Политика в области качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание

Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Вопросам управления качеством посвящены многие исследования ученых различных стран; накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Опираясь на данные исследования и опыт, компании формируют свою политику в области качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы политики в области качества
1.1 Содержание понятия Политика в области качества
1.2 Разработка политики в области качества на предприятии
2. Примеры осуществления политики в области качества на практике
2.1 Зарубежный опыт осуществления политики в области качества. Система «шесть сигма»
2.2 Пути достижения качества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

УК курсач.docx

— 48.26 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы политики в области качества

1.1 Содержание понятия Политика в области качества

1.2 Разработка политики в области качества на предприятии

2. Примеры  осуществления политики в области качества на практике

2.1 Зарубежный  опыт осуществления политики  в области качества. Система «шесть  сигма»

2.2 Пути достижения качества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список  литературы 

 

     Введение 

     Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять  огромное внимание проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Вопросам управления качеством посвящены многие исследования ученых различных стран; накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Опираясь на данные исследования и опыт, компании формируют свою политику в области качества.

     Экономическая политика страны и отдельной фирмы  обречена на провал, если не включает в  себя политику качества. Можно только спорить о роли политики качества в общей экономической политике. Я думаю, что политика качества должна играть если на определяющую, то ведущую  роль в общей экономической политике фирмы.

     Вопрос  об определении политики фирмы в  области качества является исключительно  важным и своевременным особенно для России. С помощью современных методов менеджмента качества многие известные зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские же предприятия пока еще отстают в области применения современных методов управления качеством. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, пока в компаниях не будет разработана должная политика в области качества. Она должна отвечать современным мировым требованиям и при этом учитывать особенности нашей страны.

     Особенностью  экономики России является низкий уровень  качества капитальных ресурсов и  отсутствие необходимых финансовых ресурсов для их приобретения. Очень важен вопрос о праве собственности. В России он полностью не решен, что является огромным препятствием для инвестиций и долговременных частных затрат на НИОКР.

     Перечисленные выше некоторые проблемы экономики  России можно и нужно решать, используя самый эффективный мировой опыт. Существование этих проблем и поиск путей их решения с помощью разработки политики в области качества обуславливает актуальность данной работы.

     В данной работе рассматриваются как  теоретические подходы, так и  практические аспекты политики качества. Благодаря чему можно научиться  разработке грамотной политики в  области качества, опираясь на последние  достижения менеджмента качества. 

 

     1. Теоретические основы политики в области качества 

     1.1 Содержание понятия Политика в области качества 

     В стандарте ИСО 8402 дано следующее  определение; Политика в области  качества - это основные направления  и цели организации в области  качества, официально сформулированные высшим руководством. В примечании к этому определению отмечено, что политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством.

     В литературе по проблемам Менеджмента  преобладает следующая иерархия понятий: миссия предприятия, цели, стратегия, тактика, политика. При этом политика понимается как набор дополнительных ориентиров для правильного направления  деятельности по реализации принятой стратегии. Так, миссия завода «Рено» - удовлетворение потребности общества в автомобилях, а главная цель - повышение доли на рынках сбыта. В  соответствии с этим завод в 1998 году принял стратегию наращивания производства. Для реализации такой стратегии  заводом принята общая политика, предусматривающая снижение издержек, повышение производительности труда, тесное сотрудничество с поставщиками, введение ночной смены.

     "Политика  в области качества", с юридической  точки зрения, представляет собой  заявление руководства, которое  включается в "Руководство  по качеству". Оно включает  описание системы качества и  представляется заказчикам.

     Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынках сбыта, научно-технический  прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, а также - общее состояние экономики  и наличие инвестиций в развитие предприятия.

     В условиях стабильного развития, как  правило, отдается предпочтение экстенсивным методам воздействия на объемы и качество производства.

     В кризисные периоды, выживаемость предприятий  определяется их способностью превзойти  противника в применении интенсивных  методов "терапии", т.е. внедрении  конкурентоспособных технических, финансовых и маркетинговых технологий, при снижении объемов производства и сокращении персонала, снижении цен  и т.п.

     Поскольку кризис и является формой выражения  потери товарного качества продукцией, т.е. сведения ее конкурентной способности  к нулю, постольку лишь качественный скачок в инвестиционной и технологической  политике способен вывести экономику  из кризиса. Дополнительно к этому  целесообразно предусмотреть более  активное сотрудничество с заказчиками  и поставщиками с целью совместного  преодоления трудностей.

     В такие периоды необходимо также  предусмотреть постоянный анализ экономической  ситуации в стране с целью оперативного использования любых возможностей для улучшения качества, которые  будут появляться по мере выхода экономики из кризиса. Во всех случаях политика качества должна убеждать заказчика в том, что на предприятии определены направления работ и цели в области качества и выбраны реальные средства для их достижения. 

     1.2 Разработка политики в области качества на предприятии 

     В соответствии с требованиями международных  стандартов на системы менеджмента  качества высшее руководство организации  должно разработать Политику в области  качества. Но для того, чтобы четко  определить Политику высшему руководству  необходимо сформулировать два важнейших  документа - миссию и видение, а затем  разработать стратегический план и  бизнес-план.

     Миссия - документ, в котором высшее руководство формулирует смысл существования, роль и значение предприятия в стране на текущий момент. Ясно, что это трудная задача, но это и есть одна из задач генерального директора. Он может пользоваться любыми советами и консультациями, но принять решение не может никто другой.

     Появление и обнародование миссии позволяет  сделать следующий шаг -сформулировать видение. Видение - это идеал, мечта, представление о том, каким руководство хотело бы видеть свое предприятие через 5-10-15 лет.

