Методы квалиметрии в управлении качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 13:31, курсовая работа

Описание

Метод исследования: анализ, синтез, обобщение.

Предмет исследования: контроль продукции, методы контроля, средства контроля.

Цель курсовой работы: изучение методов количественной оценки качественных показателей, получение теоретических знаний и практических навыков контроля качества, изучение организационно-методических и нормативно правовых основ управления качеством продукции, товаров и услуг.

В данной курсовой работе мною были рассмотрены и изучены такие понятия как качество, квалиметрия, квалитология. Также рассмотрела методы количественной оценки качественных показателей и организационно-методические и нормативно правовые основы управления качеством продукции, товаров и услуг.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1 Общее представление о квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством . . . . . . . 6
1.1.1 Основные понятия квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.2 Роль квалиметрии в управлении качеством . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Классификация квалиметрий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Принципы квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.4 Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии . 11
Глава 2 Показатели качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Понятие качества товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Квалиметрия качества продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Основные показатели качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.4 Классификация ПК продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава 3 Методы квалиметрии, используемые для оценки уровня качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.1. Объективные методы определения показателей качества . . . . . . . 21
3.1.1 Измерительный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.1.2 Математическая обработка данных и анализ результатов измерений (испытаний) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.1.3 Регистрационный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.1.4 Метод опытной эксплуатации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.2 Эвристические методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2.1 Органолептический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2.2 Экспертный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2.3 Социологический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2.4 Статистические методы контроля и управления качеством . . . 25
Глава 4 Новые инструменты управления качеством . . . . . . . . . . . . . . . . 26
4.1 "Мозговая атака" (штурм, осада) и "атака разносом" . . . . . . . . . . 27
4.2 Диаграмма сродства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
4.3 Диаграмма связей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

11б.docx

— 109.44 Кб (Скачать документ)

    С развитием научно-технического  прогресса, следствием которого  стала автоматизация производства, появились автоматические устройства  для управления сложным оборудованием  и другими системами. Возникло  понятие «надежность». Таким образом,  понятие качества постоянно развивалось  и уточнялось. В связи с необходимостью  контроля качества были разработаны  методы сбора, обработки и анализа  информации о качестве. Фирмы,  функционировавшие в условиях  рыночной экономики, стремились  организовать наблюдения за качеством  в процессе производства и  потребления. Упор был сделан  на предупреждение дефектов.

    Качество у производителя и  потребителя – понятия взаимосвязанные.  Производитель должен проявлять  заботу о качестве в течение  всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить  необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров,  отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов.

    Основные элементы пригодности  товаров, определяемые технической  характеристикой изделия, называют  качеством конструкции. При усовершенствовании  качества конструкции возрастает  стоимость изделия.

    Качество как продуктов, так  и услуг является стандартизированной категорией. Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Также можно отметить такую характеристику качества, как неустойчивость, изменчивость качества продукции, которая проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технологической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д. Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе. Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.

    Качество продукции оценивается  на основе количественного измерения  определяющих ее свойств. Современная  наука и практика выработали  систему количественной оценки  свойств продукции, которые и  дают показатели качества.  

2.2 Основные показатели  качества

    Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Качественные характеристики - это, например, соответствие изделия современному направлению моды, дизайну, цвету, и т.д.

    По характеризуемым свойствам применяют следующие группы показателей:

  • показатели назначения;
  • показатели экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии;
  • показатели надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);
  • эргономические показатели;
  • эстетические показатели;
  • показатели технологичности;
  • показатели транспортабельности;
  • показатели стандартизации и унификации;
  • патентно-правовые показатели;
  • экологические показатели;
  • показатели безопасности;
  • экономические показатели.

2.3 Классификация ПК продукции

    Как мы уже говорили, под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

    Из этого определения следует,  что за исходную характеристику  качества продукции принято ее  свойство. Свойство - это объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении. Каждый конкретный вид продукции имеет множество различных свойств. Их совокупность позволяет отличить ее от других видов продукции.

   Все свойства продукции можно  разделить на простые и сложные. К числу простых свойств м ожно отнести грузоподъемность и скорость автомобиля, мощность двигателя, массу изделия и т.п. Примером сложного свойства является надежность изделия, представляющая собой совокупность простых свойств: безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность.

    Степень проявления каждого свойства  или нескольких свойств продукции  оценивается с помощью показателей  качества.

    Показатель качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

    Каждый вид продукции характеризует  своя номенклатура показателей  качества, которая зависит от  назначения продукции. У продукции  многоцелевого назначения эта  номенклатура может быть очень  многочисленной. Показатель качества  продукции может выражаться в  различных единицах (например, км/ч,  часах на отказ), баллах, а также  может быть безразмерным.

