Японские методы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:00, реферат

Описание

После войны в Японию проникли многие методы хозяйственного управления.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc япония.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

    Реферат 
     

    по  курсу: «Управление качеством персонала»

                               Тема: Японские методы управления качеством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности японского управления качеством. 

     После войны в Японию проникли многие методы хозяйственного управления. Однако ничто так прочно не укоренилось в Японии и не нашло такого широкого применения, как управление качеством, которое позднее было реэкспортировано на Запад. За счет специфических особенностей управления качеством уровень качества японской продукции стал самым высоким в мире, и Япония получила возможность экспортировать свои изделия во все страны.

     В декабре 1967 г. на седьмом симпозиуме по управлению качеством были названы  следующие 6 особенностей японской системы  управления качеством, отличающие ее от западной системы.

  1. Управление качеством на уровне фирмы – участие всех звеньев в управлении качеством.
  2. Подготовка кадров и обучение методам управления качеством.
  3. Деятельность кружков качества.
  4. Инспектирование деятельности по управлению качеством (премия Деминга предприятию и проверка деятельности руководства).
  5. Использование статистических методов.
  6. Общенациональные программы по контролю качества.
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  японского управления качеством. 

Что такое управление качеством?

     Японская  система управления качеством предусматривает перестройку сознания руководителей фирм и предприятий. Это – новый образ мышления в хозяйственном управлении.

     В японских промышленных стандартах дано следующее определение управления качества: «Система методов производства, способствующая экономичному выпуску качественных товаров или предоставлению качественных услуг, которые удовлетворяют требованиям потребителей. Современное управление качеством основано на использовании статистических методов и часто называется статистическим контролем качества».

       Оставив в стороне определение  можно выделить несколько признаков, характерных для реализации функций управления качеством:

  1. Целью японского метода управления качеством является выпуск продукции, уровень которой может удовлетворять требованиям потребителей. Недостаточно простого соответствия требованиям национальных стандартов и технических условий. Японские промышленные стандарты  и международные стандарты, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО) или Международной электротехнической комиссией (МЭК), не являются идеальными. В них много недостатков. Продукция, соответствующая требованиям японских промышленных стандартов, может не отвечать интересам потребителей. Также необходимо иметь в виду, что запросы потребителей меняются с каждым годом. Даже внося изменения в промышленные стандарты, можно не поспевать за растущими требованиями потребителей.
  2. Необходимо акцентировать внимание на потребительской направленности продукции.  Изготовитель должен изучать мнения и требования потребителей и принимать их во внимание при разработке, производстве и реализации своих изделий. Разрабатывая новый вид продукции, он должен предвидеть требования и нужды потребителей. Право выбора изделий принадлежит потребителю.
  3. Важно и то, как трактуется понятие «качество». В вышеприведенных определениях под качеством понимают качество продукции. Но здесь имеется в виду более широкое толкование. В широком смысле качество означает качество работы, обслуживания, информации, процесса, работы подразделений, работы персонала (включая рабочих, инженеров, руководящих и административных работников), качество функционирования системы, фирмы, задач и т.п. Основной подход состоит в управлении качеством в любом его проявлении.
  4. Даже при достаточно высоком уровне качества продукция не может удовлетворить заказчика, если на нее установлена слишком высокая цена. Управление качеством невозможно без регулирования цен, доходов и издержек. То же можно сказать и об объеме производства. Если на предприятии нет данных об объеме производства, количестве отходов производства, проценте брака или необходимых переделок, невозможно определить долю дефектных изделий и частоту устранения отказов на предприятии. Не имея этих показателей, невозможно заниматься управлением качеством. Недостаточное предложение продукции, пользующейся спросом, причиняет неудобство потребителям. Чрезмерное предложение означает перерасход трудовых ресурсов, сырья и энергии. Для эффективного регулирования затрат необходимо эффективное управление качеством. Но когда приходится регулировать объем производства, когда колеблется процент дефектных изделий или когда бракуются партии изделий, не может быть и речи об эффективном управлении производственным процессом. Нужно всегда стремиться к поставке продукции в точно заданном объеме, с заданным уровнем качества и по определенной цене.

    Заниматься  управлением качеством означает:

    1. использовать контроль качества как основу;
    2. комплексно регулировать издержки, цену и доходы;
    3. контролировать количество и сроки поставки.

       Когда в комплексном управлении качеством участвуют все подразделения и все работники фирмы, они занимаются управлением качеством. В широком смысле этого слова, включая регулирование затрат и контроль количества. В противном случае управление качеством невозможно даже в узком смысле. Вот почему комплексное управление качеством также называют всесторонним управлением качеством, массовым управлением качеством и управлением качеством руководства.

Как осуществлять управление?

