Проблемы качества жизни городского населения и их зависимость от социальных факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:36, реферат

Описание

Концепция качества жизни начала активно разрабатываться в западных развитых странах в конце 60-начале 70-х годов, исследования качества жизни населения являются одной из самых динамично развивающихся отраслей социально-экономического и социально-политического знания. Экономические журналы регулярно публикуют статистические данные, постоянно совершенствуется методика сбора и обработки соответствующей информации.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Составляющие высокого качества жизни ______________________________4
Качество жизни в городах: составляющие и инструменты достижения_____5
Безопасность______________________________________________________5
Доступность услуг_________________________________________________6
Доступное жилье и достойные условия жизни для всех__________________7
Наличие достаточного количества общественных пространств___________11
Транспортная доступность_________________________________________13
Города и окружающие территории___________________________________17
Устойчивое развитие и ответственность городов_______________________20
Культурно-историческая миссия городов_____________________________20
Экологическая ответственность городов______________________________21
Энергоэффективность_____________________________________________21
Локализация и многофункциональность______________________________22
Список источников________________________________________________23

Работа состоит из  1 файл

КОстику.docx

— 50.87 Кб (Скачать документ)
 

Реферат по дисциплине

Управление  качеством

Проблемы  качества жизни городского населения  и их зависимость от социальных факторов 

 

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Составляющие  высокого качества жизни ______________________________4

Качество  жизни в городах: составляющие и  инструменты достижения_____5

Безопасность______________________________________________________5

Доступность услуг_________________________________________________6

Доступное жилье и достойные условия  жизни для всех__________________7

Наличие достаточного количества общественных пространств___________11

Транспортная  доступность_________________________________________13

Города  и окружающие территории___________________________________17

Устойчивое  развитие и ответственность городов_______________________20

Культурно-историческая миссия городов_____________________________20

Экологическая ответственность городов______________________________21

Энергоэффективность_____________________________________________21

Локализация и многофункциональность______________________________22

Список  источников________________________________________________23

 

Введение

Концепция качества жизни начала активно разрабатываться  в западных развитых странах в  конце 60-начале 70-х годов, исследования качества жизни населения являются одной из самых динамично развивающихся  отраслей социально-экономического и  социально-политического знания. Экономические  журналы регулярно публикуют  статистические данные, постоянно совершенствуется методика сбора и обработки соответствующей  информации. В теории пост-индустриального общества человек выступает не только как средство (винтик в машине), но и как конечная цель, как результирующий итог социальной и экономической сфер общественного развития. Именно человеческий фактор определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Любые школы современной теории управления особое внимание уделяют человеку, приоритету личности при изучении любых социальных процессов. В связи с этим, проблемы исследования субъективного качества жизни людей (степени удовлетворенности жизнью и ее отдельными областями, степени реализации потребностей индивидов) также приобретают все большую актуальность.

Основные  вопросы отечественной научной  дискуссии по проблематике качества жизни, сводятся к поиску количественных критериев оценки эффективности  проводимой социальной политики. С  этой целью многими авторитетными  учеными предлагаются различные  научно-обоснованные системы показателей  для расчета интегрального показателя качества жизни населения.

Сравнение 22-х стран Европы и Северной Америки  в начале 90-х годов показало, что  россияне - наиболее неудовлетворенное  жизнью сообщество. Процессы трансформации  всех сфер общественного устройства породили ощущение неопределенности, нестабильности условий своего существования  и жизнедеятельности для значительного  числа граждан России. Политические реформы 90-х годов не стабилизировали качество и уровень жизни населения, в числе факторов, представляющих угрозу социально-экономической безопасности России, эко номисты и социологи, в частности, выделяют острую дифференциацию населения страны по уровню жизни и потреблению, процесс деградации населения, ухудшение демографической ситуации, ухудшение состояния общественного здоровья и другие негативные явления современной жизни.

В этих кризисных условиях изучение центральной  проблемы исследований качества жизни - проблемы соответствия/несоответствия между характеристиками объективных  условий жизни и их субъективными  оценками, может иметь различные  последствия. С одной стороны, это  должно привести к более углубленному пониманию внутренних аспектов социальной жизни, с другой стороны - привести к  созданию новых, более тонких и адекватных новым российским условиям механизмов управления массовым сознанием и  потребностями, к совершенствованию  системы социального управления, к извлечению реальной пользы из индикаторов  в области социальной политики. Именно органам местного самоуправления предстоит  рассматривать варианты создания благоприятных  условий жизнедеятельности людей, разрабатывать и проводить эффективную  социальную политику.

