Качество товара и его конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание

B современных условиях развития рыночной экономики, предприятия любой формы собственности сталкиваются с множеством различных аспектов функционирования и выживания в рыночной среде. Одной из основных проблем, от которой зависят воспроизводство и доходность предприятий, является повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Этот показатель выступает также главным условием успешной конкуренции предприятий на рынке.

Содержание

Введение
1. Теоретические предпосылки увеличения качества продукции и его влияния на рост конкурентоспособности
1.1 Понятие качества продукции и факторы, воздействующие на его уровень.
1.2 Потребительские показатели качества товаров.
1.3 Зависимость конкурентоспособности продукции от уровня ее качества
1.4 Экспертиза качества мучных кондитерских изделий
2. Технико-экономическая характеристика предприятия
2.1 Общая характеристика ЗАО "Воронежская кондитерская фабрика" производства №2.
2.2 Производственная структура
2.3 Структура управления предприятия
2.4 Анализ основных технико-экономических показателей.
2.5 Анализ качества продукции
3. Повышение качества готовой продукции и уровня ее конкурентоспособности.
3.1 Совершенствование рецептуры производства зефира не глазированного и глазированного шоколадной глазурью
3.3 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий.
Заключение.
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

конд.docx

— 204.09 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Теоретические предпосылки увеличения  качества продукции и его влияния  на рост конкурентоспособности

1.1 Понятие качества продукции  и факторы, воздействующие на  его уровень.

1.2 Потребительские показатели  качества товаров.

1.3 Зависимость конкурентоспособности  продукции от уровня ее качества

1.4 Экспертиза качества мучных  кондитерских изделий

2. Технико-экономическая характеристика  предприятия

2.1 Общая характеристика ЗАО  "Воронежская кондитерская фабрика"  производства №2.

2.2 Производственная структура

2.3 Структура управления предприятия

2.4 Анализ основных технико-экономических  показателей.

2.5 Анализ качества продукции

3. Повышение качества готовой  продукции и уровня ее конкурентоспособности.

3.1 Совершенствование рецептуры  производства зефира не глазированного и глазированного шоколадной глазурью

3.3 Экономическая эффективность  предлагаемых мероприятий.

Заключение.

Список используемой литературы

Введение

B современных условиях развития рыночной экономики, предприятия любой формы собственности сталкиваются с множеством различных аспектов функционирования и выживания в рыночной среде. Одной из основных проблем, от которой зависят воспроизводство и доходность предприятий, является повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Этот показатель выступает также главным условием успешной конкуренции предприятий на рынке.

Как известно, конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным  механизмом естественного регулирования  рыночной экономики и отбора наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой – это легализованная форма экономической борьбы самостоятельно хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

Развитие цивилизованных рыночных отношений в значительной степени  определяется наличием и динамикой  конкуренции, возникающей в сфере  производства и реализации различных  видов товаров. Следует отметить, что несмотря на формирование в России на протяжении десятилетнего периода рыночных отношений, конкуренция характеризуется пока несовершенным видом. Это связано с тем, что еще до недавнего времени такое понятие, как конкуренция, считалось неприемлемой для российской экономики. В большинстве экономических источников конкуренция определялась, как борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, то есть за получение наивысшей прибыли.

Отношения между конкурирующими субъектами управления, не могут существовать вне таких признаков рыночной экономики, как хозяйственная самостоятельность  предприятий различных форм собственности, системы кооперации и общественного  разделения труда. Вид совершенной  конкуренции, создать практически  невозможно, но к этим критериям  стремится каждое высокоразвитое общество.

Переходная экономика характеризуется  действием совокупности нескольких механизмов классической и современной  конкуренции, в том числе монополистической, олигополистической и смешанного типа.

Современное экономическое положение  страны свидетельствует о сложности  создания эффективного рыночного механизма  только в результате пассивного следования за проводимыми (часто бессистемными  и противоречивыми) рыночными реформами. Опыт мирового хозяйства показывает необходимость активного вмешательства  в этот процесс как на макро-, так и на микро экономическом уровне, то есть на уровне функционирования непосредственных субъектов рынка – предприятий, организаций, фирм и т.д. Это может быть достигнуто лишь на основе разработки качественно новых методов формирования совершенной конкуренции в процессе исследования ее тенденций, выявления закономерностей в странах с развитой экономикой и обобщения опыта, накопленного в России.

