Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:47, контрольная работа

Описание

С качеством продукции связаны возможности кредитования, инвестиций, предоставление льгот. Например, в ряде стран Европы действуют законы, по которым одни товары вообще не допускаются на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации – ИСО другие, несертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.

Содержание

1. Роль качества в условиях рыночной экономики (2) 3
2. Политика организации в области качества (14) 11
3. Виды сертификации товаров и услуг (24) 17

Работа состоит из  1 файл

КР Управление качеством.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

ПЛАН.

 

    1. Роль качества в условиях рыночной экономики (2)   3
    2. Политика организации в области качества (14)    11
    3. Виды сертификации товаров и услуг (24)     17

Список использованной литературы            25

 

 

1. РОЛЬ КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 

 

Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и  потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более  разборчивыми и придирчивыми1.

В обеспечении  конкурентоспособности уже в 80-е годы XX в. требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество. Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-25% совокупных производственных затрат.

С качеством  продукции связаны возможности  кредитования, инвестиций, предоставление льгот. Например, в ряде стран Европы действуют законы, по которым одни товары вообще не допускаются на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации – ИСО другие, несертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.

Организационно-экономические  и технические проблемы, связанные  с качеством, давно стали предметом исследования, пути их разрешения превратились в отрасль науки.

В условиях рынка и  конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый  значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной. Качество продукции практически стало критерием надежности партнера – основного условия успешного бизнеса. Обеспечение качества продукции поставлено в ряд важных экономических проблем для всех стран мира. С различными аспектами этой проблемы в той или иной степени связана работа нескольких сотен международных организаций.2

Основные причины, определяющие необходимость  повышения и обеспечения качества:

    • существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
    • возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;
    • усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;
    • увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;
    • неприятие потребителями продукции и услуг с относительно невысоким уровнем качества;
    • ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране.

Роль технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

Качество выпускаемой продукции  является важнейшим критерием деятельности любого предприятия. Повышение качества определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии, общий рост эффективности производства.

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

В первые десятилетия XX века многие страны стали на путь интенсивного экономического развития и одновременно с этим изменилось отношение к проблеме качества продукции. Начинает развиваться инженерная наука управления качеством в процессе производства, начинают применяться статистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом. В 1905 году появилась первая система управления качеством – система Тейлора. Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде допусков, что делала ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия. Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы.3

В 30-х годах в мировой практике промышленного производства выдвигается  идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в решении  проблем качества изделий. Одним из важнейших факторов повышения качества продукции становится качество «рабочей жизни», т.е. условий, в которых работает производственный персонал.

В середине XX века, когда в ряде развитых стран были удовлетворены  первые жизненные потребности населения, важнейшим условием выживания компаний в жесткой конкурентной среде стало качество изделий. В 50-х годах А. Фейгенбаумом была сформулирована концепция комплексного (тотального) управления качеством (TQC), ставшая в 60-е годы новой философией в области управления предприятием. «Сейчас проблемы качества настолько усложнились, – утверждал Фейгенбаум, – что они могут быть успешно решены, только если будет сформирована новая организационная структура. Эти проблемы «переросли» существующую организационную структуру». В это же время Дж. Джураном, другим американским специалистом в области управления качеством, выдвигается идея бездефектности как основного показателя  качества продукции. В 1976 году известный японский специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются методы построения причинно-следственных диаграмм для решения проблемы качества. В это же время другой, не менее известный японский ученый Г. Тагути публикует работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня качества путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий.

Аналогичные процессы шли и в  бывшем Советском Союзе, где на государственном  уровне ставилась задача повышения  качества производственных изделий, в  первую очередь, применительно к оборонной промышленности. Ведется разработка систем и методов управления качеством на производстве.

Обостренное внимание к качеству продукции  во всем мире вызывалось не только конкуренцией товаров, но и рядом других факторов: необходимостью соблюдения эргономических, экологических,  технологических требований.

В 60-ые годы начинает создаваться концепция  обеспечения качества в медицинской  промышленности путем внедрения  правил GMP (Good Manufacturing Practice). С самого начала они создавались на основе комплексного подхода к обеспечению качества, хотя в разные периоды особое внимание уделялось различным  элементам качества. Если в 60-70-ые годы краеугольным камнем понятия GMP были новые для того времени требования к зданиям и помещениям, то в 80-ые годы акцент сместился на подготовку кадров и разработку стандартных инструкций (SOP) на каждую технологическую и вспомогательную операцию. С конца 80-ых годов в фармацевтическое производство стали внедряться комплексные системы управления качеством, усилилась связь правил GMP с правилами регистрации препаратов.

