Экономико-статистический анализ производства молока на основе анализа его современного состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

Животноводство представляет собой совокупность отраслей, взимающихся разведением сельскохозяйственных животных с целью производства продуктов (молоко, мясо, яйца, мед и др.) и сырья для перерабатывающей промышленности (шерсть, пух, натуральный шелк и др.). Животноводство является источником получения органических удобрений. Производственный процесс в животноводстве тесно связан с естественными процессами развития и жизнедеятельности живых организмов.

Работа состоит из  1 файл

Статистика молоко ОАО.doc

— 562.50 Кб (Скачать документ)

      Вывод только один — при таком качестве сырья мы имеем потенциально неконкурентоспособное молочное скотоводство. Серьезно изменить ситуацию может включение в число требований, влияющих на ценообразование продукта, показателя массовой доли белка в молоке. В Ленинградской области, к примеру, молокозаводы добились положительных результатов, применив эти требования на практике. В Московском регионе, прежде всего, западные компании, производства которых расположены здесь же («Данон», «Кампина», «Эрманн»), добились поставки на переработку сырья, отвечающего значительно более высоким требованиям по сравнению с изложенными в российских нормативных документах (в первую очередь в стандарте на сырое молоко), особенно по белку.

      Еще одна проблема — сезонность производства молока, уходящая корнями в плановую экономику. В Советском Союзе цена на молоко в течение всего года оставалась неизменной (около 365 руб./т) и хозяйствам было выгодно производить основной объем продукции летом, при минимальных затратах. Учитывая, что в то время молочные коровы были также мясным ресурсом страны, все предприятия имели жесткий план по количеству скота. Понятно, что, имея большое стадо, не обеспеченное кормами, колхозы и совхозы давали «большое молоко» летом, предприятия перерабатывали его также летом на сыр, масло, сухие продукты, все это закладывалось на хранение и использовалось в течение года.

      Сезонность  производства молока в рыночных условиях обусловливает значительные ценовые колебания в течение года. Нет ни одной развитой страны в мире, где стоимость молока изменялась бы в зависимости отсезонав2-3 раза. В таких условиях обеспечивать рентабельность молочного скотоводства нереально. Между тем отсутствие сезонности дает хозяйствам возможность получать в течение года фиксированную цену за поставляемую продукцию, планировать деятельность, заключать более долгосрочные контракты с переработчиками.

      В идеале предложение молока в июле и ноябре должно быть 1:1, более того, осенью и зимой—даже выше, так как в этот период спрос на молоко и молочные продукты вырастает по сравнению слетом на 5-7%. Однако за последние семь лет позитивные изменения произошли только в Ленинградской, Московской областях и частично в Краснодарском крае и Татарстане. В остальных регионах — прежде всего в Центральном Черноземье, Западной и Восточной Сибири, на Средней Волге — сезонность до сих пор достигает соотношения 3:1, 4:1. В ряде областей она составляет 6:1 —это регионы, где данная отрасль сельского хозяйства просто деградирует [5].

      Известно, что сезонность производства молока — процесс управляемый. Корова — физиологически полицикличное животное, и наладить круглогодичное воспроизводство в стаде — прерогатива зоотехников, ветеринарных врачей. Это вопрос квалификации специалистов и правильного менеджмента. Понятно, что круглогодичное воспроизводство влечет за собой организацию полноценного кормления животных в течение всего года. Конечно, это затратная часть, требующая привлечения материальных ресурсов и технического переоснащения, но без соответствующих вложений проблему сезонности производства молока не решить.

      Сегодня — во многом благодаря национальному  проекту «Развитие АПК» — молочное скотоводство становится объектом инвестиций. Растет число заводов, перерабатывающих 100% сырья, получаемого из собственных хозяйств. Меняются сложившиеся формы отношений между производителями и переработчиками молока, повышается эффективность менеджмента. В январе—апреле 2007 г. впервые за последние десять лет в России получено 3-3,5% прироста производства молока, несколько стабилизировалась численность поголовья коров.

      Неправильно было бы рассматривать вопрос развития молочной индустрии в отрыве от состояния потребительского рынка.