Экономическая статистика за последние  годы показывает, что далеко не все  отечественные предприятия подготовлены к ведению эффективной конкурентной борьбы. Конъюнктурная ситуация как  по ценам, так по ассортименту и качеству товаров, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, продолжает оставаться сложной. Мировая практика накопила немалый  опыт функционирования, как гигантских корпораций, так и мелких фирм в  условиях жесткой рыночной конкуренции. Но прямое использование этого опыта  на российских предприятиях часто затруднено из-за его уникальности и отсутствия универсальных схем конкурентного  поведения на рынке.

В современных условиях для каждого  предприятия особенно важна правильная оценка конкретной рыночной обстановки, величины рыночных сегментов, динамики всех показателей, определяющих конкурентоспособность  того или иного товара. В наше время выживаемость любой фирмы  и устойчивость ее положения на рынке  товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. Одни и пожалуй самым основным критерием конкурентоспособности является качество выпускаемого товара, оказываемой услуги и его стабильность. Качество это первое на что обращает внимание покупатель и отдает свое предпочтение. Качество определяет авторитет фирмы, увеличение ее прибыли, ее рост и процветание.

Качество продукции (работ, услуг) является определяющим звеном в общественной оценке результатов деятельности каждого  предприятия. Выпуск эффективной и  высококачественной продукции позволяет  предприятию получить дополнительную прибыль, обеспечить самофинансирование производственного и социального  развития, поэтому для производителей все чаще и чаще встает вопрос, что  необходимо сделать, чтобы выпускаемая  продукция стала более конкурентоспособной. Конкурентоспособная продукция  должна выполнять свои функции лучше, чем аналогичная, обладать большей  надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими  производителями.

Однако конкурентоспособной может  оказаться также продукция равного  качества и даже несколько уступающая конкурирующей, поскольку к числу  условий, интересующих потребителя, относятся  также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой –  либо особенной черте продукции  или другие подобные факторы. На конкурентоспособность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конкурентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис.

Продукция может оказаться конкурентоспособной  случайно. Такая ситуация случается  при определенных экономических  условиях: наиболее часто при малом  бизнесе. Крупные производители  уже давно не рассчитывают на случайную  конкурентоспособность своей продукции. Они тщательно изучают рынок  потребителей, проводя маркетинговые  исследования.

Современный этап развития российской экономики определяется также усилием  взаимозависимости производства и  потребления. Повышается роль потребителя  в оценке качества продукции и  затрат на ее производство и потребление. В связи с этим из всей совокупности потребностей целесообразно выделить систему конечных потребностей и  определить их влияние на рост и  изменение структуры общественного  производства. Именно здесь в наиболее полном виде проявляется интеграция производства с конечным потребителем.

Экономическая интеграция производителя  и потребителя привела к тому, что стали устанавливаться так  называемые затраты изготовителя, обусловленные  необходимостью повышения качества выпускаемой продукции, и экономия потребителя, достигаемая за счет использования  им продукции высокого качества. Взаимная экономическая заинтересованность и ответственность между производителями  и потребителями являются основой  перехода от действующей цены производства со всеми негативными последствиями  к цене воспроизводства, в которой  заранее отражаются затраты труда  и его экономия. Таким образом, формируется потребительно-стоймостной подход к обеспечению качества продукции, имеющей своей целью, во-первых, создание условий для снижения издержек производства на сумму полезного эффекта потребительской стоимости, а во-вторых, повышение степени удовлетворения потребностей человека за счет увеличения полезности и качества продукции. Он должен органически входить составной частью в механизм экономических отношений между производством и потреблением, изготовителями и потребителями. Если с этих позиций проанализировать эффективность разработанных подсистем, то можно отметить, что в целом они не оказали значительного влияния на повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Перестройка управления народным хозяйствам на основе рыночных отношения ставит вопрос о новых способах управления. В перестройке механизма управления народным хозяйством можно выделить следующие основные моменты, расширение границ самостоятельности хозяйственных организаций, ослабление вертикальных связей при одновременном усилении связей по горизонтали, замене директивных методов управления договорными, основанными на соглашении между партнерами, исходя из их экономических интересов, то есть функции стандартизации.