    Показатель качества продукции,  характеризующий одно из ее  свойств, называется единичным показателем качества продукции. Примерами единичных показателей могут быть мощность (двигателя), калорийность (топлива), наработка на отказ.

   Комплексным называется показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.

    Разновидностью комплексного показателя  качества, позволяющего с экономической  точки зрения определить оптимальную  совокупность свойств изделий,  является интегральный показатель качества продукции, который отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление:

      (2.1)

где Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (например, выработка станка за определенное время - год, месяц и т.д., пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта); Зс - суммарные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты); Зэ - суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты).

    Интегральный показатель качества  продукции является эффективным  показателем качества, содержащим  важнейшую информацию о качестве  продукции и затратах на его  достижение и эксплуатацию или  потребление. Благодаря этому  в нем учитывается вся совокупность  факторов, влияющих на качество  продукции в зависимости от  полных затрат на эти факторы.

    Интегральный показатель качества  продукции обладает важным свойством:  он обращается в максимум при  оптимальном полезном эффекте  и оптимальных затратах на  его достижение. Следовательно, увеличение  затрат на повышение качества  имеет смысл только до тех  пор, пока увеличивается интегральный  показатель качества продукции.  Применение его важно при анализе  динамики качества продукции,  определении путей его улучшения,  при решении задач постановки  продукции на производство и  т. д. 

    Наряду с интегральным показателем  качества продукции может использоваться  величина, обратная ему, называемая  удельными затратами на единицу эффекта.

    Показатель качества продукции,  по которому принимают решение  оценивать качество продукции,  называется определяющим показателем. Комплексный определяющий показатель качества продукции называют обобщенным. Комплексный показатель, относящийся к определенной группе свойств продукции, называется групповым (рисунок 2). 

 

Рисунок 2 - Классификация показателей качества продукции по количеству характеризуемых свойств

    Значение показателя качества  продукции, принятое за основу  при сравнительной оценке ее  качества, называется базовым значением показателя качества продукции. В качестве базовых значений могут приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные об их качестве.

    Относительное значение показателя качества продукции определяется отношением значения показателя качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя и выражается в безразмерных величинах или процентах.

    Регламентированное нормативной  документацией значение показателя  качества продукции, от которого  отсчитывается отклонение, называется  номинальным значением.

    Отклонение фактического значения  показателя качества продукции  от номинального значения, находящееся  в пределах, установленных нормативной  документацией, является допускаемым отклонением показателя качества продукции. Выход фактического значения показателя за установленные пределы означает, что продукция имеет дефект.

    
 
 

 

ГЛАВА 3 МЕТОДЫ КВАЛИМЕТРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА

    Для определения показателей  качества в товароведении применяют  различные методы, которые основываются  на правилах применения определенных  принципов и средств испытаний.  К средствам испытаний могут  относиться техническое устройство, вещество и/или материал для  проведения испытаний. 
    В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные). 
    Объективные методы делят на измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации. Эвристические методы включают в себя органолептический, экспертный и социологические методы. 
    Методы определения значений показателей качества в зависимости от характера влияния на объект контроля бывают разрушающими и неразрушающими. Метод разрушающего контроля подразумевает разрушение образцов, при этом может быть нарушена пригодность образцов к дальнейшему применению. Метод неразрушающего контроля не нарушает пригодность образцов к применению, т.е. не разрушает образец. 
    По способу нахождения числового значения методы определения показателей качества делятся на прямые и косвенные. При прямых измерениях искомое значение физической величины (масса, длина, температура, время) определяют непосредственно с помощью того или иного прибора, а результат измерения получается сразу после отсчета по шкале прибора, например определение массы товара с помощью гирь.  
    Косвенные методы определения какой-либо характеристики А подразумевают проведение n прямых измерений характеристики В, с которой характеристика А функционально связана. По результатам прямых измерений (В1, В2, В3…, Вi) рассчитывают В= Вi /n, а затем определяют А по формуле А=f(В1, В2, В3…, Вi). Косвенные методы менее точны, но позволяют быстро определить нужные характеристики, и в большинстве случаев являются неразрушающими, например нахождение коэффициента поверхностного натяжения жидкости, оценка предела прочности при растяжении металлов. Деление методов на прямые и косвенные надо учитывать при математической обработке результатов, так как способ подсчета погрешностей зависит от метода измерений. 
    Выбор метода определяется с учетом целей, задач и условий оценки значений показателей качества. Результаты должны быть обоснованными и воспроизводимыми данным или другим приемлемым методом. Выбранный метод должен обеспечить оценку показателей качества с необходимой точностью и полнотой на всех этапах жизненного цикла товара. 

Информация о работе Методы квалиметрии в управлении качеством