      Уровень потребления молока и молочных продуктов  в России в расчете на одного человека в год сократился по сравнению  с 1990 г. более чем на 70%. Правительство  СССР ставило задачу довести уровень  потребления до медицински обоснованной нормы — 370-390 кг, что и было практически достигнуто к 1990 г. Советский Союз относился к числу стран, где данный показатель был одним из самых высоких в мире. В 2002 г. он упал до 210 кг, а сегодня составляет 240 кг. Первая причина снижения уровня потребления — падение покупательной способности населения. Но это слишком простое объяснение. Например, в Москве, где доходы жителей достаточно высоки потребление молока и молочных продуктов не превышает 300 кг на одного человека в год. Это гораздо меньше, чем, например, в Прибалтике и Белоруссии или в национальных республиках РФ между Волгой и Уралом. Таким образом, прямой связи между уровнем доходов и потреблением молочных продуктов не прослеживается. За последние 15 лет в рационе россиян произошло замещение этих видов продуктов другими. И здесь есть над чем задуматься всему молочному сообществу, которое внесло свою лепту в этот негативный процесс, активно дискутируя и в специальных изданиях, и в средствах массовой информации на тему полезности, например, «порошкового» и «непорошкового» молока, «живых» и «неживых» йогуртов, животного масла, которое «содержит холестерин», и т.п. В результате потребитель стал негативно относиться ко всему молочному.

      Без консолидации усилий, направленных на повышение потребительского спроса, успешное развитие этого бизнеса невозможно. Есть целый блок молокопродуктов, которые никак не рекламируются, — например, сливочное масло (в отличие от других жиров). В то же время в России по сравнению с развитыми западными странами сливочного масла потребляют очень мало — 3 кг против 7-8 кг. К слову, в США, где в 1960-е годы была развернута кампания против сливочного масла в пользу маргаринов и так называемых «легких» масел, ожирение приняло масштабы национального бедствия. Обычно все рассуждения о вреде продуктов, содержащих холестерин, носят обывательский, не подкрепленный серьезными научными исследованиями характер, тем не менее это негативно сказывается на уровне потребления таких продуктов.

      Наиболее  интенсивно развивается сегодня  рынок сыров. Однако здесь наряду с устойчивым увеличением собственного производства растет (и опережающими темпами!) импорт.

      Несмотря  на вложение в отрасль больших  инвестиций, серьезную модернизацию крупных производств, все большая доля в общем объеме потребления этой продукции приходится на импорт. Сейчас она составляет около 40% и это в основном твердые сыры. Главные поставщики сыров в РФ на данный момент — Украина и Белоруссия.

      В результате принятых Россией защитных мер в отношении ввоза молочных продуктов за четыре месяца 2007 г. импорт с Украины сократился в пять раз (с 40 до 13%), однако сыра было ввезено 5 тыс. т — гораздо больше, чем его производят на украинских заводах, откуда разрешены поставки. Таким образом, имеет место контрафакт. Оценка маркетологов показывает, что запрет никак не повлиял на количество украинских сыров, предлагаемых на российском рынке.

      В отечественной молочной промышленности продолжается процесс концентрации производства. Это значит, что крупные  предприятия укрупняются, а мелкие — разоряются. Уточним: в России мы называем крупными предприятия, перерабатывающие более 50 тыс. т молока в год, средними — от 20 до 50 тыс. т, мелкими — менее 20 тыс. т. Сегодня в стране насчитывается 53 крупных молокозавода, они выпускают 54% от общего объема продукции. Остальное приходится на долю 30 средних (5,3%) и 1744 мелких (40,6%) предприятий. Но Россия — большое государство, и мелкотоварное производство в ней не исчезнет никогда. Другое дело — какова будет его эффективность. В неурбанизированных зонах останутся небольшие по мощности заводы, в высокоурбанизированных — только крупные предприятия.

      К настоящему времени участниками  российского молочного рынка  стала меньшая часть из 20 крупнейших мировых молочных компаний. Однако интерес к организации этого бизнеса в России проявляет все большее число западных производителей. Создавая условия для привлечения инвестиций, страна сможет поднять молочную промышленность на должный уровень в более короткие сроки.

      Алтайский край был одним из первых в России по строительству молочных комплексов. Создавались специализированные предприятия по разделению труда в молочном животноводстве, практически на всех сельскохозяйственных предприятиях молочное скотоводство было рентабельной отраслью.

      Экономическая реформа нанесла последнему значительный урон. Рад страдательных факторов, а именно - продовольственная экспансия, отсутствие должной государственной поддержки и контроля, диспаритет цен на молоко и материально-технические ресурсы - привели к подрыву экономической заинтересованности в производстве молока.

      Сокращение  поголовья основных видов скота  в сельскохозяйственных предприятиях происходило опережающими темпами по сравнению с хозяйствами населения.

      Но, несмотря на это в крае происходит увеличение продуктивности животных: если в 1994 г. в хозяйствах всех категорий надой молока на одну корову составил 2266 кг, то в 2005 г. - увеличился на 11,3 % и составил 2522 кг; в сельскохозяйственных предприятиях соответственно - с 2220 до 2458 кг (на 10,7 %), но в крестьянских (фермерских) хозяйствах, наоборот, снизился за аналогичный период с 2273 до 2215 кг (на 2,6 %) [15].