       Тэйлор характеризовал управление следующими словами: «планируй – делай – смотри». Чтобы стал понятнее смысл, который Тэйлор вкладывал в слово «смотри» перефразируем его формулу следующим образом: «планируй – выполняй – проверяй – воздействуй» (PCDA)*. Это то, что называется «кругом управления» (рис. 1). Японский профессор К. Исикава счел целесообразным уточнить действия в этом круге и разделил его на шесть секторов: «Управление следует организовывать на основе шести комплексов мероприятий, которые уже доказали свою эффективность».

  1. Определение целей и задач.
  2. Определение способов достижения целей.}P
  3. Обучение и подготовка кадров.
  4. Выполнение работ.                  }D
  5. Проверка результатов выполнения работ.     }C
  6. Осуществление соответствующих управляющих воздействий.}A
 
 
 
 

1. Определение целей  и задач.

       Их можно определить на основе стратегии фирмы. Стратегия, или политика, фирмы определяется руководством высшего звена.

     Для выработки стратегии необходимо четко определить ее отправные моменты  и информационное обеспечение. Директор-распорядитель является тем человеком, который определяет главную политику фирмы, но сбором данных, их анализом и созданием необходимых условий для реализации этой стратегии должны заниматься его подчиненные и работники аппарата. При определении стратегии руководителями подразделений или начальниками участков аналогичную работу должны проводить их помощники и референты.  

* Plan - Do – Check - Action

     После определения стратегии очевидными становятся и задачи. Эти задачи должны быть выражены в конкретных цифрах. Задачи также должны преследовать определенную, ясную всем цель. 

       Определяя задачи, необходимо установить конечный срок их выполнения. Кроме того, необходимо определить верхние и нижние границы выполнения задач. Например, должны быть задачи, которые следует решить во что бы то ни стало, а также другие задачи, к решению которых следует стремиться.

     Задачи  следует определять на основании  стоящих перед фирмой проблем. Они  должны определяться таким образом, чтобы обеспечить совместные действия всех подразделений.

2. Определение  способов достижения целей. Нормализация  деятельности.

      Если  цели и задачи установлены, но не определены способы их достижения и решения, управление качеством так и останется  голой теорией. Без определения  научных и рациональных способов достижения целей ничего добиться нельзя.

      На  рис. 2 результат показан с правой стороны. Получение определенных показателей  качества является целью реализации системы. Ответвления  от основной линии представляют собой причины. При управлении качеством причины, приведенные на рисунке, называются   причинными   факторами.   Совокупность  таких    причинных факторов называется процессом (проектирование, материально-техническое снабжение, реализация – все это процессы). 
 

                    Материал           Станок           Измерения

                                                  

                                                                                                          

                                                                                                           Результат

                                                                                          Показатели качества

                                Человек                 Метод                   

                                                                                                    

                                    Процесс                                                                       

    На  рисунке  показана взаимосвязь между характеристиками и факторами, поэтому она называется причинно-следственной диаграммой. При управлении качеством нельзя просто поставить задачу и требовать ее безусловного выполнения.  Необходимо понять смысл и рычаги управления процессом, овладеть им и создать в рамках этого процесса способы выпуска продукции более высокого качества, постановки более перспективных задач и достижения необходимых результатов.

3. Обучение и подготовка  кадров.

      Руководители  несут ответственность за обучение и воспитание своих подчиненных. Обучение не ограничивается оформлением нормативных документов и формальными заседаниями. Руководитель должен учить своего подчиненного индивидуально на практике. После такой подготовки ему можно передать полномочия и предоставить свободу действий. Идеальным управлением является такое, при котором все работники хорошо подготовлены, всем можно доверять и никого не нужно излишне контролировать. Обучение и подготовка кадров способствует формированию надежных работников.

4. Выполнение  работ.

      Если  управление будет подчинено описанной  выше процедуре, ничто не будет мешать решению поставленных задач. Можно  заставить подчиненных выполнять  работу, отдав соответствующие распоряжения, но такой процесс не будет протекать  гладко. Условия постоянно меняются, и распоряжения никогда не будут точно поспевать за изменяющимися условиями. По этой причине особое внимание уделяется добровольному началу в управлении качеством.

5. Проверка  результатов выполнения работ.

      Как проверить, гладко ли идет выполнение работы? Отдать распоряжение, дать указание или  провести подготовку кадров? Этим не должны ограничиваться обязанности директора-распорядителя, руководящего работника или сотрудника центрального аппарата.

      При осуществлении руководства фирмой особо важное значение приобретает принцип управления по отклонениям. Цель контроля заключается в обнаружении отклонений от запланированного.  Для эффективного решения этой задачи необходимо иметь четкое представление об основных целях политики фирмы, ее задачах, методах стандартизации и подготовки кадров. Как же обнаружить отклонения? Прежде всего необходимо установить, контролируются ли все причинные факторы и убедиться, что они соответствуют заданным техническим требованиям. Затем провести проверку процесса или работы по результатам, иными словами, проверку характеристик, показанных на причинно-следственной диаграмме. Наблюдая изменения, происходящие в каждой из позиций, можно контролировать процесс, работу и управление ими.

Информация о работе Японские методы управления качеством