Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:55, доклад

Описание

Качество — философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость. Качество предмета или явления, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Качество – степень соответствия присущих характеристик (значений характеристик, полученных путем измерения или контроля) требованиям (обязательные: безопасность – технический регламент; потребительские свойства – национальные стандарты; рынок; условия договора).
Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.doc

— 470.00 Кб (Скачать документ)

 

Если в цехе изготавливается большое количество типоразмеров изделий, то по горизонтали откладываются типоразмеры деталей, внутри них виды дефектов. Может оказаться, что на один типоразмер приходится очень большая часть всего ущерба от брака. Диаграмму Парето целесообразно применять вместе с причинно-следственной диаграммой. С ее помощью можно оценить эффективность принятых мер по улучшению качества продукции, построив ее до и после внесения изменений. Применив метод УрасслоенияФ, можно построить диаграммы по отдельным машинам, сменам, бригадам, рабочим и т.д. Диаграммы Парето целесообразно строить и для анализа широкого круга проблем в любой сфере деятельности фирмы: в финансовой сфере, в сфере сбыта, в сфере материально-технического обеспечения, в сфере производства, в сфере делопроизводства и др.

 

36. Причинно-следственная диаграмма.

Причинно-следственная диаграмма часто называется также диаграммой Исикавы (по имени её автора японского профессора - специалиста в области качества), "рыбья кость", "рыбий скелет". Она позволяет выявить и систематизировать различные факторы и условия, оказывающие влияние на рассматриваемую проблему. Качество изделия обеспечивается в процессе его изготовления и является результатом действия системы факторов и причин, составляющих процесс. Для изготовления изделий требуемого качества необходимо наиболее важным показателям качества поставить в соответствие различные факторы производства и контролировать зависимость между характеристиками качества (являющимися следствием) и параметрами процесса (системой причинных факторов). Причинно-следственная диаграмма в наглядной форме и показывает зависимость между характеристиками качества и влияющими на них факторами производства. Как показано на рисунке, характеристики качества, являющиеся следствием, определяются различными причинами - A, B,... - обозначенными стрелками. Эти причины являются, в свою очередь, следствием других причин: A1, A2,...(для причины А); B1, B2,...(для причины B) и т.д.. Все они также обозначены стрелками, направленными к соответствующим следствиям. Вторичным причинам могут соответствовать третичные причины - G'' 1 и т.д.

При поиске причин важно помнить, что характеристики, являющиеся следствием, обязательно испытывают разброс. Поиск среди этих причин факторов, оказывающих особенно большое влияние на разброс характеристик (т.е. на результат), называют исследованием причин. На рисунке показана причинно-следственная диаграмма, отражающая зависимость брака от факторов и условий производства.

Для составления причинно-следственной диаграммы необходимо подобрать максимальное число факторов, имеющих отношение к характеристике, которая вышла за пределы допустимых значений. При этом для исследования причин явления необходимо привлекать и третьих лиц, не имеющих непосредственного отношения к работе, так как у них может оказаться неожиданный подход к выявлению и анализу причин, которого могут не заметить лица, привычные к данной работе. Наиболее эффективным считается групповой метод анализа причин, называемый "мозговым штурмом". Рекомендуется следующий порядок составления причинно-следственной диаграммы: 1) Выбирается проблема для решения прямая горизонтальная стрелка. 2) Выявляются наиболее существенные факторы и условия, влияющие на проблему (причины первого порядка) Ц наклонные большие стрелки. 3) Выявляется совокупность причин, влияющих на существенные факторы и условия (причины второго, третьего и последующих порядков) Ц наклонные маленькие стрелки. 4) Анализируется диаграмма: расставляются факторы и условия по значимости, устанавливаются те причины, которые в данный момент поддаются корректировке. 5) Составляется план дальнейших действий. В ходе обсуждения выделяются наиболее существенные факторы. Те из них, степень важности которых можно выразить количественно, анализируются с помощью диаграммы Парето. Сложная причинно-следственная диаграмма анализируется с помощью расслоения по отдельным факторам, таким как материалы, исполнители, время выполнения операций и др. При выявленной заметной разнице в разбросе между условиями принимают соответствующие меры для ликвидации этой разницы и устранения причины ее появления. Причинно-следственная диаграмма, как метод решения возникающих проблем, используется не только в производственной сфере, но и для привлечения новых клиентов, для оценки конфликтов между подразделениями предприятия, для контроля складских операций и др.

 

37. Контрольные карты.

Контрольные карты являются основным инструментом статистического управления качеством. КК применяют для сравнения получаемой по выборкам информации о текущем состоянии процесса с контрольными границами, представляющими пределы собственной изменчивости (разброса) процесса. КК используют для оценки того, находятся или не находятся производственный процесс, процесс обслуживания или административного управления в статистически управляемом состоянии. Первоначально КК были разработаны для применения в промышленном производстве. В настоящее время их широко используют в сфере обслуживания и других областях. Их также применяют как в высших уровнях управления, так и непосредственно на рабочих местах.

Точками отмечены результаты контроля периодически отбираемых выборок, то есть отдельные значения наблюдаемого признака. Контрольные карты используются в виде графиков, полученных в ходе технологического процесса. Графики отражают динамику процесса. Применяют различные контрольные карты: медиан, р-карты (дефектной продукции), pn-карты, с-карты. Существуют, в частности, следующие виды контрольных карт: 1) средних арифметических значений (- карта); 2) медиан (- карта); 3) средних арифметических отклонений (S - карта); 4) размахов (R - карта); 5) числа дефектных единиц продукции (np - карта); 6) доли дефектных единиц продукции (Р - карта); 7) числа дефектов (С - карта); 8) числа дефектов на единицу продукции (U - карта). Первые четыре вида контрольных карт применяют при контроле по количественному признаку, последние четыре - при контроле по альтернативному признаку. Выбор контрольных карт. 1. Контрольная карта - R (средних арифметических значений и размахов) осуществляет контроль за изменением среднего арифметического и контрольной карты R, контролирующей изменения рассеивания значений показателей качества. Эта карта применяется при измерении таких регулируемых показателей, как длина, масса, диаметр, время, предел прочности при растяжении, прибыль и т.д. Применяется на продукции серийного и массового производства, на технологических процессах с запасом точности Кт = 6/ Т, для которых коэффициент точности находится в пределах 0,75 - 0,85 и показатели качества которых определяются по закону Гаусса или Максвелла. Рекомендуется принять для процессов с высокими требованиями к точности; для продукции, связанной с обеспечением безопасности потребителя (авиатехника, автомобилестроение, сельхозмашиностроение и т.д.); для измерения, вычисления и управления процессами и т.д. 2. Контрольная карта - R применяется для таких же элементов контроля, что и - R, но для менее точных процессов (8 квалитет и ниже). 3. Контрольная карта Р (для доли дефектных изделий) применяется для контроля и регулирования технологического процесса (полсе проверки небольшой части изделий и разделения их на доброкачественные и дефектные изделия) на основе использования доли дефектных изделий, полученной делением числа обнаруженных дефектных изделий на число проверенных изделий. Кроме применения контрольной карты Р для доли дефектных изделий ее можно использовать для определения интенсивности выпуска продукции, процента неявки на работу и т.д. 4. Контрольная карта pn применяется для контроля в случаях, когда контролируемым параметром является число дефектных изделий при постоянном объеме выборки n. Эта контрольная карта соответствует контрольной карте "р" с вариантом постоянного "n" и по существу одинакова с ней.

 



Информация о работе Управление качеством