Конец 80-х годов отмечен формированием  методологии всеобщего (или всеобъемлющего) управления качеством (Total Quality Management – TQM). Всеобщее управление на основе качества – это философия бизнеса, основанная на приверженности высшего руководства постоянному совершенствованию результативности с помощью лидерства, командной работы и вовлечения всех сотрудников в улучшение всех видов деятельности на базе непрерывного и всеобщего обучения и применения полученных знаний и навыков для повышения степени удовлетворенности потребителей. Первым шагом на пути к TQM стало появление стандартов ИСО серии 9000 и широкое внедрение их в практику. В этих стандартах качество определяется как «совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей».

Среди всего разнообразия товаров «выживает» тот, который  заведомо удовлетворяет максимальному  количеству требований, предъявляемых  к нему потребителем, включая как непосредственно требования к качеству самого товара или услуги, так и к качеству поставок, исполнению сроков договора, и пр.4

Современная трактовка  понятия качества, закрепленная международными стандартами, звучит так: «Качество  есть совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые требования». Теоретические и практические разработки в области качества предполагают реализацию двух основных положений:

  1. Все должно делаться в интересах клиентов, потребности которых известны.
  2. Дешевле изначально производить качественный продукт с первого раза.

Говоря другими словами, рынку нужно стабильное производство, подкрепленное эффективным управлением, направленное на производство товаров, удовлетворяющих требованиям потребителя.

Путь к качеству указанного уровня начинается с пересмотра системы  контроля качества на производстве. Лишь всесторонний контроль на всех стадиях  производства товара – от исходного  сырья до поставки готового товара потребителю, а также прозрачность в управлении предприятием в целом и в том числе, системой контроля качества могут убедить заказчика в соответствии предлагаемых товаров и услуг национальным и международным стандартам.

На фоне развития национальных и отраслевых систем стандартизации основополагающими на сегодняшний день остаются стандарты ИСО серии 9000, которые по сути дела требуют от предприятия проведения инвентаризации своих информационных потоков, их формализации и предоставления потребителю (заказчику) возможности убедиться в том, что выполняются минимальные требования к управляемости и стабильности производителя. Система управления предприятием, созданная в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, позволяет предприятию оценить качество товаров и услуг задолго до того, как они попадут к потребителю. Компания, планирующая расширение продаж или выход на мировой рынок, необходимо привести свою систему контроля качества в соответствии со стандартом серии ИСО 9000.

Любой производитель, связанный  партнерскими взаимоотношениями с компаниями на внешнем рынке находится под давлением на предмет сертификации в рамках ИСО 9000. По отношению к большинству отраслей промышленности сертификация по ИСО 9000 является добровольной. Требования обязательной сертификации касаются лишь компаний, производящих товары в сфере здравоохранения и безопасности граждан. В 2002 году обязательная сертификация распространилась и на компании автомобильной промышленности. Вместе с тем, многие заказчики проявляют инициативу в принятии стандартов ИСО 9000: для многих североамериканских фирм – поставщиков требования ИСО стали условием взаимодействия с их заказчиками – DuPont, Sony, Volvo…

Во всем мире идет жесткая  борьба по завоеванию новых рынков, в которых нет будущего для  неконкурентоспособной продукции или услуге. Вопросы качества, и как следствие, конкурентоспособности, становятся естественной заботой самих производителей, для которых работает принцип Деминга: «Выживание – дело добровольное». Поэтому обеспечение высокого качества стало одним из приоритетных задач для тех, кто хочет выжить в этой борьбе.

В мире XXI-века будет в  значительном степени будет определяться наличием трех С:

Change = Изменение → Высокая  гибкость

Competition = Конкуренция →  Высокое качество по подходящей  цене и в минимальные сроки

Customer = Потребитель →  Ориентация всей деятельности  на удовлетворение ожиданий потребителя

При ненадлежащем отношении  к качеству товаров и услуг, не только в условиях рынка, конкуренции  и сравнительно открытой экономики, но и при иных системах хозяйствования, любое дело, как правило, потерпит неудачу и общество не будет стабильным.

Главным направлением, обеспечивающим успех и определяющим достижение всех целей управления, в настоящее время для условий рыночной экономики является управление качеством.

Главным условием выживания  будет создание легко адаптирующейся в изменяющихся условиях организации, способной быстро удовлетворять  и превосходить ожидания потребителей по устраивающей их цене. Для достижения этих целей необходимо введение новых  способов организации производства, новых способов построения организации, новых методов менеджмента (руководства), а также нового стиля взаимодействия людей в организации.

Таким образом, высокий  уровень качества продукции для  государства означает ускорение  НТП, повышение эффективности общественного производства и экспорта, могущество и процветание. Поэтому государство должно проводить политику, направленную на повышение и поддержание высокого качества выпускаемой продукции, а для этого должны быть задействованы все государственные рычаги, в первую очередь правовые основы.

Информация о работе Управление качеством