Элемент системы менеджмента системы качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:17, контрольная работа

Описание

Согласно МС ИСО 9000 система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Под организационной структурой подразумеваются, обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой организация выполняет свои функции.

Содержание

1. Ответственность руководства как элемент системы менеджмента качества.
2. Модель системы экологического менеджмента. Порядок разработки и внедрения системы экологического менеджмента.
3. Политика и цели в области качества. Назначение, порядок разработки.

Работа состоит из  1 файл

сист.качества2012.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

1. Ответственность руководства как элемент системы менеджмента качества.

2. Модель системы экологического менеджмента. Порядок разработки и внедрения системы экологического менеджмента.

3. Политика и цели в области качества. Назначение, порядок разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ответственность руководства как элемент системы менеджмента качества.

     Согласно МС ИСО 9000 система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Под организационной структурой подразумеваются, обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой организация выполняет свои функции. Общее руководство качеством (административное управление качеством) - те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества, в рамках системы качества. Обязанности по общему руководству качеством лежат на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руководство.

Поскольку, согласно концепции стандартов ИСО, в системе качества выполняются работы и по менеджменту качества, и по обеспечению качества, принято использовать единый термин "система качества", объединяющий виды работ.

     Под элементом системы качества понимается такая определенным образом выделенная ее часть, дальнейшее расчленение которой нецелесообразно для принятой цели рассмотрения. Такими целями могут быть построение системы, ее оценивание, совершенствование и др. Состав и содержание элементов определяются разработчиками в зависимости от задач, решаемых системой качества, особенностей продукции, производственных процессов и уже сложившейся системы качества. Вместе с тем в новую систему качества непременно должны быть включены элементы, установленные в разделах 4 — 20 ИСО 9004-1, что обусловлено логикой более "глубокого" внедрения ИСО 9001-9003. В этом плане элементы, установленные ИСО 9004-1, следует рассматривать как основные (базовые) системы качества. Выбор элементов системы качества оказался долгим и трудным процессом, длившимся в течение нескольких лет. Наиболее полной системой качества является система, рекомендуемая МС ИСО 9001, которая охватывает все стадии жизненного цикла продукции.

     В табл.1 приведены элементы системы качества в соответствии с стандартами МС ИСО 9001 и МС ИСО 9004-1 и добавлены аналогичные разделы ИСО/ПМС 9001:2000.

 

 

 

Табл.1. Элементы системы качества по стандартам ИСО серии 9000

Элементы системы качества

Пункт МС ИСО 9004-1

Пункт МС ИСО 9001

Пункт МС ИСО/ПМС 9001:2000

Ответственность руководства

4

4.1

5.1; 5.3; 5.4.1; 5.5.1; 5.5.2; 5.5.3; 5.6; 6.1; 6.2.1; 6.3

Система качества

5

4.2

4; 5.1; 5.4.1; 5.4.2; 5.5.5; 7.1

Внутренние проверки качества

5.4

4.17

8.2.2

Экономика (затраты на качество)

6

 

 

Анализ контрактов

7

4.3

7.2.2

Управление проектированием

8

4.4

7.3

Закупки

9

4.6

7.4

Управление процессами

10

4.9

7.1; 7.5.1 7.5.5

Управление процессами

11

4.9

7.1; 7.5.1 7.5.5

Идентификация и прослеживаемость продукции

11.2

4.8

7.5.2

Статус контроля и испытаний

11.7

4.12

7.5.1

Контроль и испытания

12

4.10

7.1; 7.5.1; 8.1; 8.2.4;

Контрольное, измерительное и испытательное оборудование

13

4.11

7.6

Управление несоответствующей продукцией

14

4.13

8.3

Корректирующие и предупреждающие действия

15

4.14

8.5.2

Погрузо-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка

16

4.15

7.5.4

Техническое обслуживание

16.4

4.9

7.1; 7.5.1

Управление документацией и данными

17

4.5

5.5.6

Управление регистраций данных о качестве

17.3

4.16

5.5.7

Подготовка кадров

18

4.18

6.2.2

Управление продукцией, поставляемой потребителем

19

4.7

7.5.3

Статистические методы.

20

4.20

8.1; 8.2.3; 8.2.4; 8.4


 

     Высшее руководство предприятия должно четко понимать и представлять весь процесс по улучшению качества. По мнению многих известных специалистов по качеству ответственность за качество в первую очередь лежит на руководителях высшего звена. В развитие этого доминирующая ответственность за качество возлагается на систему менеджмента и ее создателей. Когда их часть работы сделана, тогда наступает очередь других сотрудников, неудовлетворительная работа руководителей влечет за собой неудовлетворительное качество. Все перемены должны начинаться на уровне высшего руководства. Оно должно доводить до сведения руководителей низших звеньев и подчиненных то значение, которое они придают качеству. Высшее руководство предприятия должно принять решение о внедрении стандартов ИСО с учетом возрастающих потребностей рынка и инициировать работы в этом направлении.

