Система формирования качества продукции промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:04, контрольная работа

Описание

Качество продукции, совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Обеспечение качества продукции в наши дни является основным методом достижения успеха в конкурентной борьбе. Управление качеством рассматривается сегодня во всем мире как главный вид управленческой деятельности в сфере производства. В условиях рыночной экономики именно с резким повышением качества производимой продукции связана сама возможность возрождения отечественной промы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Качество как объект управления………………………………………………4

2.Основные понятия о системах управления качеством продукции………….6

3.Внедрение комплексной системы управления качеством продукции на промышленном предприятии…………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Комплексное управление качеством - это эффективная система, объединяющая деятельность различных  подразделений, ответственных за разработку показателей качества, их достижение, поддержание достигнутого уровня качества, обеспечение производства и эксплуатации продукции на самом экономном уровне при полном удовлетворении требований потребителя. Комплексное управление качеством требует участия всех подразделений предприятия, включая производственное, отделы проектирования, снабжения, сбыта, технического контроля качества, стандартизации и др.

Система комплексного управления качеством  имеет две взаимосвязанные цели: выработку привычки к улучшениям и стремление к совершенству.

Главная цель - это стремление к  совершенству. Чтобы достичь ее, необходимо воспитать у работников привычку постоянно улучшать продукцию. Привычка к улучшению направлена на достижение совершенства. Эта цель, характерная для японской системы управления качеством, одновременно близка и противоположна тому, что практикуется большинством западных компаний.

Качество продукции на предприятии  зависит от усилий служб маркетинга, проектирования, закупок, отделов разработки технологии, контроля качества, а также от производственных подразделений. Однако западные предприниматели убеждены, что следует стремиться к какому-то оптимальному уровню качества, так как склонность потребителей оплачивать дополнительные усилия по улучшению продукции имеет свои границы. В свою очередь японские промышленники следуют стратегии, которая, не игнорируя затраты на повышение качества, базируется на утверждении, что постоянное улучшение качества обуславливает расширение доли рынка.

Система комплексного управления качеством на Западных и Японских предприятиях опирается на множество вспомогательных принципов, концепций, методов и средств достижения этой цели.

Выделяют следующие основные принципы системы комплексного управления качеством:

1)контроль производственного процесса - регулирование производственного процесса путем измерения показателей качества изделий на всех этапах производства. На Западе контроль ведется на отдельных этапах производственного процесса. Руководство по контролю качества имеет указания, как выбрать этап, подлежащий контролю. При этом основное внимание уделяется приемочному контролю партий готовой продукции;

2)наглядность измерения показателей  качества - дальнейшее развитие общепринятого  западного принципа «измеримость  показателей качества». На японских заводах везде размещены наглядные стенды. Рабочие, администрация, заказчики продукции и посторонние посетители могут ознакомиться с показателями качества, текущими результатами проверки, программами повышения качества и т.д. Западные понятия об измерении показателей качества занимают у японцев особое место, однако обеспечение наглядности - это исключительно японское достоинство;

3)соблюдение требований к качеству  также имеет западное происхождение,  однако иногда этот принцип  игнорируют. На предприятиях зачастую уступают требованиям производственников и пропускают узлы и детали, которые не полностью соответствуют стандартам;

4)остановка линий тесно связана с соблюдением требований к качеству. У японцев задачи обеспечения качества стоят на первом месте, а выполнение плана -- на втором. Каждый рабочий может остановить производственную линию для исправления замеченных дефектов. На наших же предприятиях, где на первом месте стоит план производства, производственный процесс не останавливается и не замедляется для ликвидации дефектов;

5)самостоятельное исправление  ошибок - рабочий или бригада,  допустившие брак, сами переделывают  бракованные детали;

6)100%-ная проверка продукции  - контролю подлежит каждое изделие,  а не выборка из партии. Этот  принцип применяется к контролю  готовой продукции, а иногда  и к комплектующим узлам и  деталям. Если проверять каждое  комплектующее изделие нецелесообразно (слишком дорого), используется принцип n = 2, то есть проверяется два изделия: первое и последнее. Долгосрочная цель состоит в том, чтобы усовершенствовать процесс так, чтобы можно было осуществлять 100%-ную проверку качества всех изделий.

Постоянное совершенствование качества продукции возможно только путем системного, комплексного осуществления деятельности в рамках всего предприятия. Традиционно считается, что основными факторами, определяющими данные условия, являются:

-внешние (требования  рынка, политика и инвестиции государства, юридическая ответственность, уровень развития науки и техники, качество поставляемых материалов, комплектующих и т.п.);

-внутренние, которые  классифицируются по следующим  направлениям;

-технические (вид продукции,  оборудование, инструмент, средства контроля, качество материалов, документация и т.п.);

-социальные - так называемый  человеческий фактор (подбор кадров, обучение и повышение квалификации, взаимоотношения, жилищно-бытовые  условия, отдых и т.д.);

-экономические (связь между качеством продукции, себестоимостью и ценой; форма оплаты труда; премирование за качество и удержание за брак, хозрасчет подразделений и т.д.);

-организационные (обеспечение  материалами и комплектующими, техническое  обслуживание оборудования, информационное обеспечение, планомерность и ритмичность работы).

 

3.Внедрение  комплексной системы управления  качеством продукции на промышленном  предприятии.

