Методы квалиметрии в управлении качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 13:31, курсовая работа

Описание

Метод исследования: анализ, синтез, обобщение.

Предмет исследования: контроль продукции, методы контроля, средства контроля.

Цель курсовой работы: изучение методов количественной оценки качественных показателей, получение теоретических знаний и практических навыков контроля качества, изучение организационно-методических и нормативно правовых основ управления качеством продукции, товаров и услуг.

В данной курсовой работе мною были рассмотрены и изучены такие понятия как качество, квалиметрия, квалитология. Также рассмотрела методы количественной оценки качественных показателей и организационно-методические и нормативно правовые основы управления качеством продукции, товаров и услуг.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1 Общее представление о квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством . . . . . . . 6
1.1.1 Основные понятия квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.2 Роль квалиметрии в управлении качеством . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Классификация квалиметрий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Принципы квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.4 Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии . 11
Глава 2 Показатели качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Понятие качества товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Квалиметрия качества продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Основные показатели качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.4 Классификация ПК продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава 3 Методы квалиметрии, используемые для оценки уровня качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.1. Объективные методы определения показателей качества . . . . . . . 21
3.1.1 Измерительный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.1.2 Математическая обработка данных и анализ результатов измерений (испытаний) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.1.3 Регистрационный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.1.4 Метод опытной эксплуатации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.2 Эвристические методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2.1 Органолептический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2.2 Экспертный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2.3 Социологический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2.4 Статистические методы контроля и управления качеством . . . 25
Глава 4 Новые инструменты управления качеством . . . . . . . . . . . . . . . . 26
4.1 "Мозговая атака" (штурм, осада) и "атака разносом" . . . . . . . . . . 27
4.2 Диаграмма сродства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
4.3 Диаграмма связей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

11б.docx

— 109.44 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

«Гомельский государственный  университет

имени Франциска Скорины» 

физический  факультет 

кафедра оптики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДЫ  КВАЛИМЕТРИИ В  УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 

Исполнитель:

студент группы Ф-44м 
 
 

Научный руководитель:

канд.техн. наук,

доцент кафедры  оптики  
 
 
 
 
 
 

Гомель 2010 

Реферат

     Курсовая работа 32 страницы, 7 источников.

     Ключевые слова: квалиметрия, качество, показатели качества, контроль, продукция, управление качеством, качество продукции, оценка качества, применение квалиметрии.

   Метод исследования: анализ, синтез, обобщение.

   Предмет исследования: контроль продукции, методы контроля, средства контроля.

     Цель курсовой работы: изучение методов количественной оценки качественных показателей, получение теоретических знаний и практических навыков контроля качества, изучение организационно-методических и нормативно правовых основ управления качеством продукции, товаров и услуг.

     В данной курсовой работе мною  были рассмотрены и изучены  такие понятия как качество, квалиметрия,  квалитология. Также рассмотрела  методы количественной оценки  качественных показателей и организационно-методические  и нормативно правовые основы  управления качеством продукции,  товаров и услуг. 

 

Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1 Общее представление о квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
  1.1 Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством . . . . . . . 6
   1.1.1 Основные понятия квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
       1.1.2 Роль квалиметрии в управлении качеством . . . . . . . . . . . . . . . . 7
  1.2 Классификация квалиметрий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
  1.3 Принципы квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
  1.4 Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии . 11
Глава 2 Показатели качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
  2.1 Понятие качества товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
  2.2 Квалиметрия качества продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
  2.3 Основные показатели качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
  2.4 Классификация ПК продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава 3 Методы квалиметрии, используемые для оценки уровня качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
  3.1. Объективные методы определения показателей качества . . . . . . . 21
       3.1.1 Измерительный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
       3.1.2 Математическая обработка данных и анализ результатов измерений (испытаний) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
        3.1.3 Регистрационный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
        3.1.4 Метод опытной эксплуатации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
  3.2 Эвристические методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
        3.2.1 Органолептический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
       3.2.2 Экспертный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
      3.2.3 Социологический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
     3.2.4 Статистические методы контроля и управления качеством . . . 25
Глава 4 Новые инструменты управления качеством . . . . . . . . . . . . . . . . 26
  4.1   "Мозговая атака" (штурм, осада) и "атака разносом" . . . . . . . . . . 27
  4.2  Диаграмма сродства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
  4.3  Диаграмма связей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список  используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
 
 

 

Введение

     Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших.

     В настоящее время преимущественное положение в мировой экономике, социальном и культурном развитии имеют страны, в которых организовано производство качественной продукции. Под качеством подразумевается степень соответствия  совокупности присущих характеристик потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными.

     Эффективное управление выпуском конкурентоспособной продукции предполагает планирование, управление,  обеспечение и улучшение  качества. Разработаны многочисленные инструменты  качества.

     За последние годы произошел ряд серьезных изменений в отношении общества к проблеме качества, в целом, и отдельным его направлениям, в частности.