     Определение цели (Видение/Задача)

     Существуют  три типа целей: Высокие цели, промежуточные  и ежегодные.

     Высокие цели. Высокие цели абстрактны и направлены вне самой компании, могут включать в себя такие идеи, как например “помогать обществу”, служить процветанию клиентов. Алекс д`Арбелоф из компании “Terodyne” установил следующую высокую цель: на видеозаписи, описанной в 10 главе, он сказал, что компания должна процветать ради электронной промышленности. NEC, работая в сфере производства компьютерной техники и коммуникации также имеет высокую цель “продвигать общество повсеместно (во всем мире) к углублению взаимного понимания и реализации человеческого потенциала” Высокие цели мотивируют, настраивают людей; долгосрочные цели, направленные на рост компании и увеличение прибыли не являются высокими целями.

     Промежуточные цели. Компании необходимы и промежуточные цели, выраженные на понятном для всех языке. Высокие цели побуждают людей действовать, но они слишком абстрактны, чтобы вести людей к достижению реальных целей компании. В Японии промежуточные цели, выраженные в следующих идеях, например: “управление фактами”, “фокус на жизненно важные немногие”, планирование, действие, проверка, исполнение” и так далее. Эти цели вдохновляют, воодушевляют процесс, необходимый для выполнения высоких целей.

     Ежегодные цели и задачи. Компании также необходима особая цель, задача, например, о снижении себестоимости на 10% по сравнению с предыдущим годом. В Японии компании могут прослеживать несколько ежегодных целей, но все усилия они сосредотачивают на достижении только одной цели. NEC Shizuoka предлагает хороший пример всех трех типов целей. У Shizuoka как и у всех компаний, входящих в корпорацию NEC есть высокая цель, общая со всеми остальными компаниями, она была описана выше.

     Философия управления компанией делится на три части:

     1. Управление, которое отдает приоритет качеству.

     2. Клиент на первом месте.

     3. Сознание рабочего места, где индивидуальный потенциал может быть реализованы максимальною

     Девиз компании “Моментальный ответ, когда  на карту поставлено качество” Если на карту поставлено качество, компания мобилизует все средства, использует все ресурсы. И, наконец, у каждого  менеджера компании есть ежегодные  цели и задачи для гарантии качества, прибыли и ведущего времени производства, которые отбираются на основе результатов предыдущих лет.

     Определение задач и ценностей  американскими компаниями

     Из  нижеследующих примеров, очевидно, что определение задач и ценностей американскими компаниями - это нечто между высокими и промежуточными целями.

     Xerox. Качество - это основной принцип работы для Xerox. Качество означает для нас: обеспечить наших заказчиков новыми современными продуктами и услугами, чтобы полностью удовлетворить их запросы. Улучшение качества - это обязанность для каждого сотрудника Xerox.

     3M. Проводить постоянную работу над улучшением качества в любом бизнесе и необходимых дополнительных услугах в ногу со временем, чтобы добиться и удержать лидерство во всем мире на выбранных рынках.

     Florida Power & Light. В течение следующих 10 лет мы хотим стать самой лучшей, в смысле управления кампанией... в США и превосходной компанией вообще, а также быть признанной таковой.

     Ford Motor Company. Наша цель - постоянно улучшать качество наших товаров и услуг, чтобы удовлетворить все запросы наших клиентов. Это позволит нам процветать в нашем деле и обеспечит выплату разумных дивидендов нашим вкладчикам, которые являются хозяевами компании.

     AT&T. Превосходное качество - это основа для управления в нашем бизнесе, это краеугольный камень нашей задачи: удовлетворение нашего заказчика. Это также наша политика постоянно предлагать товары и услуги, которые удовлетворят ожидания наших клиентов, активно достигать постоянно улучшающегося качества работы через программы, позволяющие каждому работнику делать свою работу хорошо с первого раза.

     N.A.Philips. Мы... полностью подчинены достижению цели - длительного качественного превосходства в рамках всех звеньев нашей корпорации. Это означает, что каждый из нас должен понять и удовлетворить запросы наших клиентов и своих коллег по работе. Мы постоянно боремся за улучшение качества и за работу без ошибок во всем, что мы делаем... на каждом рабочем месте, вовремя, все время.

     Shell. Наша задача предоставить товары, услуги и технологии, которые будут удовлетворять запросам наших потребителей всегда и без ошибок.

     Hewlett-Packard. Наше намерение - обеспечить товарами и услугами высшего качества наших заказчиков, чтобы эти товары имели для них самую большую ценность, тем самым добиться уважение и преданности наших клиентов.

     Существует  три основных положения касательно определения ценностей и задач:

     1. Улучшение качества - это основа бизнеса и является задачей каждого работника.

     2. Наша цель - добиться мирового лидерства в сфере управления компанией, заработать уважение и преданность наших заказчиков и обеспечить хорошие дивиденды нашим акционерам.

     3. Мы используем следующую методику:

     а). полностью удовлетворять ожидания наших заказчиков;

     б). путем использования современных  товаров и услуг;

     в). делая все правильно с первого раза.

     Далее необходимо установить потребности  и ожидания потребителей и всех заинтересованных сторон. Только после этого можно  сформулировать стратегические цели и  наметить стратегический план. Как  раз в этом - одно из основных предназначений высшего руководителя. Тем более, что без планов разных уровней  не представляется возможным разработать  обоснованный бюджет. Без стратегии, основанной на качестве, нельзя сказать  есть ли у нас дефицит бюджета, или, наоборот, денег - предостаточно.

Информация о работе Политика в области качества