      Все эти факторы не могли не сказаться  на себестоимости производимого хозяйствами края молока. В среднем в 2005 г. себестоимость 1 ц произведенного молока составила 335 руб/ц, а реализованного 345 руб/ц; цена реализации молока и молочной продукции составила при этом 387 руб/ц (за соответствующий период прошлого года 301 руб/ц).

      Цены  реализации молока и молочной продукции  по каналам реализации несколько отличаются друг от друга. Так в 2005 г. в заготовительных организациях цена была ниже на 3,4 % (за соответствующий период прошлого года на 2,3 %), в потребкооперации на 5,2 %, через общепит и продажу населению в счет оплаты труда на 3,6 % (в 2004 г. почти на 6 %), по бартерным сделкам на 1,8 % (в 2004 г. - 5,6 %), хотя на рынках цена молока и молочной продукции была выше на 1,6 % (в 2004 г. - почти на 3 %).

      Динамику  изменения потребительских цен  на молоко и молочную продукцию определяет, главным образом, их изменение в производственном секторе. Это обусловлено тем, что 55-65 % цены закладывается на уровне производства сырья, еще 25-30 % накручивается при переработке и столько же при реализации продукции молочного подкомплекса. Такая тенденция сохранялась как в 2004, так и в 2005 гг.

      В 2005 году общие ресурсы продуктов животноводства по сравнению с тем же периодом прошлого года сложились в больших объемах (по молоку - на 5,5 %, мясу - 11,6 %). Доля импорта в формировании ресурсов молочных и мясных продуктов составила соответственно 0,1 % и 4 %.

      Алтайский край является ведущим регионом России по переработке молока (особенно по производству сыров жирных твердых). Поэтому сокращение производства молока на перерабатывающие предприятия края привело к снижению основных видов молочных продуктов. Так за период с 1992-2005 гг. производство масла сливочного сократилось на 56,5 %, сыра жирного - на 42,7 %, цельномолочной продукции - на 63 %. Хотя в 2005 г. по сравнению с 2004 г. - их производство увеличилось соответственно - на 23 %, 41 % и 26 %.

      Сокращение  производства молока вызвало недозагрузку перерабатывающих мощностей предприятий, что привело к удорожанию молочной продукции. Так, в 2005 г. использование среднегодовой мощности по производству в крае: по цельномолочной продукции составило 29,6 %, по маслу животному- 26,6 %, сыру сычужному - 53,8 % (в России соответственно – 35 %, 25 % и 55 %).

      В 2005 году в крае темп прироста цен на молочную продукцию составил: по сыру 16,8 %, молоку и молочным продуктам - 15,3 % (в 2004г. соответственно 27 % и 19,5 %), в то время как цены на масло сливочное снизились на 5,4 %. В России темп прироста цен по сыру составил 19,2 %, по молоку и молочным продуктам 16,6 %, по маслу животному – 4 %. Максимальные индексы потребительских цен в крае сложились по творогу -129 % (за соответствующий период прошлого года 137 %), кисломолочные продукты подорожали на 21,2 % (в 2002 г. - на 25,2 %), молоко сгущенное - на 4,5 % (в 2004 г. - на 26,7 %), кроме того, снизились цены на масло сливочное - на 3,5 % и молоко - на 2,3 %.

      Одной из причин кризисного состояния молочного  скотоводства является разрушение производственно-экономических связей, особенно между производителями и переработчиками молока. Выявлена прямая зависимость эффективности производства перерабатывающих предприятий от объемов перерабатываемого сырья. Однако из-за низких закупочных цен при высокой себестоимости объемы производства и поставок молока на переработку снижаются.

      Молокоперерабатывающие  предприятия ощущают нехватку сырья, теряют поставщиков из-за распада сырьевых зон и всей системы заготовок. Недоиспользование производственных мощностей ведет к спаду объемов производства молокопродуктов. Причиной неэквивалентного обмена является монопольное положение перерабатывающих предприятий. Однако молочные заводы не имеют возможности повысить закупочные цены, так как это приведет к повышению цен реализации молокопродуктов. Социальная значимость молочных продуктов не допускает такого повышения: потребление их уже сейчас ниже физиологических норм, а низкий платежеспособный спрос приведет к еще большему сокращению потребления. Кроме того наблюдается достаточно высокая доля затрат на сырье в общих затратах на реализованную молочную продукцию.

Информация о работе Экономико-статистический анализ производства молока на основе анализа его современного состояния