     Квалиметрия является одним из направлений теории качества (квалитологии), находящей все большое применение в различных сферах человеческой деятельности.

     В настоящее время квалиметрия выросла в междисциплинарную (комплексную) дисциплину, относящуюся как к технике, так и экономике.

     В связи с большой сферой применения квалиметрии сегодня ее считают дисциплиной, изучающей проблему оценки качества любых объектов, предметов и процессов.

     Квалиметрия - научная область, объединяющая проблемы, связанные с измерением и оценкой качества продукции.

     Рассматривая квалиметрию как научную дисциплину, не следует путать ее с метрологией, которая дает значительный исходный материал для оценки качества методами квалиметрии. В то же время метрология занимается определением количественных характеристик объектов, не связывая их с обоснованием управляющих решений, как это принято в квалиметрии.

     Квалиметрия осуществляет общественные квалиметрические оценки измерением и сравнением физических, экономических, эстетических и других показателей с эталонами. В метрологии также есть эталоны, стандарты, но они, как правило, стабильны и исторически неизменны (метр, килограмм и др.), а квалиметрические эталоны изменяются и являются функцией времени, природной и социальной среды.

     В квалиметрии применяются современные математические методы из теории вероятности и статистики, линейного, нелинейного и динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории оптимального управления и теории случайных процессов.

     Итак, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов. 

 

ГЛАВА 1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КВАЛИМЕТРИИ

    1.1. Квалиметрия как  наука и ее роль в управлении качеством

    1.1.1. Основные понятия  квалиметрии

     Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas — качество (или quails — какой по качеству) и греческого melreo — измеряю.

    В настоящее  время данный термин широко распространен  в теории и

    практике  управления.

         Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг.,

когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы ее оценки.

    Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:

  • общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;
  • специальные квалиметрии классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);
  • предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции — технических устройств, изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

      В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

     У квалиметрии как науки имеются статусы: экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.

     Экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов.

    Технический статус обусловлен взаимосвязью технического аспекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.

     Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.

    Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта категории качества со всеми другими, что обусловливает необходимость и возможность формирования и использования наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии предметной квалиметрии.

     Системный статус квалиметрии подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.

     Наряду с указанными статусами квалиметрия может обладать социологическим и правовым статусами. Очевидно, что перечисленные статусы определяют квалиметрию как науку, имеющую в целом междисциплинарный статус.

     Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества. Применительно к продукции уровень качества представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. 

1.1.2. Роль квалиметрии в управлении качеством

     Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:

  • прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;
  • разработка методов определения численных значений ПК
  • разработка принципов и методов оценки качества;
  • выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;
  • определение оптимальных ПК, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;
  • расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;
  • установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;
  • планирование разработки и освоения новых видов продукции;
  • определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;
  • оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;
  • определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;
  • планирование повышения качества изготовления продукции;
  • планирование технического уровня и качества;
  • проведение контроля и испытаний;
  • установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;
  • аттестация производства;
  • выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);
  • определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции;
  • подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;

    Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают сей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством. 
 
 
 
 

 

1.2 Классификация квалиметрий

     Уточним, что понятие квалиметрия включает в себя теорию, методы и средства измерения и оценки качества любых создаваемых или используемых человеком объектов и процессов, являясь в то же время разделом квалитологии (науки о качестве). Укрупненная структура разделов квалитологии показана на рисунке.

 

Рисунок 1 - Структура квалитологии: 1 – квалитология; 2 – теория качества; 3 – менеджмент качества; 4 – системы качества (в том числе сертификация и аккредитация); 5 – квалиметрия

     Квалиметрия выступает взаимосвязанной системой теорий различной степени общности. К числу теорий можно отнести:

      общую квалиметрию, рассматривающую систему понятий, теорию измерений и оценивания, теорию статистических шкал;

      специальные квалиметрии (методы и модели оценок), к ним

относятся:

     а) экспертная квалиметрия, где оценки даются экспертами или

автоматизированными экспертными системами;

     б) вероятностно-статистическая квалиметрия, использующая

методы  теории вероятностей и математической статистики, оценивая однородность генеральной совокупности и выборок, совпадение законов распределения, эргодичность, марковость и тому подобное;

     в) индексная квалиметрия, использующая меры качества, полученные при нормировке на базе индексации (сравнения);

     г) таксономическая квалиметрия (или квалиметрическая таксономия), основывающаяся на классах качества (квалитаксонах) объекта, при этом рассматриваются вид, сорт и т. п. объекта и такие же характеристики классифицирующей системы;

      предметную квалиметрию (по предмету оценивания) – продукции, труда, проектов, процессов.

     В свете сказанного можно сужать область применения квалиметрии до оценивания показателей отдельных свойств или расширять до количественно неизмеримых объектов, пытаясь дать комплексную оценку.

Информация о работе Методы квалиметрии в управлении качеством