Социальное обслуживание населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание

Социальное обслуживание на сегодняшний день играет существенную роль в социальной защите пожилых граждан, поскольку направлено на удовлетворение базовых потребностей населения.
Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части пожилых граждан выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Современное состояние и перемены экономики нашей страны, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении социального обслуживания пожилых граждан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные понятия социального обслуживания населения………….7
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения………...7
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности…………………………………………………….11
1.3. Сущность социальной политики государства: цели, задачи, принципы..19
Глава 2. Учреждения социального обслуживания населения: их виды, управление и специфика деятельности………………………………………...27
2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей…………………31
2.2. Учреждения социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов………………………………………………………………………...36
Глава 3. Социальное обслуживание инвалидов……………………………….42
Глава 4. Зарубежный опыт социального обслуживания населения………….48
Глава 5. Проблемы социального обслуживания в России и пути их
решения…………………………………………………………………………..54
Заключение………………………………………………………………………58
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

Медико-социальная экспертиза осуществляется  федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы,  подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие задачи:

  1. установление группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  3. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики  инвалидности  и социальной защиты инвалидов;
  4. определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  5. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление  мер социальной поддержки семье умершего.
  6. изучение уровня и причин инвалидности населения.

Закон вводит понятие  реабилитации инвалидов как системы  медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им экономической независимости и его социальной адаптации.

Реабилитация  инвалидов включает:

- медицинскую  реабилитацию инвалидов, которая  состоит из восстановительной  терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования, санаторно-курортного лечения;

- профессиональную  реабилитацию инвалидов, которая  состоит из профессиональной  ориентации, профессионального образования,  профессионально-производственной  адаптации и содействия в трудоустройстве;

- социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической и социокультурной ориентации, социально-бытовой адаптации.

- физкультурно-оздоровительные  мероприятия, спорт.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно, утверждается Правительством РФ.

На основе решения медико-социальной экспертизы для инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление и способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная  программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов осуществляет Государственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

Обеспечение жизнедеятельности  инвалидов происходит через медицинскую  помощь, беспрепятственный доступ к  информации и к объектам социальной инфраструктуры.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Зарубежный опыт социального обслуживания населения

 

 Последнее десятилетие XX в. знаменательно двумя событиями: в 1991 г. ООН приняты принципы защиты пожилых людей, а 1999 год объявлен годом пожилых людей, когда многое было сделано для формирования новых подходов к проблеме старения населения. Главная задача общества — благополучие пожилых людей и стареющего населения в целом, в том числе реализация социальных программ по защите пожилых людей.

В 1982 г. принят Международный (Венский) план действий по проблемам  старения. В нем содержатся 62 рекомендации, касающиеся пожилых людей, в таких приоритетных областях, как:

- здравоохранение и  питание;

- защита пожилых людей;

- обеспечение жильем  и охрана окружающей среды;

- семья;

- социальное обеспечение;

- обеспечение дохода и занятости;

-  культура и образование.

Этот план действий способствовал  разработке специальной национальной политики и социальных программ улучшения  положения пожилых людей в различных странах.

В современном обществе сохраняются как традиционная поддержка пожилых людей, семейно-ролевая, так и общественно-корпоративная, а также другие ее типы. В мире существуют две противоположные модели социального обслуживания — американская и европейская. На формирование европейской модели влияли распад общинных и межобщинных связей, ослабление поддержки нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. Для нее характерно преобладание государственного типа социальной поддержки.

Существенная черта  американской модели — стремление максимально уменьшить влияние государственных структур, опора на собственные силы, личную инициативу. До 1933 г. в США роль государства в социальной поддержке была очень слабой. События времен депрессии 1930-х гг. способствовали усилению институционального подхода. Однако с 1980-х гг. доминирующую роль начинает играть резидуальный подход. В настоящее время в США распространены оба метода социальной поддержки (табл. 1).

 

Таблица 1. Две модели социального обслуживания населения США

 

 

Резидуальная система

Институциональная система

 

Потребности удовлетворяются благодаря участию семьи

Проблемы решаются в  рамках системы социального обеспечения

 

Помощь, оказываемая системой обеспечения, носит «аномальный» характер

Помощь, оказываемая системой обеспечения, носит нормативный  характер

 

Помощь предлагается, если не удалось решить проблему путем привлечения семьи, рынка социальных услуг

Помощь предлагается перед кризисом в превентивных целях

 

Помощь временная, экстремальная, настолько небольшая, насколько это возможно

Помощь носит превентивный характер, адекватно потребностям

 

Принимаемая помощь связана  с позором, унижением

Принимаемая помощь не связана  с унижением личности


 

При резидуальном подходе  люди должны иметь возможность удовлетворять  все свои потребности с помощью  своей семьи. Официальная система социального обеспечения подключается только тогда, когда семья не может справиться самостоятельно. При этом помощь рассматривается как временная, экстренная мера. При институциональном подходе службы социального обеспечения выполняют обычные функции.

