Стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:57, контрольная работа

Описание

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры».

Содержание

Введение 3
1.Управление качеством услуг 5
2. Стандартизация продукции 7
3. Сертификация продукции 13
Заключение 17
Список использованных источников 20

Работа состоит из  1 файл

Стандартизация и сертификация.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Тит лист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблема  качества актуальна для всех стран  независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами. Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

     Законы  РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности. По определению Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Международной организации по стандартизации (ИСО) сертификация – это действие, проводимое с целью подтверждения соответствия изделия или процесса определённым стандартам или техническим условиям. Данное определение позволяет широко трактовать это понятие и иметь многообразные формы сертификации.

     Сегодня изготовитель и его торговый посредник  стремятся поднять репутацию  торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок. Они  заинтересованы в выполнении как  обязательных, так и рекомендуемых  требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления. Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники, практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач, способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность. Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

     В условиях современного бизнеса конкурентоспособность  любого предприятия, вне зависимости  от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством.

     Примеры развития передовых промышленных стран  показывают, что решение проблем  качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что  требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Управление  качеством услуг

     Управление качеством — постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Это настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг. Управление качеством включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.

     Улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

     Основной  задачей каждого предприятия (организации) является качество производимой продукции  и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечивать производство продукции или услуг, которые:

  • отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
  • удовлетворяют требованиям потребителя;
  • соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
  • отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
  • предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
  • направлены на получение прибыли.

     Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

     Система управления качеством представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Развитие международной торговли и международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности объективно привело к необходимости согласования (гармонизации) национальных стандартов, разработке и широкому применению международных стандартов.

     Мировой опыт управления качеством сконцентрирован  в пакете международных стандартов ИСО 9000- 9004, принятых в марте 1987 года и обновленных в 1994 году. В своем классическом варианте стандарты ИСО серии 9000 были разработаны для промышленности, однако общая философия систем качества, изложенная в них, универсальна. Поэтому в настоящее время предприятия и организации самых различных сфер деятельности стали активно использовать эту методологию. Определенным достижением мирового опыта в управлении качеством услуг можно считать принятие ИСО международного стандарта ИСО 9004-2 «Общее руководство качеством и элементы системы качества».

     Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

  • ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».
  • ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
  • ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».
  • ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
  • ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

     В соответствии с этими документами  выделяется политика в области качества − непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение  и управление качеством продукции.

     В современных условиях управление качеством  во многом базируется на стандартизации.

2. Стандартизация продукции

     Цель  и задание стандартизации

     Система качества – совокупность организационной  структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам обеспечения качества. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции и свойственного ей практического опыта.

     Требования  к качеству устанавливаются и  фиксируются в нормативных и  нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т.п. Перечень этот не трудно продолжить.

     Система качества, отношения производителя  и потребителя к качеству и  другие механизмы управления качеством  прошли сложный и длительный этап совершенствования в условиях глубокого  экономического кризиса.

     Прошедшие в течение последнего десятка лет политические, социальные и экономические изменения поставили наше государство в новые, мало для нее знакомые условия существования. К сожалению, эти процессы сопровождались инфляцией, повышением цен, снижением трудовой активности и дисциплины, кризисом власти и, следовательно, падением жизненного уровня большей части населения.

     Остались  за рубежом основные сырьевые и энергетические источники, жизненно важные для непрерывного процесса производства и достаточных  темпов воспроизводства предприятий практически всех отраслей промышленности. В течение нескольких лет в стране не осталось ни одного предприятия, которого не коснулся бы топливно-энергетический «голод». В этих условиях еще более усилилась необходимость развития внешних торгово-экономических отношений с другими странами ближнего и дальнего зарубежья. С развитием этих отношений наша страна стала огромным рынком сбыта промышленных и потребительских товаров, что не могло не сказаться на проходящей этап возрождения экономики и промышленности.

     Для предприятий существенно усложнилась  реализация продукции: на внутреннем рынке  – из-за ввоза импортной продукции  и резкого снижения платежеспособного  спроса, на внешнем рынке – вследствие не способности конкурировать продукции  российских предприятий, отсутствия опыта и навыков торговли на насыщенных рынках, пренебрежения принятыми там правилами взаимоотношений, в том числе требованиями наличия сертификатов на продукцию и системы качества.

     Серьезным препятствием на пути экспорта отечественной  продукции на западные и другие зарубежные рынки является значительное отставание отечественных предприятий от мировой практики в части создания современных систем качества и подтверждения их соответствия общепринятым международным требованиям.

     Утвержденные  в 1987 г. международные стандарты ISO серии 9000 на системы качества в настоящее время являются нормой взаимоотношений на рынках практически всех стран мира. Наличие сертификата на систему качества поставщика, подтверждающего ее соответствие MC ISO 9000, становится в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции. При этом деятельность по международной стандартизации систем качества постоянно активизируется и развивается.

     Общей целью развития и внедрения стандартизации можно считать:

     • определение приоритетных направлений исследований и создание научно-технических программ в рамках межгосударственного и международного сотрудничества;

     • разработку проектов законодательных актов и стандартов;

     • создание оптимальной структуры фонда стандартов;

     • создание оптимального состава мероприятий и методов обеспечения единства измерений;

     • обеспечение единства перспективного и текущего планирования;

     • формирование системы управляющих и исполнительных органов, служб стандартизации и сертификации;

     • установление рациональной формы и содержания стандартов как носителей нормативно-технической информации;

     • широкое внедрение методов обработки информации с помощью современного информационно вычислительного оборудования.

     Система стандартизации должна базироваться на таких принципах:

     – соблюдение уровня развития науки и техники, экономической целостности и эффективности производства для производителя, пользы и безопасности для потребителя и общества в целом;

     – создание комплекса нормативно-технических документов, которые имеют общехозяйственный характер и касаются жизненного окружения, продукции;

     – доступность и открытость информации о действующих стандартах и программах работ по стандартизации;

     – взаимосвязь и соответствие документов всех уровней.

     В динамичных условиях переходного периода в развивающейся экономике и отношений в обществе система стандартизации должна не только гармонично адаптироваться, но и усиленно влиять на формирование и функционирование хозяйственного механизма, качество и конкурентоспособность продукции.

Информация о работе Стандартизация и сертификация