 

Низкое (неконкурентоспособное) качество продукции - не абстрактная  категория, а вполне конкретная причина нежизнеспособности предприятий. Поэтому проблема качества осознается уже как стратегическая проблема. Формируя программу повышения конкурентоспособности продукции, предприятиям необходимо иметь в виду следующие целевые установки:

-соответствие качества продукции требованиям рынка и конкретного потребителя;

-уменьшение совокупных  затрат на закупку, доставку  и эксплуатацию продукции;

-осуществление поставок  в сроки, необходимые потребителю;

-создание высокой  репутации предприятия на рынке  и умение представить аргументы, подтверждающие надежность предприятия как партнера;

-способность предприятия  достигать своих целей, обеспечивая  конкурентоспособность выпускаемой  продукции, определяется действующей  на нем системой организации  и управления - системой управления качеством.

Система управления качеством  представляет собой согласованную  рабочую структуру, действующую  в фирме и включающую эффективные  технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.

В настоящее время  можно выделить три уровня систем управления качеством, имеющие некоторые  концептуальные различия:

1. Системы, соответствующие  требованиям стандарта ИСО серии  9000.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандарте ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок - просто отсутствует.

Несмотря на то, что  система не решает всех задач, необходимых  для обеспечения конкурентоспособности, популярность системы растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Важнейшим же признаком того, имеется ли на предприятии система качества по МС ИСО 9000, является сертификат на систему. Наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах.

О популярности стандартов ИСО 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества на соответствие их требованиям. Так, по данным фирмы Мобил, в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 г. их число возросло до 100 тыс. В настоящее время сертифицированных систем уже более 200 тыс. В последнее время многие транснациональные компании требуют от своих поставщиков обязательного внедрения МС ИСО 9000.

2. Общефирменные системы  управления качеством (TQM - всеобщее  управление качеством -Total Quality Management).

В начале XX столетия (1-й  этап) «отец научного менеджмента» Ф.У. Тейлор предложил систему, которая включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поле допуска, вводила измерительные инструменты как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для «бракоделов» и т.д., формы и методы воздействия на качество продукции.

На 2-м этапе (20-50-е годы) развитие получили статистические методы контроля качества - SQC (В.А. Шухарт, Г.Ф. Додж, Г.Г. Роминг и др.) Появились  контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования технологических процессов. На Западе именно Шухар-та называют отцом современной философии качества. Он оказал большое влияние на своих соотечественников Э.У. Деминга и Д.М. Джурана, которые известны своими работами в области управления качеством во всем мире.

И Деминг, и Джуран не только активно пропагандировали статистические подходы к производству, но первыми  обратили внимание на организационные  вопросы обеспечения качества, сделали  акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества. В знаменитых 14 принципах Деминга уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента.

50-80-е годы (3-й этап) появились внутрифирменные системы  за рубежом, которые называются системами контроля качества: TQC (Фейгенбаум),CWQC (К. Исикава, «Семь инструментов качества»), QC-circles (методы Тагути), QFD и т. д. В этот период начинается сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента. За рубежом это система ZD («Ноль дефектов»).

В 80-е годы (4-й этап) появляются системы, в которых управление качеством продукции рассматривается  как управление всем производством. Поэтому решение задач качества требует создания такой организационной  структуры, в которую должны входить все подразделения, более того -- каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции. К таким системам относится система TQM - всеобщее управление качеством на базе стандартов ИСО 9000.

TQM является комплексной  системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия TQM базируется на принципе -улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - ноль дефектов, к затратам - ноль непроизводительных затрат, к поставкам -- точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин - «Постоянное улучшение качества» (quality improvement).

3. Системы, соответствующие  критериям национальных или международных  (региональных) премий дипломов по  качеству.

Премии по качеству как  стимул создания на предприятиях эффективных  систем качества широко используются в мире - премия Деминга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия в странах Европы и др. В России существует премия Правительства Российской Федерации в области качества. Следует отметить, что критерии премии по качеству, учитывая все передовое, что имеется в системах по ИСО 9000 и в TQM, еще в большей мере обращены к человеческому фактору.

Сертификация как неотъемлемая часть системы управления качеством

Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных странах, в то время как у нас на эту проблему обратили серьезное внимание практически только в последние 3 - 4 года.

Сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает предприятию немало выгод и  преимуществ. Во-первых, он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют предприятиям кредиты, чья система качества сертифицирована. Во-вторых, страховые компании отдают предпочтение таким предприятиям при страховании от ущерба за некачественную продукцию.

Сертификат на систему  качества - весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара. Западные эксперты отмечают, что в  ближайшем будущем на едином европейском  рынке до 95% контрактов будет заключаться только при наличии у поставщика сертификата на систему качества.

Сертифицированная система  качества характеризует способность  предприятия стабильно выпускать  продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться  как один из весомых факторов конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках

Для отечественных предприятий, планирующих экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества - важнейшее  условие, определяющее возможность  заключения контракта на реализацию продукции по мировым ценам.

Основные направления  деятельности, охватываемые органами по сертификации систем качества, - сертификация систем качества; сертификация производства; инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производства; международное сотрудничество в интересах взаимного признания сертификатов на системы качества, рассмотрение жалоб и контроль за определением стоимости работ по сертификации.

 

Основные этапы сертификации производства представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Основные этапы  сертификации производства.

 

Информация о работе Система формирования качества продукции промышленности