Теория и история налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций

Описание

Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Теория и история нал обложения.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Социально-экономическая сущность, роль и назначение налогов определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства, а также историей становления системы налогов.

Налоги направляются на финансирование расходов, связанных с обеспечением защиты страны (содержание армии, военного, морского и воздушного флота), защиты граждан (финансовое обеспечение полиции, пожарных, служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций), созданием системы здравоохранения, образования, культуры, науки, содержанием органов управления и т.д.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

       налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

       отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

       конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

       отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

       конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

Полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения определяются Налоговым кодексом РФ. Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер. В соответствии с НК РФ налоги в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы необходимо, прежде всего, классифицировать доходы по видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Закон Российской Федерации от 7 мая 2002 г. № 51-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"" внес изменения в БК РФ и предусматривает следующие элементы классификации доходов бюджетов:

– налоговые доходы;

– неналоговые доходы;

– безвозмездные перечисления;

– доходы целевых бюджетных фондов;

– доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы. Налоговые доходы, как правило, составляют более 90% доходной базы бюджета. Это вызвано свойствами налога, которые были подробно рассмотрены в Главе 1.

К неналоговым доходам относятся:

       доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

       доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; займы; доходы от денежной эмиссии; доходы от приватизации;

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами различных уровней в случае внесения изменений в налоговое или бюджетное законодательство РФ, происшедших после утверждения закона о бюджете и потому не учтенных в законе, а также при передаче полномочий по финансированию расходов или передаче доходов.

 

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - предельно возможный объем налогов, сборов и других  обязательных платежей, рассчитанных по законодательно утвержденным ставкам  (по их предельному уровню) и предназначенных для зачисления в бюджетную  систему. Н.п. РФ складывается из совокупности Н.п. субъектов РФ, в свою  очередь Н.п. субъекта РФ есть совокупность Н.п. его муниципальных образований. Н.п. муниципального образования определяется суммой налогов,  сборов и других обязательных платежей, которые начисляются и уплачиваются  налогоплательщиками, зарегистрированными на его территории.

Оценка налогового потенциала осуществляется в определенной последовательности:

1. Определяется перечень основных и прочих налогов (удельный вес которых в налоговых доходах территориального бюджета в пределах 90 %), по которым будет производиться расчет налогового потенциала.

Остальные налоги и сборы, определенные налоговым законодательством РФ, отнесены к категории “прочие налоги и сборы”. По ним налоговый потенциал рассчитывается на основе фактических и ожидаемых налоговых сборов в базовом (текущем) году и прогнозируемого индекса роста потребительских цен.

2. Производится расчет налоговой базы на планируемый год, по каждому виду основных налогов, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

В качестве исходных данных для расчета налогооблагаемой базы используются данные отчета налоговых органов по форме 5-НБН за отчетный и текущий периоды. При этом прогнозирование налогооблагаемой базы по каждому налогу в отдельности должно учитывать:

-       оценку макроэкономической ситуации в стране в целом и в отдельных регионах с учетом различия их географических и социально-экономических условий в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития;

-       оценку результатов изменения налогового законодательства;

-       прогноз оценки развития отраслей экономики страны с учетом отраслевой структуры региона.

3. Налоговый потенциал муниципального образования по основным видам налогов на планируемый год может быть рассчитан как сумма произведений прогнозируемой налогооблагаемой базы, ставки налога и коэффициента собираемости (по данным отчета налоговых органов по форме 1-НМ) по каждому виду основных налогов;

4. Налоговый потенциал по прочим налогам исчисляется как произведение ожидаемых налоговых сборов по этим налогам в текущем году на индекс роста потребительских цен;

5. Налоговый потенциал муниципального образования равен сумме налоговых потенциалов по основным и прочим видам налогов.

Налоговый потенциал = Распределение регионов по объему налоговых поступлений

в расчете на душу населения с учетом прожиточного минимума в 2009 г.

(Значение показателя по Москве составило 281%, Ямало-Ненецкому АО – 462%, Ханты-Мансийскому АО – 517%.)

 

3. Элементы налога (ст.17 НК РФ)

Характеристика элементов налога в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Понятия налогоплательщиков, объекта обложения, налоговой базы. Налоговая база. Методы формирования налоговой базы. Понятие налоговой ставки. Виды налоговых ставок. Твердые ставки как одна из форм льготного обложения. Налоговые ставки и методы налогообложения. Налоговый период. Порядок исчисления налога. Порядок и сроки уплаты налога.

1)Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

2) Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

3) Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Методы формирования налоговой базы:

- кассовый;

- начисления.

В случае использования кассового метода доходом объявляются все суммы, реально поступившие в налоговом периоде, а расходами - реально выплаченные суммы.

При методе начисления доходом признаются все суммы, право на получение, которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они налогоплательщиком. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в том же периоде.

Кассовый метод используется при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования; накопительный - при налогообложении доходов физических лиц. Иногда налогоплательщики могут применять один из методов по выбору, отражая это в учетной политике организации.

4) налоговая ставка – представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. По методу установления различают твердые (специфические) и процентные (адвалорные) ставки.

Твердые ставки устанавливаются в определенном размере (абсолютной сумме) на единицу (объект) обложения независимо от получаемого плательщиком размера дохода. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

По мнению ряда экономистов, твердые ставки являются одной форм льготного обложения. Действительно, в условиях инфляции для тех, кто эффективно использует объект обложения, твердые ставки уменьшают уровень налогообложения. Однако верно и обратное утверждение, согласно которому при использовании твердых ставок в период экономического спада отсутствие взаимосвязи с реальными доходами экономических субъектов может привести последних к разорению и банкротству.

Процентные (адволорные) ставки устанавливаются в виде процента от единицы налогообложения. Процентные ставки устанавливаются, как правило, при обложении имущества, прибыли юридических и доходов физических лиц. Процентные ставки могут быть пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

Пропорциональные ставки устанавливаются в виде единого фиксированного процента (доли) к объекту обложения независимо от его величины. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки характеризуются тем, что процент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения. Прогрессия может быть простая (ступенчатая) и сложная (скользящая). Простая (ступенчатая) прогрессия состоит в том, что процент изъятия увеличивается по мере роста размера объекта обложения и применяется ко всей его величине. Сложная (скользящая) прогрессия характеризуется тем, что объект обложения делится на части и каждая последующая часть облагается по более высокой ставке. Таким образом, скользящая прогрессия обеспечивает плавное, постепенное нарастание размеров обложения.

Регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста размера облагаемой базы.

При налогообложении устанавливаются и комбинированные ставки, в которых сочетаются два вида ставок: твердые и долевые. Они применяются при таможенном обложении, расчете сумм акцизных платежей.

6)Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

7 ст.52 НК РФ: налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

8) Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.

9)Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

10) Твёрдая налоговая ставка - Налоговая ставка, установленная в абсолютной сумме независимо от величины дохода или прибыли. Например, твердая ставка устанавливается по налогу на землю (определенная сумма на единицу площади)

Информация о работе Теория и история налогообложения