Составляющие  высокого качества жизни:

  1. Транспортная доступность. Средства: градостроительные решения, ИТС, общественный транспорт.
  2. Доступность жилья. Средства: развитие арендного жилья, социальное жилье нового типа, эффективная жилищная политика.
  3. Наличие достаточного количества общественных пространств, удобная и ориентированная на человека городская среда. Средства: градостроительные решения, приоритет достижения общественного консенсуса при принятии решений.
  4. Интегрированное в ежедневную жизнь города культурное и историческое наследие, сохранение уникального «лица» города, а также городских ландшафтов.
  5. Условия для творчества — город — креативный генератор.
  6. Безопасный город
  7. Доступность услуг.
  8. Гармоничные отношения с прилегающим регионом.
  9. Благоприятная экологическая обстановка.

Высокое качество жизни в городах –  ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности  страны в целом

Высокое качество жизни в городах и  комфортная городская среда, которая  создается, в том числе, внедрением инновационных технологических, управленческих, социальных и градостроительных  решений, способно в значительной степени  компенсировать колебания уровня доходов  горожан. Таким образом, город является своего рода «социальным амортизатором», устраняющим жесткую зависимость  уровня качества жизни от уровня доходов.

Качество  жизни в городах: составляющие и инструменты  достижения

Безопасность. Безопасность – один из ключевых факторов обеспечения высокого качества жизни в городе. Жизнь, здоровье и собственность жителей города подвержены целому ряду рисков, наиболее значимыми из которых являются следующие:

  • Преступность и терроризм — Средства решения проблемы: ИКТ и инновационные технологические решения (дистанционная бесконтактная идентификация веществ).
  • Информационная безопасность - ИКТ
  • Пожарная безопасность – новые технологии и ИКТ
  • Предотвращение природных и техногенных катастроф, снижение ущерба – риск-менеджмент, инновации в области мониторинга и раннего предупреждения о природных и техногенных катастрофах.
  • Санитарно-эпидемиологическая безопасность. Инновационные технологии диагностики социально-опасных инфекционных и вирусных заболеваний.
  • Безопасность дорожного движения и безопасность на транспорте — развитие инфраструктуры, повышение культуры населения, ИКТ.

Доступность услуг

Наиболее  эффективное решение данной проблемы – применение возможностей информационно-коммуникационных технологий для предоставления горожанам  удаленного доступа ко всем видам  услуг. В первую очередь, речь идет о  доступе к информационным, а также  к государственным, медицинским, образовательным  услугам, услугам торговли и бытовым  услугам. Развитие ИКТ в современных  городах направлено на то, чтобы  горожанин мог в любой момент времени получить доступ к любой  необходимой ему услуги дистанционно, не выходя из дома.

Кроме того, на повышение доступности услуг, в том числе, нацелены наиболее передовые  принципы планирования городской территории. Современные градостроительные  концепции предусматривают создание компактных и мультифункциональных городских территорий. Концепция  уплотнение городской среды является сегодня мейнстримом для Европы. Современный европейский город – это компактный город с плотной застройкой. Помимо более низких энергетических затрат, значительного сокращения количества передвижений по городу, создания дополнительных возможностей для обеспечения безопасности жителей, компактный город с плотной застройкой стимулирует интенсивную социальную жизнь, а также обеспечивает «шаговую доступность» всех необходимых услуг, начиная с услуг торговли и сервиса и заканчивая образовательными и медицинскими услугами.

Концепция монофункциональных районов, рожденная  в 20-е годы 20 века, для большинства  европейских городов сегодня  более не актуальна. Согласно этой концепции  жилье, места работы и развлечения  должны быть сильно разведены по пространству города. Сегодня, когда промышленность может быть экологически чистой, такое  разделение уже не является императивом. В новых условиях европейцы отказываются от жесткого функционального зонирования  территорий. Сегодня в составе  одного многофункционального района могут  быть и жилье, и офисы, и развлекательные  центры, и магазины, и даже промышленные предприятия. Идея смешивания функций  в составе одного района, квартала и даже здания весьма популярны сегодня  в Европе. Примером многофункциональных  зданий может быть небоскреб, где  могут быть «мирно» уживаться  гостиница, офисные и жилые этажи. Многофункциональная застройка  создают новую жилую среду  – более разнообразную, интенсивную  по коммуникациям. Такие районы «живут»  все 24 часа в сутки.

Во Франции  урбанисты еще дальше: уже идут разговоры о полном отказе от самого понятия «функциональное зонирование». В этом случае город становится очень  гибким: ненужные склады можно перестраивать  под жилье, на месте офисов строить  гостиницы. Это придаст процессу трансформации города невероятный  динамизм.

