Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:21, контрольная работа
Цели программ комплексной стандартизации, состав входящих в нее элементов и значений стандартизуемых показателей определяется с учетом результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В свою очередь в планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны включатся мероприятия, предусмотренные программами комплексной стандартизации
Национальный орган по стандартизации также утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов и(или) сводов правил, которые могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов.
Организация разработки национальных стандартов, их согласование, а также организация экспертизы осуществляются техническими комитетами по стандартизации (ТК). В состав ТК на паритетных началах и на добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулирующихся организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Правила создания, формирования и функционирования ТК устанавливаются Национальным органом по стандартизации.
Основной задачей ТК является рассмотрение проектов национальных стандартов и подготовка их к утверждению. При этом Федеральным законом «О техническом регулировании» определено, что заседания ТК должны быть открытыми, если они не связаны с обсуждением проблем, отнесенных действующим законодательством к информации ограниченного доступа.
Разработчиком национального
стандарта может быть любое лицо,
которое заявляет о себе путем
направления в Национальный орган
по стандартизации соответствующего уведомления.
Это уведомление должно содержать
информацию об имеющихся в проекте
стандарта положениях, которые отличаются
от положений соответствующих
Разработчик национального стандарта:
Срок публичного обсуждения
проекта национального
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта публикуется в печатном органе Росстандарта («Вестник технического регулирования») и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Доработанный проект национального стандарта и перечень замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
Проект национального стандарта вместе с перечнем полученных замечаний представляется разработчиком в ТК, который организует проведение экспертизы данного проекта.
На основе результатов экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта, которое направляется в Национальный орган по стандартизации вместе с документами по проекту и результатами экспертизы.
Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных ТК, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.
Уведомление об утверждении
национального стандарта
Национальный орган по
стандартизации составляет и утверждает
перечень национальных стандартов, которые
могут применяться на добровольной
основе для соблюдения требований технических
регламентов, и опубликовывает его
в «Вестнике технического регулирования»
и в информационной системе общего
пользования в электронно-
4.Опережающая стандартизация: сущность, особенности опережающих стандартов.
По мере развития науки и техники стандарты стареют и требуется их пересмотр с учетом долгосрочного прогноза и опережения темпов научно-технического прогресса.
Опережающая стандартизация — это стандартизация, устанавливающая повышенные по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. Опережающая стандартизация разрабатывается на научно-технической основе, включающей: результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований; открытия и изобретения, принятые к реализации; методы оптимизации параметров объектов стандартизации; прогнозирования потребностей народного хозяйства и населения в данной продукции.
Стандарты, систематически
не обновляемые и только фиксирующие
существующие параметры и достигнутый
уровень качества изделий, могут
оказаться тормозом технического прогресса,
поскольку процесс развития и
совершенствования продукции и
улучшения ее качества в соответствии
с потребностями общества и народного
хозяйства идет непрерывно. Для того
чтобы стандарты не тормозили
технический прогресс, они должны
устанавливать перспективные
Процесс опережающей стандартизации непрерывен, то есть после ввода в действие опережающего стандарта сразу же приступают к разработке нового стандарта, которому предстоит заменить предшествующий.
Разновидностью опережающего стандарта является ступенчатый стандарт, содержащий показатели качества различного уровня. На рис. 1 в качестве примера приведены данные по ресурсу работы двигателя до первого капитального ремонта (Т) по срокам их внедрения.
Рис. 1. Пример ступенчатого показателя.
Для прогнозирования научно-
За рубежом существует
категория «предварительных стандартов»,
в которых оперативно закрепляются
результаты научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
5.Международные организации, участвующие в международной стандартизации.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН). Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) — это орган ЭКОСОС ООН (Экономического и социального совета ООН). Она создана в 1947 г. сначала как временная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. Но в 1951 г. ЭКОСОС ООН принял решение о продлении полномочий ЕЭК на неопределенное время, определив основные направления ее деятельности как развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН. Кроме государств—членов ЕЭК (а их около 40), в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей или консультантов любые страны—члены ООН. Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлений политики по стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области (подробнее см. §13.1).
ЕЭК ООН при взаимодействии с ИСО, МЭК и другими международными организациями издает "Перечень ЕЭК ООН по стандартизации", определяющий приоритеты в этой области. Цель этого издания — помочь правительствам стран-членов ЕЭК в решении проблем национальной стандартизации, а также ускорить международную стандартизацию в приоритетных областях и скоординировать усилия всех стран, занятых вопросами стандартизации.