Система социальной поддержки  населения в США очень гибкая, хотя весьма сложная и запутанная. Ее характерная особенность в отличие от большинства европейских моделей — децентрация.

В эту систему входят социальные программы, регламентируемые либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральными государственными органами и органами управления штата.

Инвалиды обеспечиваются в первую очередь пенсией по старости и страховкой от несчастных случаев, организуется также медицинское обслуживание. Для нетрудоспособных предусмотрены специализированные виды обслуживания. Органы власти в пределах своей территории отвечают за социальную поддержку инвалидов. Муниципалитеты на платной основе привлекают специализированные инвалидные организации, фонды к оказанию социальных услуг, положенных по закону: жилищно-бытовое устройство (предоставление дешевого жилья), продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг, предоставление работы, обучение, адаптация, выплата специальных пособий и компенсаций.

В США, как и в ряде других стран, помощь пожилым людям  оказывается в стационарах, а  также на дому. К формам обслуживания в домашних условиях относятся дневное пребывание в больнице, периодические курсы оздоровительного лечения, сочетание стационарного обслуживания с диспансерным и т.д.

Особое внимание уделяется  жилищно-бытовому обслуживанию пожилых  и инвалидов. Широко распространены доставка обедов на дом, купание в  ванне, мытье, стрижка, стирка, смена  белья, транспортные услуги, гимнастика с помощью инструктора, ремонт и благоустройство квартир, организация культурных мероприятий и досуга и т.д.

В Великобритании помощь людям с инвалидностью оказывает широкий круг организаций:

- частные владельцы  домов, зарабатывающие тем, что обеспечивают уход своим постояльцам;

- общественный сектор, состоящий из благотворительных  организаций, которые оплачивают содержание штата и другие расходы за счет государственных фондов, пожертвований отдельных граждан и гонораров за предоставляемые услуги;

- местные власти, которые  обеспечивают большую часть социальных услуг инвалидам. Они ищут квалифицированных специалистов для работы по месту жительства в дневных центрах, пансионатах и общежитиях, больницах, интернатах или дневных школах.

Социальные службы используют все возможности, чтобы люди жили дома. Те, кому необходима дополнительная поддержка, могут посещать дневной центр недалеко от дома.

Дневные центры находятся  в подчинении как местных органов, так и независимых или общественных агентств. Там трудятся социальные работники, психологи, терапевты, медсестры, инструкторы и учителя. Они обслуживают людей с физическими недостатками или трудностями в обучении. Помощь молодым людям, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, заключается в обучении их навыкам самообслуживания, приобретении социальных умений приготовления пищи, совершения покупок, обращения с деньгами, пользования общественными местами. Приобретаемые навыки и умения помогают им жить в обществе, рассчитывать на собственные силы. В центрах клиенты могут заниматься физической культурой, спортом, художественным и техническим творчеством.

В Швеции рыночная экономика не допускается в социальное обеспечение, здравоохранение, образование. Считается, что в этих областях интересы прибыли не должны быть основополагающими. Социальное обеспечение гарантируется всем на одинаковом уровне.

Во Франции приоритетным является домашнее пребывание. Помощь престарелым строится на принципах сохранения достоинства личности, свободы выбора, координации услуг в сторону самых нуждающихся, ликвидации разрыва между санитарным и социальным секторами.

В Финляндии приоритет отдается нестационарным услугам, число домов для престарелых и количество клиентов в них неуклонно уменьшаются. Одновременно увеличивается число пансионатов и домов с полным обслуживанием для престарелых, а также предоставление услуг на дому, помощи по личным вопросам.

Центр по изучению и развитию социального обеспечения и здравоохранения  Финляндии «Стакес» проводит исследовательские работы в области социального обеспечения и медицинского обслуживания населения. Он собирает статистические сведения и поддерживает национальные регистры, которые служат основой для научных исследований, оценки деятельности служб и процесса принятия решения.9

Среди стран европейского сообщества Германия находится на первом месте по объему финансирования социальных услуг. Расходы на социальные услуги составляют примерно  десятую часть  бюджета на социальные нужды.

К социальным услугам  в Германии относят те услуги, которые оказываются слабозащищенным слоям населения в некоммерческих учреждениях, направленные на выравнивание жизненного уровня  граждан. Объем социальных услуг за последние 15 лет возрос примерно в два раза. Социальной работой в Германии занимаются более 6 тыс. служб и организаций, в которых работают более 800 тыс. штатных сотрудников, и более 1,5 млн человек привлекались к работе в качестве добровольцев. Кроме того,  в стране насчитывается более 410 тыс. учреждений самопомощи. Значительная роль в обеспечении социальными услугами отводится местным органам самоуправления. Этими услугами охвачен большой процент населения.

         Для большинства европейских  стран характерны следующие направления  развития социального обслуживания  населения:

          ♦ децентрализация системы социальных  услуг, расширение компетенции  местных органах власти и муниципальных  служб;

          ♦    интенсивное развитие негосударственного сектора и постепенное сокращение государственных служб на рынке социальных услуг;

Информация о работе Социальное обслуживание населения