В соответствии со стандартом ИСО 9001-94 руководство предприятия несет ответственность за:

      разработку и документальное оформление политики в области качества;

      создание и утверждение структуры организации работ;

      определение ответственных должностных лиц и их полномочий;

      предоставление средств и ресурсов, определение и назначение необходимого персонала, отвечающего за качество;

      назначение от дирекции лица, ответственного за всю работу по качеству;

      оценка системы качества со стороны руководства.

     Высшее руководство должно осуществлять периодический анализ степени достижения поставленных целей и на основе анализа принимать решения о необходимости их пересмотра для гарантии эффективности и результативности процессов организации. Высшее руководство должно планировать работы по созданию и совершенствованию системы менеджмента качества с учетом требований МС ISO серии 9000. Эти вопросы могут включаться в программу качества. Принимаемые решения по развитию системы менеджмента качества должны гарантировать сохранение целостности системы путем предотвращения противоречий с действующей системой, целями и задачами организации. Высшим руководством должны быть определены ответственность и полномочия, необходимые для достижения поставленных целей в области качества, доведены до всего персонала и установлен порядок взаимодействия персонала при функционировании системы менеджмента качества. Для каждого процесса (службы, подразделения и т. п.) должны быть установлены владелец (руководитель) и исполнители, их функции, полномочия и ответственность. Персонал должен быть информирован о целях процесса, за которые несет ответственность, и границах своих полномочий.

  Рисунок 1. Система качества

 

    

 

 

     Оценка системы качества со стороны руководства должна проводиться через определенные промежутки времени с целью обеспечения постоянной пригодности и эффективности функционирования системы в соответствии с данным стандартом. Для обеспечения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям должна быть создана и документально оформлена система качества.

Это означает:

- применяемые методы должны быть письменно зафиксированы и должны поддерживаться в современном состоянии, т.е. актуализироваться;

- установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях по вопросам обеспечения качества; рабочих инструкциях; инструкциях по испытаниям.

- должно быть обеспечено эффективное применение документированных процедур и инструкций.

     Процедура - установленный способ осуществления деятельности. В стандарте установлено, что на предприятии должны быть разработаны документированные процедуры, отвечающие требованиям МС ИСО 9001(9002, 9003) и установленной политике и применяться система качества и ее документированные процедуры. Масштаб и степень процедур, составляющих часть системы качества, зависят от сложности работы, используемых методов, необходимых навыков и подготовки персонала. Рабочие процедуры системы качества необходимы для осуществления политики в области качества и достижения целей в области качества. Они координируют различные виды деятельности, которые обеспечивают эффективное функционирование системы качества.

Одним из основных положений стандарта, касающихся системы качества является следующее:

- Система качества взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.

 

 

 

Рисунок 2. "Петля качества" (представлены виды деятельности, влияющие на качество продукции)

     Выход из каждого этапа жизненного цикла продукции служит входом для последующего; каждый этап заканчивается прежде, чем начинается следующий — в противном случае приходится работать с неполными исходными данными. На этапах жизненного цикла продукции осуществляется взаимосвязь работ по системе качества с остальными работами, выполняемыми на предприятии.

     Система качества является неотъемлемой частью (подсистемой) общей системы управления предприятием. Она разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции - "петли качества". Она представляет собой взаимодействие элементов полного цикла производства продукции (процесса, услуги), влияющих на качество.

В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 система качества должна:

1. Обеспечивать управление качеством на всех участках "петли качества".

2. Обеспечивать участие в управлении качеством всех работнков предприятии.

3. Устанавливать ответственность руководства.

4. Обеспечивать неразрывность деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат.

5. Обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов.

6. Обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю. Т. е. основное внимание в системе качества должно уделяться предотвращению проблем, а не их устранению после возникновения.

7. Устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы.

8. Устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.

     Система качества может быть эффективной только при условии, что она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, влияющими на качество продукции. Среди них основным выступает маркетинг, который кратко можно охарактеризовать, как поиск и изучение рынков сбыта для продвижения на них продукции фирмы. Вся деятельность на предприятии (организации) в системе качества ориентирована на требования потребителя к качеству продукции. Использование этого принципа в системе направлено на постоянное улучшение качества и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных лиц. С уверенностью можно сказать, что не используют стандарты те компании, которые не осознали их значимости, или которым это не под силу. Для компаний не использование МС ИСО служит антирекламой, в то время как их применение наоборот. Очевидно и то, что компании внедрившие стандарты ИСО сразу же после их выхода оказались в стратегически выгодном положении. Игнорирование нового подхода к обеспечению качества и замедленные действия по внедрению стандартов привели к снижению конкурентоспособности их продукции. На нынешнем этапе развития российской экономики необходимость и потребность в применении МС ИСО 9000 диктуется в первую очередь требованиями рынка. При переходе Европы к общему европейскому рынку в 90 % контрактных отношений потребитель требует от предприятия поставщика подтверждения о наличии системы обеспечения качества, соответствующей стандартам ИСО 9000.

Информация о работе Элемент системы менеджмента системы качества