В связи с этим ЕЭК признает необходимым:
• содействие внедрению международных стандартов;
• использование единообразной терминологии;
• устранение технических барьеров в торговле на основе международных стандартов;
• установление тесных контактов между организациями, разрабатывающими международные стандарты на один и тот же товар (услугу);
• унификацию оформления международных и региональных стандартов в целом или по отдельным элементам, что, по мнению экспертов ЕЭК, должно служить ускорению их внедрения.
ЕЭК рекомендует меры координации
деятельности в области стандартизации,
относящиеся к национальному
и международному уровням разработки
стандартов. Для национального уровня рекомендованы:
назначение одного органа или должностного
лица, ответственного за координацию правительственной
политики по стандартизации; правительственное
содействие стандартизации в приоритетных
направлениях согласно Перечню ЕЭК по
стандартизации; правительственная поддержка го
На международном уровне правительствам предлагается принять меры по соблюдению определенных принципов в деятельности по международной стандартизации: до начала работ необходимы сбор и анализ информации по имеющимся в данной области стандартам, по возможности при выработке новых стандартов следует идти от международного уровня к региональному. Исключения допустимы, когда региональные потребности в силу своей специфики не могут быть удовлетворены таким образом.
Проблемами стандартизации, сертификации, качества наряду с Рабочей группой по вопросам политики в области стандартизации — основным рабочим органом ЕЭК по данным проблемам — занимаются и другие органы (основные и вспомогательные): Комиссия по транспорту, вырабатывающая Правила ЕЭК ООН по омологации транспортных средств, Комитет по сельскому хозяйству (стандартизация и сертификация сельхозпродуктов), Комитет по лесу (стандартизация, контроль качества, сертификация лесных товаров), Комитет по населенным пунктам (соглашения о принятии единых норм качества строительной продукции), Комитет по развитию торговли (стандартизация торговых документов), Рабочая группа по углю(международные системы классификации угля) и др.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Основана в 1945 г. как межправительственная специализированная организация ООН. Членами ее состоят около 160 государств.Цель организации согласно Уставу — содействие подъему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни народов, увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики.
Несмотря на то что стандартизация не является прямой целью ΦАО, многие службы организации соприкасаются со стандартизацией: отделение развития земель и вод, занимающееся проблемами ирригации, дренажа, снабжения сельской местности водой и т.п.; отделение сельскохозяйственной техники, главное внимание которого направлено на механизацию сельскохозяйственных работ, сельское строительство; отделение по выращиванию и защите растений; отделение животных продуктов; отделение лесных ресурсов; отделение лесной промышленности и торговли; отделение по использованию атомной энергии в пищевой промышленности и сельском хозяйстве; отделение рыбных ресурсов.
При разработке нормативных документов в этих областях ФАО сотрудничает примерно с 25 техническими комитетами ИСО. Международные стандарты касаются унификации методов контроля (например, в рыбном хозяйстве и в использовании изотопов), требований к качеству (воды, рыболовецких траулеров, жилых домов для сельской местности и др.). Группа молока занимается стандартизацией оборудования и методов для переработки молока.
Значительное место в
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Создана в 1948 г. по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Цель ВОЗ, которая определена ее Уставом — достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья (здоровье трактуется как совокупность полного физического, душевного и социального благосостояния). В 1977 г. ВОЗ определила свою стратегию как достижение всеобщего здоровья к 2000 г. Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе и Россия.
Среди широкого круга проблем, которыми занимается ВОЗ, основное внимание уделяется развитию служб здравоохранения, профилактике болезней и борьбе с ними, созданию широкого круга кадров здравоохранения, оздоровлению окружающей среды. Очевидно, что многие проблемы ВОЗ связаны со стандартизацией, чем и занимаются ее подразделения: отделение здоровья и окружающей среды; отделение защиты здоровья; отделение фармакологии и токсикологии.
ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов. В частности, уделяя внимание качеству воды для питья, ВОЗ участвовала в работах по стандартизации труб для питьевой воды, исследованиях используемых для этого пластмасс и установлению требований к ним.
Непосредственно стандартизацией ВОЗ занимается совместно с ФАО по линии комиссии "Кодекс Алиментариус".
Информация о работе Комплексная стандартизация: сущность, задачи, принципы, программы