Комплексная стандартизация: сущность, задачи, принципы, программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:21, контрольная работа

Описание

Цели программ комплексной стандартизации, состав входящих в нее элементов и значений стандартизуемых показателей определяется с учетом результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В свою очередь в планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны включатся мероприятия, предусмотренные программами комплексной стандартизации

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа - копия.docx

— 77.55 Кб (Скачать документ)

Национальный орган по стандартизации также утверждает и  опубликовывает перечень национальных стандартов и(или) сводов правил, которые  могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований технических  регламентов.

Организация разработки национальных стандартов, их согласование, а также  организация экспертизы осуществляются техническими комитетами по стандартизации (ТК). В состав ТК на паритетных началах и на добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулирующихся организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Правила создания, формирования и функционирования ТК устанавливаются Национальным органом по стандартизации.

Основной задачей ТК является рассмотрение проектов национальных стандартов и подготовка их к утверждению. При этом Федеральным законом «О техническом регулировании» определено, что заседания ТК должны быть открытыми, если они не связаны с обсуждением проблем, отнесенных действующим законодательством к информации ограниченного доступа.

Разработчиком национального  стандарта может быть любое лицо, которое заявляет о себе путем  направления в Национальный орган  по стандартизации соответствующего уведомления. Это уведомление должно содержать  информацию об имеющихся в проекте  стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных  стандартов. Уведомление публикуется  в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании  федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Разработчик национального  стандарта:

  • обеспечивает доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью он обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта стандарта;
  • дорабатывает проект стандарта с учетом замечаний, полученных от заинтересованных лиц, проводит его публичное обсуждение и составляет перечень замечаний с кратким изложением их содержания и результатов обсуждения;
  • сохраняет полученные замечания до утверждения стандарта и представляет их в Национальный орган по стандартизации и ТК по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта (со дня опубликования уведомления  о его разработке до дня опубликования  уведомления о завершении публичного обсуждения) не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта  публикуется в печатном органе Росстандарта («Вестник технического регулирования») и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Доработанный проект национального  стандарта и перечень замечаний  заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Проект национального  стандарта вместе с перечнем полученных замечаний представляется разработчиком  в ТК, который организует проведение экспертизы данного проекта.

На основе результатов  экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или  отклонении проекта, которое направляется в Национальный орган по стандартизации вместе с документами по проекту  и результатами экспертизы.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных ТК, принимает решение  об утверждении или отклонении национального  стандарта.

Уведомление об утверждении  национального стандарта подлежит опубликованию в «Вестнике технического регулирования» и в информационной системе общего пользования в  электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения национального  стандарта.

Национальный орган по стандартизации составляет и утверждает перечень национальных стандартов, которые  могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований технических  регламентов, и опубликовывает его  в «Вестнике технического регулирования» и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Опережающая стандартизация: сущность, особенности опережающих стандартов.

По мере развития науки  и техники стандарты стареют  и требуется их пересмотр с  учетом долгосрочного прогноза и  опережения темпов научно-технического прогресса. 

Опережающая стандартизация — это стандартизация, устанавливающая повышенные по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. Опережающая стандартизация разрабатывается на научно-технической основе, включающей: результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований; открытия и изобретения, принятые к реализации; методы оптимизации параметров объектов стандартизации; прогнозирования потребностей народного хозяйства и населения в данной продукции.

Стандарты, систематически не обновляемые и только фиксирующие  существующие параметры и достигнутый  уровень качества изделий, могут  оказаться тормозом технического прогресса, поскольку процесс развития и  совершенствования продукции и  улучшения ее качества в соответствии с потребностями общества и народного  хозяйства идет непрерывно. Для того чтобы стандарты не тормозили  технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения  промышленным производством. 

Процесс опережающей стандартизации непрерывен, то есть после ввода  в действие опережающего стандарта  сразу же приступают к разработке нового стандарта, которому предстоит  заменить предшествующий. 

Разновидностью опережающего стандарта является ступенчатый  стандарт, содержащий показатели качества различного уровня. На рис. 1 в качестве примера приведены данные по ресурсу  работы двигателя до первого капитального ремонта (Т) по срокам их внедрения.

Рис. 1. Пример ступенчатого показателя.

Для прогнозирования научно-технического прогресса важное значение имеет  патентная информация, опережающая  все другие виды информации на 3–5 лет. Обычно по количеству патентов, выданных в год, судят о темпах развития рассматриваемого объекта. Если количество патентов из года в год растет, значит данное инженерное решение прогрессивно, а если падает, следовательно, данная идея реализована и инженерный принцип  себя изжил. Следует отметить, что  стандартизация не может опережать  научные и технические открытия, но она должна базироваться на них, ускоряя процесс их широкого внедрения  в промышленность.

За рубежом существует категория «предварительных стандартов», в которых оперативно закрепляются результаты научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Международные организации, участвующие в международной стандартизации.

