскохозяйственного машиностроения ориентировано на районы потребления и отчасти на сырьевые базы (в зависимости от металлоемкости производства). Для станкостроения и производства инструментов характерно размещение в районах с развитым машиностроением, большое значение здесь имеют научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры.

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными  объединениями, в состав которых  входит более 200 заводов,  включает в  свой состав помимо выпуска машин  также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые  выпускаются на самостоятельных  предприятиях.

Наиболее  крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани, Екатеринбурге.[6]

Предприятия автомобилестроения размещены в  различных районах страны, однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами размещения автомобильной промышленности являются: Центральный ФО, Приволжский ФО. Особенно велика роль Московской области, где расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и комплектующих деталей.

  • Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Приволжском ФО (Нижний Новгород), Центральном ФО (Москва), Уральском ФО ( Ижевск); малолитражные - в Приволжском ФО (Тольятти),  микролитражные - в Серпухове.
  • Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального ФО ( Москва, Брянск), Приволжского ФО (Нижний Новгород), Уральского ФО ( Миасс).
  • -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Приволжском ФО (Ульяновск и Набережные Челны)

Создана сеть автобусных заводов в Центральном ФО (Ликино, Голицино), Приволжском ФО (Павлово), Уральском ФО (Курган), Северо-Кавказском ФО (Краснодар). 

В Энгельсе (Саратовская область) действует троллейбусный завод.

Специализированные  предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. [7]

Тракторная  промышленность России - одна из самых  больших в мире. По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности.

В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли крупные  сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны (Приволжский ФО- Волгоград, на Урале - Челябинск) для обеспечения этих районов пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для сельскохозяйственных работ, но и для промышленных нужд (на их основе выпускаются землеройные машины- бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других отраслей выпускаются тягачи, трелевочные тракторы. Для нужд сельского хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме пропашных- садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий межрайонный обмен выпускаемой продукцией.

Тракторные  заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в Чебоксарах.

Производство  зерноуборочных комбайнов сосредоточено  на заводе «Ростсельмаш», а также  на Таганрогском и Красноярском заводах, картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская область). Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные- во Волгограде,  Владимире; промышленные- в Барнауле, Челябинске, Брянске, Чебоксарах. [17]

Станкостроительная  промышленность - техническая база всего машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием

В настоящее время предприятия  станкостроения имеются во многих городах Центрального ФО, Приволжского ФО, Северо-Кавказского ФО, Уральского ФО и Сибирского ФО. В число ведущих Федеральных Округов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (30%), Центральный (28%), Приволжский (13%).

Крупными  центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск.[11]

Приборостроение сконцентрировано в Центральном ФО (Москва), а также получило развитие в Северо-Западном ФО (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо-Кавказском ФО. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном ФО (Москва, Александров, Воронеж), Северо-Западном ФО (Санкт-Петербург) .[17]

Наиболее  типичные для среднего машиностроения особенности размещения весьма четко  прослеживаются в размещении авиационной промышленности. Предприятия авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

Информация о работе География Машиностроительного комплекса России