Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:47, контрольная работа

Описание

С качеством продукции связаны возможности кредитования, инвестиций, предоставление льгот. Например, в ряде стран Европы действуют законы, по которым одни товары вообще не допускаются на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации – ИСО другие, несертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.

Содержание

1. Роль качества в условиях рыночной экономики (2) 3
2. Политика организации в области качества (14) 11
3. Виды сертификации товаров и услуг (24) 17

Работа состоит из  1 файл

КР Управление качеством.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Увеличение производства высококачественных изделий российскими  предприятиями в конечном итоге  должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и мировом рынках.

Современным предприятиям необходимо более эффективно использовать экономические, организационные и  правовые рычаги воздействия на процесс  формирования, обеспечения и поддержания  необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

 

 

2. ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ  КАЧЕСТВА 

 

Политика в области  качества представляет собой основные направления и цели организации  в области качества, официально сформулированные управленческим составом организации.

Такая политика формируется так, чтобы охватить деятельность каждого работника  и ориентировать весь коллектив  предприятия на достижение поставленных целей. При отсутствии четкой и документально  оформленной политики деятельность предприятия в области качества неопределенна и случайна. Документально оформленная политика в области качества дает возможность работникам предприятия, а также его поставщикам и потребителям получить четкое представление об официальном отношении руководителей предприятия к качеству производимой продукции. В связи с этим, разработка и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества является первым условием при создании системы качества на предприятии.

Политика в области качества организации может иметь закрытую и открытую часть. Как правило, открытая часть политики качества – это лозунги и декларации, которые говорят о нацеленности организации на повышение качества своей работы. Эта часть политики доступна для всеобщего ознакомления, как сотрудниками организации, так и внешними по отношению к организации людьми. Закрытая часть политики может содержать стратегии и цели, которые организация будет достигать, чтобы соответствовать декларациям и лозунгам, указанным в открытой части политики.

Открытая часть политики качества оформляется отдельным документом и «вывешивается» на всеобщее обозрение, а закрытая часть указывается в руководстве по качеству.

Размещение политики в области  качества в составе руководства  по качеству определяется вопросами  целесообразности. В соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008 (ИСО 9001:2000) политика в области качества должна регулярно пересматриваться. Если периоды пересмотра политики в области качества совпадают с периодами пересмотра руководства по качеству, то размещение текста политики в области качества в составе Руководства по качеству будет целесообразным. Если же нет, то такое размещение вызовет дополнительные трудности в управлении документацией.

При создании системы качества должны быть определены и документально зафиксированы те виды деятельности, которые прямо или косвенно воздействуют на качество. При этом должны быть принятые следующие меры:

  • необходимо однозначно определить общие и конкретные обязанности в отношении качества;
  • требуется установить обязанности и полномочия по каждому виду деятельности, воздействующему на качество. Необходимо иметь достаточную степень организационной свободы, достаточно широкий круг ответственности и полномочий, обеспечивающие достижение поставленных целей в области качества с необходимой эффективностью;
  • необходимо определить меры по управлению и координации различных смежных видов деятельности;
  • необходимо периодически выявлять потенциальные или реальные проблемы качества и осуществлять предупредительные или корректирующие воздействия.

В рамках общей организационной  структуры необходимо строго установить функции, относящиеся к системе  качества. Должны быть определены границы  полномочий и каналы передачи информации.

Руководство организации должно определять требования к использованию ресурсов и устанавливать необходимый объем, обеспечивающий проведение политики в области качества и достижение поставленных целей. Как правило, к таким ресурсам относятся:  человеческие ресурсы; компьютерные программы; производственное оборудование; оборудование, необходимое для проектно-конструкторских работ и разработок; контрольное, испытательное и проверочное оборудование; контрольно-измерительная аппаратура.

Для проведения эффективной политики в области качества необходимо разрабатывать, выпускать и поддерживать в рабочем состоянии документированные рабочие процедуры, координирующие различные виды деятельности, которые обеспечивают эффективное функционирование системы качества. Такие документированные процедуры должны определять цели и порядок выполнения различных видов деятельности, оказывающих влияние на качество.

Политика качества задает направление  развития организации. В этом документе  руководство организации публично определяет основные приоритеты и ценностные ориентации, которых оно будет придерживаться в отношении всех своих заинтересованных сторон (потребителей, сотрудников, поставщиков, общества и пр.). Также в этом документе указывается, что собирается делать руководство организации для реализации заявленных приоритетов и ценностных ориентаций.

Политика качества является открытым, «публичным» документом. Поэтому  его содержание часто напоминает лозунги. Но все лозунги политики качества должны быть подкреплены конкретными  целями и планами по достижению этих целей. Исходя из этого, возникает еще одно назначение политики качества – создание имиджа организации.

У организации могут  быть различные составляющие политики и целей, например, маркетинговые, рыночные, социальные и пр. В том случае, когда организация (руководители организации) принимают систему качества как основную систему управления, все эти составляющие будут являться элементами политики и целей в области качества. Такая позиция принята в организациях, исповедующих принципы всеобщего менеджмента качества (TQM). В том случае, когда организация рассматривает систему качества только как отдельную часть совокупности систем управления, политика качества и цели в области качества ограничиваются вопросами контроля, обеспечения и управления качеством.