Европейская экономическая  комиссия ООН (ЕЭК ООН). Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) — это орган ЭКОСОС ООН (Экономического и социального совета ООН). Она создана в 1947 г. сначала как временная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. Но в 1951 г. ЭКОСОС ООН принял решение о продлении полномочий ЕЭК на неопределенное время, определив основные направления ее деятельности как развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН. Кроме государств—членов ЕЭК (а их около 40), в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей или консультантов любые страны—члены ООН. Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлений политики по стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области (подробнее см. §13.1).

ЕЭК ООН при взаимодействии с ИСО, МЭК и другими международными организациями издает "Перечень ЕЭК ООН по стандартизации", определяющий приоритеты в этой области. Цель этого издания — помочь правительствам стран-членов ЕЭК в решении проблем национальной стандартизации, а также ускорить международную стандартизацию в приоритетных областях и скоординировать усилия всех стран, занятых вопросами стандартизации.

В связи с этим ЕЭК признает необходимым:

•   содействие внедрению международных стандартов;

•   использование единообразной терминологии;

•   устранение технических барьеров в торговле на основе международных стандартов;

•   установление тесных контактов между организациями, разрабатывающими международные стандарты на один и тот же товар (услугу);

•   унификацию оформления международных и региональных стандартов в целом или по отдельным элементам, что, по мнению экспертов ЕЭК, должно служить ускорению их внедрения.

ЕЭК рекомендует меры координации  деятельности в области стандартизации, относящиеся к национальному  и международному уровням разработки стандартов. Для национального уровня рекомендованы: назначение одного органа или должностного лица, ответственного за координацию правительственной политики по стандартизации; правительственное содействие стандартизации в приоритетных направлениях согласно Перечню ЕЭК по стандартизации; правительственная поддержка государственных закупок, осуществляемых по международным (региональным) стандартам или гармонизованным с ними национальным нормативным документам.

На международном уровне правительствам предлагается принять меры по соблюдению определенных принципов в деятельности по международной стандартизации: до начала работ необходимы сбор и анализ информации по имеющимся в данной области стандартам, по возможности при выработке новых стандартов следует идти от международного уровня к региональному. Исключения допустимы, когда региональные потребности в силу своей специфики не могут быть удовлетворены таким образом.

Проблемами стандартизации, сертификации, качества наряду с Рабочей группой  по вопросам политики в области стандартизации — основным рабочим органом ЕЭК  по данным проблемам — занимаются и другие органы (основные и вспомогательные): Комиссия по транспорту, вырабатывающая Правила ЕЭК ООН по омологации транспортных средств, Комитет по сельскому хозяйству (стандартизация и сертификация сельхозпродуктов), Комитет по лесу (стандартизация, контроль качества, сертификация лесных товаров), Комитет по населенным пунктам (соглашения о принятии единых норм качества строительной продукции), Комитет по развитию торговли (стандартизация торговых документов), Рабочая группа по углю(международные системы классификации угля) и др.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Основана в 1945 г. как межправительственная специализированная организация ООН. Членами ее состоят около 160 государств.Цель организации согласно Уставу — содействие подъему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни народов, увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики.

Несмотря на то что стандартизация не является прямой целью ΦАО, многие службы организации соприкасаются  со стандартизацией: отделение развития земель и вод, занимающееся проблемами ирригации, дренажа, снабжения сельской местности водой и т.п.; отделение сельскохозяйственной техники, главное внимание которого направлено на механизацию сельскохозяйственных работ, сельское строительство; отделение по выращиванию и защите растений; отделение животных продуктов; отделение лесных ресурсов; отделение лесной промышленности и торговли; отделение по использованию атомной энергии в пищевой промышленности и сельском хозяйстве; отделение рыбных ресурсов.

При разработке нормативных документов в этих областях ФАО сотрудничает примерно с 25 техническими комитетами ИСО. Международные стандарты касаются унификации методов контроля (например, в рыбном хозяйстве и в использовании изотопов), требований к качеству (воды, рыболовецких траулеров, жилых домов для сельской местности и др.). Группа молока занимается стандартизацией оборудования и методов для переработки молока.

Значительное место в деятельности по стандартизации занимает совместная работа ФАО со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по выработке  международных стандартов на пищевые  продукты.

Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ). Создана в 1948 г. по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Цель ВОЗ, которая определена ее Уставом — достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья (здоровье трактуется как совокупность полного физического, душевного и социального благосостояния). В 1977 г. ВОЗ определила свою стратегию как достижение всеобщего здоровья к 2000 г. Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе и Россия.

Среди широкого круга проблем, которыми занимается ВОЗ, основное внимание уделяется  развитию служб здравоохранения, профилактике болезней и борьбе с ними, созданию широкого круга кадров здравоохранения, оздоровлению окружающей среды. Очевидно, что многие проблемы ВОЗ связаны со стандартизацией, чем и занимаются ее подразделения: отделение здоровья и окружающей среды; отделение защиты здоровья; отделение фармакологии и токсикологии.

ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов. В частности, уделяя внимание качеству воды для питья, ВОЗ участвовала в работах по стандартизации труб для питьевой воды, исследованиях используемых для этого пластмасс и установлению требований к ним.

Непосредственно стандартизацией  ВОЗ занимается совместно с ФАО  по линии комиссии "Кодекс Алиментариус".

Информация о работе Комплексная стандартизация: сущность, задачи, принципы, программы