Доступное жилье и достойные условия  жизни для всех

Доступность жилья одна из наиболее животрепещущих и трудно решаемых проблем в большинстве  городов мира. В целом, жилищная политика в демократических странах отражает консолидированное мнение общества об общественной опасности, которую несет в себе бесконтрольное развитие рынка жилья, для обеспечения соблюдения общественных интересов и реализации прав граждан на жилье, а также о необходимых формах и степени вмешательства государства в деятельность этого рынка. Во второй половине XX века в развитых странах сформировалось три основные модели жилищной политики. На одном полюсе находится сформировавшаяся в США либеральная жилищная политика (политика селективизма), которая отдает приоритет саморегулированию рынка. Такой подход предполагает, что социальным жильем обеспечивается лишь наиболее обездоленная часть населения (как правило — не более 7-8%). Политика селективизма направлена, прежде всего, на создание условий, при которых платежеспособные домохозяйства могут повысить свои доходы и обеспечить себя наемным или собственным жильем самостоятельно. Государство при этом способствует повышению доступности ипотечного кредитования. На другом полюсе находится исповедуемая в большинстве стран Западной Европы жилищная политика универсализма, которая предполагает компенсацию расходов на жилье не только малоимущим, но и большей части среднего класса. Наконец, особое место занимает сформировавшаяся в послевоенной Германии ордолиберальная жилищная политика, подразумевающая формирование огромного сектора социальной аренды посредством предоставления бюджетных субсидий (беспроцентное кредитование на 25-30 лет) частным строительным компаниям, а также частным домовладельцам в обмен на жесткое государственное регулирование рынка аренды (установление потолка арендной платы для найма социального жилья). Каждая из этих моделей обладает своими достоинствами и недостатками. Недостатки американской модели, краеугольным камнем которой является доступность ипотеки, мир ощутил на себе в полной мере в 2008 году. В свою очередь, европейская социально-ориентированная жилищная политика накладывает тяжкое бремя на государственный и муниципальный бюджеты, а также значительно деформирует рынок жилья и снижает его привлекательность для частных инвестиций.

Вместе  с тем, в последние десятилетия  принятые в развитых странах подходы  к обеспечению доступности жилья  значительно сблизились. Происходит отказ от стандартизации социального  жилья и его нормирования по стоимости. Граница между социальным и коммерческим жильем неуклонно размывается. Во многом этот процесс обусловлен переходом  от объектного субсидирования социального  жилья к субъектному. Объектные субсидии предполагают субсидирование заказчика-инвестора для покрытия части капитальных затрат, а также владельца социального жилья для компенсации эксплутационных затрат в обмен на обязательства не повышать ставку аренды выше определенного государством «потолка». Субъектные субсидии предоставляются конкретным нуждающимся в поддержке домохозяйствам для повышения доступности определенного жилища. На смену натуральному обеспечению жильем пришли денежные сделки (предоставление государственных и муниципальных жилищных пособий, жилищных ваучеров и т.п.). Наиболее распространенной формой жилищных субсидий на Западе сегодня являются индивидуальные жилищные пособия, направленные на компенсацию чрезмерных жилищных расходов. Еще одна тенденция связана с передачей управления муниципальным (или государственным) фондом социального жилья частным операторам, а также введение социального жилья в коммерческий оборот (возможность выкупа арендатором или продажа части социального жилищного фонда частным инвесторам). Тем самым муниципалитеты (или государство) снижают расходы на содержание жилищного фонда, повышают эффективность его использования, и активность домохозяйств в улучшении своих жилищных условий. При этом муниципалитеты (или государство) по-прежнему несут ответственность за обеспечение доступности жилья.

Размывание  границ между коммерческим и социальным жильем в развитых странах также  обусловлено постоянным повышением стандартов последнего. В послевоенный период в Европе было сформулировано понятие достаточного жилищного  стандарта – минимально допустимого  в цивилизованном обществе уровня жилищных условий, который должен быть предоставлен любому домохозяйству. Если стоимость  использования такого жилья превышает  порог экономической доступности, то разницу должен компенсировать муниципалитет  или государство за счет выплат жилищных субсидий. В то же время, развитые страны уже 30 лет назад отказались от строительства  многоквартирных многоэтажных домов  с упрощенной планировкой и «экономичными» архитектурными решениями, которые возводились по типовым проектам индустриальными методами целыми кварталами. Размеры кварталов и районов, застроенных социальным жильем, неуклонно уменьшаются. Основным архитектурным типом социального жилища стал мало- и средне-этажный, безлифтовый секционный и блокированный дом. Кроме того, произошел отказ от застройки социальным жильем вновь осваиваемых пригородных территорий. Сегодня в развитых странах предпочитают использовать небольшие участки в сложившейся городской среде, в том числе и в центральных районах, чтобы социальное жилье соседствовало с коммерческим. Кроме того, все большее распространение получает «точечная» реконструкция под социальное жилье существующей старой застройки.

Информация о работе Проблемы качества жизни городского населения и их зависимость от социальных факторов