Разработка политики в области  качества является одной из составляющих лидерства руководства, поэтому ее разработкой должны заниматься только высшие руководители организации.

При разработке политики в области качества высшему руководству  не обязательно готовить окончательный, точно выверенный документ, содержащий лаконично построенные фразы. При создании системы качества высшее руководство обязано выработать общее понимание намерений, систему взглядов и направление развития организации в вопросах менеджмента качества. Сформировать эти наработки в целостный документ могут уже «специально» обученные сотрудники (например, специалисты службы маркетинга и рекламы, или службы качества).

Создание политики в области  качества необходимо начинать с анализа  существующей ситуации и выявления  ценностных ориентаций руководства.

На следующем этапе работы по созданию политики необходимо выявить ценностные ориентации высшего руководства. Эти ценностные ориентации можно определить исходя из сильных сторон организации. Ценностные ориентации руководства могут быть распределены по нескольким категориям, например, - теоретические, социальные, экономические, эстетические и пр.

Следующим этапом создания политики в области качества будет  являться этап выработки приемлемой для высшего руководства системы  взглядов и принципов по развитию организации в вопросах менеджмента  качества. Некоторым ориентиром при  создании политики качества могут выступать принципы менеджмента качества, определенные в стандартах ИСО серии 9000.

Документ – «Политика в области качества» должен в краткой и доступной для понимания форме содержать основные принципы, на основе которых организация собирается развивать свою систему качества. Эти принципы должны согласовываться с приоритетами работы организации и быть приемлемыми для нее. Политика качества должна базироваться на ценностных ориентациях руководства, только в этом случае она будет реальной и работоспособной.

Политика в области  качества – это небольшой по объему документ, в котором в виде смысловых  тезисов в доступной всем сотрудникам  организации форме отражаются концептуальные основы философии качества организации. Перед разработчиками документа  встает сложная задача – сформулировать цели таким образом, чтобы сотрудник мог ясно представлять не только суть новых стратегических рубежей деятельности руководства в области качества, но и реальность достижения этих целей, возможность их оценки. Содержание политики в области качества немаловажно и для заказчиков, проводящих оценку деятельности организации как поставщика.

Текст документа, в котором  сформулирована политика в области  качества, не должен быть излишне детализирован  и перегружен смысловыми повторами. Оптимальное количество смысловых тезисов – от 5 до 15. При их формулировании следует исключить декларативные заявления типа: поддерживать, достигать, стремиться к постоянному улучшению качества, улучшать качество своей работы и т. д. Связь политики качества с правовой регламентацией конкретных вопросов должна быть отражена в корректной форме. В организациях часто расплывчато толкуется термин «высшее руководство организации». Поэтому политика в области качества может быть принята к руководству приказом руководителя организации. На основе утвержденной высшим руководством политики в области качества каждое структурное оперативное подразделение организации устанавливает свои цели и задачи в области качества. По сути это – подцели главных целей организации, важное дополнение при формировании культуры качества, способствующее гибкости организации и требующее самого серьезного отношения.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9004–2001 (п. 5.3), при разработке политики в области качества высшему руководству  следует учитывать:

  • уровень и вид будущих улучшений, необходимых для успешной деятельности организации;
  • ожидаемую или желаемую степень удовлетворения потребителей;
  • развитие работников организации;
  • потребности и ожидания других заинтересованных сторон;
  • ресурсы, необходимые для развития;
  • потенциальный вклад поставщиков и партнеров.

Целями деятельности организаций в области качества являются:

  • обеспечение высокого уровня качества товаров и услуг, наиболее полное и качественное удовлетворение требований и пожеланий Заказчика;
  • непрерывное обеспечение конкурентоспособности за счет расширения области аккредитации, увеличения объема и удовлетворения запросов потребителей товаров и представления услуг, отвечающих требованиям нормативной документации;
  • обеспечение соответствия товаров и услуг установленным требованиям качества, срокам их поставки и выполнения, конфиденциальности, компетентности и обоснованности принимаемых решений.

Для реализации этой политики создается и поддерживается система управления, гарантирующая качество товаров и услуг, защищающая от получения некачественных товаров и услуг.

Качество продукции  – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции  в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы  научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

 

 

3. ВИДЫ СЕРТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ  И УСЛУГ  

 

Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.

Сертификация продукции  представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.

Сертификация продукции  – это законодательно закрепленный процесс подтверждения качества определенных товаров тем стандартам и нормативам, существующим на сегодняшний день. Это процедура оформления сертификата или декларации соответствия на продукцию. Это процесс, который подтверждает какие-либо соответствия и проводится, совершенно независимой организацией. Вследствие, такой процедуры продавец или изготовитель получит документ (сертификат), удостоверяющий соответствие продукции всем требованиям и стандартам законодательства Российской Федерации. По принципу сертифицирования, сертификация бывает обязательная и добровольная.

Сертификация рассматривается  как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значит, ее рентабельность и эффективность.

Информация о работе Управление качеством