Социальное обслуживание населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание

Социальное обслуживание на сегодняшний день играет существенную роль в социальной защите пожилых граждан, поскольку направлено на удовлетворение базовых потребностей населения.
Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части пожилых граждан выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Современное состояние и перемены экономики нашей страны, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении социального обслуживания пожилых граждан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные понятия социального обслуживания населения………….7
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения………...7
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности…………………………………………………….11
1.3. Сущность социальной политики государства: цели, задачи, принципы..19
Глава 2. Учреждения социального обслуживания населения: их виды, управление и специфика деятельности………………………………………...27
2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей…………………31
2.2. Учреждения социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов………………………………………………………………………...36
Глава 3. Социальное обслуживание инвалидов……………………………….42
Глава 4. Зарубежный опыт социального обслуживания населения………….48
Глава 5. Проблемы социального обслуживания в России и пути их
решения…………………………………………………………………………..54
Заключение………………………………………………………………………58
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

 Социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей, а также требует учета следующих моментов:

- во-первых, цели социального  обслуживания могут рассматриваться  на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;

- во-вторых, цели социального  обслуживания должны учитывать  социально – экономическую, морально  – психологическую, экологическую,  политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 1990-х гг.;

- в-третьих, цели социального  обслуживания в современной России  должны быть неразрывно связаны  с объективной оценкой и позитивным  освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения.

Критериями эффективности социального обслуживания должны стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.

Основываясь на концепции  системных потребностей социально  – экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, необходимо обозначить системные функции и цели этой сферы:

системные функции гуманности:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в тяжелую ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) полезными могут оказаться не только потенциально сильные и здоровые люди;

б) обеспечение поддержания  выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.

 функции коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является коррекция поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекционная  работа общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.

 функции стимулятора развития общества: работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социально  неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности

Социальное обслуживание населения осуществляется через систему социальных служб.  Понятие «социальная служба» относится к основным терминам социальной работы.

Социальная служба как  инструмент социальной работы организует свою  деятельность  по  двум  направлениям:   1)      социальная   защита;  2) социальная помощь.

Система      социальных      служб      включает     государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К  государственной    социальной   службе   относятся   учреждения  и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия      социального     обслуживания,     органы      местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной  социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную  ситуацию, может получить следующую  поддержку на основе его запросов (рис. 1).

Государственные социальные службы ориентированы главным образом  на обеспечение нуждающихся лиц  различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ, выделяются следующие:

 

 

 

 

 

Рисунок 1.

 

Система помощи клиенту  в системе социального обслуживания

 

 



 


 

 



 

 


 

 

 


 

 

 




 

а) ф


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) функция социальной помощи, которая включает:

- выявление, учет семей  и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

- профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

- надомные услуги нуждающимся  в постороннем уходе (доставка  продуктов, лекарств, транспортировка  на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

- содействие развитию  нетрадиционных форм дошкольного,  школьного и внешкольного воспитания;

- организация временно вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов,  врачей, психологов и т.д.);

- участие в подготовке  молодежи к выбору профессии;

- подготовку юношей  и девушек к браку и сознательному родительству;

- родительский медико-психологический  всеобуч;

в) функция социального  корректирования и реабилитации, которая включает:

- социальную медико-психологическую  реабилитацию несовершеннолетних  с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

- медико – социальную  реабилитацию и реабилитацию  детей и подростков с ограниченными  возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

- предоставление клиенту  информации, необходимой для разрешения  сложной жизненной ситуации;

- распространение среди  населения медико – психологических,  педагогических и иных знаний;

- изучение специалистами по социальной работе, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

- участие специалистов социальной  службы в разработке чрезвычайных  программ;

- формирование в рамках спасательных  служб, организуемых на федеральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Социальное обслуживание базируется на следующих принципах:

  1. адресности;
  2. доступности;
  3. добровольности;
  4. гуманности;
  5. приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  6. конфиденциальности;
  7. профилактической направленности.

          Социальное обслуживание должно  соответствовать государственным  стандартам, которые устанавливают  основные требования к объемам  и качеству социальных услуг,  порядку и условиям их оказания и утверждаются Правительством РФ.

          Государство    гарантирует    гражданам    право    на    социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по его основным видам.

          Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе,  обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от психологического или физического насилия, стихийных бедствий в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания: социально – бытовое, социально – медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Консультативная помощь по вопросам социально – бытового, социально – медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально – правовой защиты.

Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в  реабилитационных услугах.                                                                        

Социальная служба формируется на основе законности и учета международных стандартов, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной.

Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает  от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадрами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая – необходимое звено в работе социальных служб и управлении ими. При этом в случаях, когда деятельность социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в высшей степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Информация о работе Социальное обслуживание населения