Сложность взаимосвязей в процессе создания и изготовления продукции  часто приводит к конфликтным  ситуациям между разработчиками, изготовителями и потребителями  по технико-экономическим показателям  продукции, качеству и стабильности ее изготовления, срокам создания и  поставки. По сути, должен быть сформулирован  эффективный механизм сквозного  управления качеством продукции, предусматривающее  целенаправленное воздействие на технический  уровень и качество конечной продукции  при проведении исследований и разработок, производства, обращения и эксплуатации (потреблении).

Единой основой всех форм хозяйствования является повышение производительности труда, выражающей собой отношение  повышения качества выпускаемой  продукции, степени удовлетворения соответствующей потребности к  затратам труда и получение этого  результата.

Эффективность труда – это критерий, экономический стимул и источник оплаты труда всех категорий работников за повышение качества выпускаемой  продукции, за внедрение научно –  технических новшеств на предприятии, начиная с рабочего места. Анализ по этому критерию позволяет определить принципиальные недостатки существующих систем управления качеством, указывать  пути и методы их комплексного совершенствования  и взаимного согласования с целями и задачами социально – экономического развития общества в целом и общественного  производства.

На современном этапе эффективность  управления качеством продукции  следует оценивать по критерию "высокое  качество – низкая цена". Важнейшим  условием реализации такого подхода  к обеспечению качества продукции  является то, что повышение качества продукции на одном предприятии  может осуществляться только ради экономии затрат труда потребителя, то есть на другом, технологически смежном предприятии. Это предполагает, что в рамках прямых хозяйственных связей между  предприятиями более высокие  показатели качества продукции производителя  и соответствующая экономия потребителя (повышение производительности труда, снижение материальных затрат) должны составлять важнейший элемент экономических  отношений. Внедрение экономических  отношений по экономии затрат труда  в свою очередь предопределяет необходимостью организации взаимодействия предприятии  по циклу от предметов личного  потребления до производства соответствующих  видов сырья. При этом производство в конечном звене должно быть направленно  на повышение качества продукции  и степени удовлетворения в ней  потребностей, на снижение конечных потребительских  цен.

Глава 1. Теоретические  предпосылки увеличения качества продукции  и его влияния на рост конкурентоспособности.

1.1 Понятие качества  продукции и факторы, воздействующие  на его уровень

Качество продукции – это  совокупность свойств, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  назначением.

В современных условиях перехода к  рыночной экономике среди множества  проблем, связанных с обеспечением, как выживания, так и последующего нормального развития предприятия, главной и решающей проблемой  является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие  годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну  и конкурентоспособностью продукции.

Понятия и термины, используемые в  области управления качеством, определяются международными и национальными  стандартами. Международный стандарт ИСО 8402-94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО 9000 "Система качества".

Объект – это, то, что может  быть индивидуально описано и  рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и  деятельность или процесс, организацию  или лицо.

Продукция – рассматривается как  результат деятельности или процесса. Согласно ГОСТ 1546779 " Управление качеством  продукции. Основные понятия и термины " качество продукции – это  совокупность свойств, обуславливающих  ее пригодность удовлетворять потребности  в соответствии с назначением.

Продукция здесь рассматривается  как материализованный результат  процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный  для удовлетворения потребностей общественного  или личного характера.

Учитывая, что свойство продукции  является исходной характеристикой  ее качества, рассмотрим связанные  с ним понятия и термины.

Свойство продукции – это  объективная характеристика, которая  проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия. Свойства можно разделить на простые и  сложные: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено  относительно простыми характеристиками его свойствами – безотказностью, долговечностью, сохраняемостью.

Признаком продукции является качественная характеристика любых ее свойств  или состояний.

Показатель качества продукции  – количественная характеристика одного или нескольких свойств, продукции, составляющих ее качество, рассматривая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления. Многие показатели качества продукции  являются функциями ее параметров.

Информация о работе Качество товара и его конкурентоспособность