Теория и история налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций

Описание

Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Теория и история нал обложения.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

В ст. 82 Налогового Кодекса указываются следующие формы налогового контроля:

·        налоговые проверки;

·        получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

·        проверки данных учета и отчетности;

·        осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

·        другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).

 

12. Налоговые системы развитых стран: общие черты, тенденции развития.

Модели налоговых систем и соотношение прямых и косвенных налогов в развитых странах. Унификация налогов как современное явление в рамках экономических союзов. Основные тенденции в развитии налоговых систем развитых государств. Особенности налоговых систем унитарных и федеративных государств.

Налого­вая система – это результат развития налоговых отно­шений. В научном плане налоговая система появилась в обществе только на определенном этапе: в начале XX века.

Различают следующие элементы налоговой системы:

1)совокупность налогов;

2) принципы построения налоговой системы;

3) способы уплаты и методы формирования налогов;

4) порядок изменения и отмены налогов;

5) формы осуществления налогового контроля.

Требованиями для создания оптимальной налоговой системы являются:

1) распределение налогового бремени должно быть равным;

2) соблюдение принципа нейтральности налогообложения;

3) при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принци­па равенства и справедливости налогообложения;

4) налоговая структура должна способствовать использованию нало­говой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;

5) налоговая система должна быть справедливой, понятной налого­плательщикам, не допускать произвольного толкования;

6) административные издержки по управлению налогами и со­блюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Эти требования могут быть использованы в качестве основных кри­териев для оценки качества налоговой системы страны. Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательно согласуются друг с другом. В тех случаях, когда возникают противоречия между ними, не­обходимо добиваться временного компромисса. Однако при этом сохра­няются следующие тенденции в развитии налоговых систем:

1) либерализация системы прямого налогообложения;

2) возрастание фискальной роли налогов на потребление;       

3) усиление экологической направленности налоговой системы;

4) реформирование системы таможенного регулирования;

5) появление налоговой конкуренции;

6) возрастание роли налогов в международных отношениях;

7) усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов;

8) универсализация всего комплекса фискальных отношений граж­дан с государством и его органами.

Кратко охарактеризуем основные тенденции в развитии налоговых систем. Так, например, либерализация системы прямого налогообложе­ния выразилась в снижении ставки налогов физических и юридических лиц при одновременном расширении базы налогообложения за счет умень­шения числа льгот. С другой стороны, некоторое уменьшение доли пря­мых налогов обусловило повышение значимости косвенных налогов, осо­бенно НДС.

Современная экологическая обстановка все более настоятельно тре­бует введения экологических налогов, которые построены по принципу «платит загрязнитель». В некоторых странах совершенно справедливо введены налоги на выброс в атмосферу углекислого газа и других вред­ных веществ, на бытовые и промышленные отходы.

В реформе системы таможенного регулирования среди мер нетариф­ного регулирования все большее значение приобретает введение нало­гов, прежде всего с протекционисткими целями.

С другой стороны, происходит возрастание роли налогов в междуна­родных отношениях. Действительно, в условиях экономической интегра­ции все более ощутимы такие процессы, как гармонизация и унификация налоговых систем. Особенно нагляден в этом отношении пример стран-участниц ЕС в вопросах применения НДС. Зачастую именно вопросы на­логообложения решают выбор страны и место расположения главного офиса компании. Такая ситуация обусловлена следующей тенденцией в развитии налоговых систем: налоговой конкуренцией, под которой пони­мают создание наиболее благоприятных налоговых режимов в той или иной стране.

В качестве общей черты в развитии налоговых систем 80–90-х годов XX в. нужно обязательно указать солидарные усилия многих государств по борьбе с уклонением от налогов. Многие государства прореагировали на активизацию «теневого капитала» прежде всего через наделение пра­воохранительных органов соответствующими полномочиями по борьбе с налоговыми правонарушениями. Можно привести пример создания та­кой организации стран «Большой семерки», как «Международные силы по борьбе с финансовыми преступлениями».

Наконец, сравнительно недавно появилась новая тенденция в разви­тии налоговых систем, которую известный ученый В. А. Кашин характе­ризует как универсализацию всего комплекса фискальных отношений граждан с государством и его органами. Речь идет, прежде всего, о процессе реорганизации всей системы финансовых, социальных, экономических и других взаимоотношений населения с государством. Среди этих отдельных элементов можно отметить:

1) передачу в ведение налоговых органов учета и регистрации насе­ления (в Швеции);

2) общегосударственного кадастра объектов недвижимости (во Франции);

3) поручение налоговым органам взыскивать с граждан некоторые виды государственных кредитов и контролировать распределение неко­торых видов социальных пособий (в Великобритании);

4) применение регистрационного налога — «в целях учета любых опе­раций с объектами недвижимости», не только продаж, но и договоров за­лога, сдачи в аренду и т.д. (в Италии) аналогичного налога и еще налога «на прописку граждан» (во Франции);

5) поручение налоговой службе представлять интересы государства в любых делах о банкротстве частных фирм (в Швеции);

6) использование статистической базы налоговых органов для фор­мирования общей статистики национальных счетов государства (во Фран­ции, Италии и других странах);

7) вовлечение налоговых органов в борьбу с преступностью (рассле­дование преступлений и преследование преступников по обвинениям в неуплате налогов (в США, Великобритании и других странах);

8) регулирование международных отношений в сфере охраны окру­жающей среды через налоговый механизм Киотского протокола и т.д.

В России в развитие этой тенденции налоговым органам поручено вести регистрацию юридических лиц и частных предпринимателей.

Разумеется, общие тенденции развития налоговых систем обязательно накладываются на особенности каждой отдельно взятой страны. Одной из составляющей таких особенностей является ориентация современных налоговых систем на выполнение тех или иных задач.

В специальной литературе выделяют факторы, определяющие кон­кретные особенности национальных налоговых систем:           

1) исторические;

2) экономические;

3) политические и социальные.

Отметим наиболее важные из них:

1) государственное устройство и административные возможности каж­дого уровня власти в конкретном государстве;

2) степень государственного вмешательства в экономику;

3) характер экономической политики.

Если рассматривать первый фактор – государственное устройство, то в специальной литературе выделяют налоговые системы федератив­ных и унитарных государств.

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Уровни налоговой системы в зависимости от государственного устройства

В ходе дальнейшего анализа налоговых систем можно сделать ряд выводов. Прежде всего, налоги в развитых государствах принимают под разными названиями следующие основные формы:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) подоходный налог с юридических лиц;

3) НДС, налог с оборота;

4) взносы в фонды социального страхования;

5) особые формы налогов на потребление;

6) отдельно рассматриваются поимущественный налог и налог на на­следства и дарения.

Если основываться на теории налогов, то можно увидеть, что в нало­говой системе стран с развитой рыночной экономикой налоги классифи­цируются на две группы (Табл. 2).

Классификация налогов

Прямые

Косвенные

на доходы (прибыль) юрид. лиц

акцизы

на доходы физ. лиц (личный подоходный налог)

ндс, налог с оборота

налоги на доходы от капитала в виде процентов

налоги с продаж

налоги на собственность (имущество)

налоги на сделки

Отдельно выделяют взносы в фонды социального страхования, целе­вые налоги, которые поступают:

1) в бюджетную систему (США);

2) в автономные фонды социального страхования (Национальный стра­ховой фонд в Великобритании, Фонд социального страхования в Германии).

Причем, налоги и взносы в фонды соц. страхования составляют подав­ляющую долю государственных доходов (например, в Великобритании 98%).

В последние два десятилетия XX века общая картина прямого и кос­венного обложения в развитых странах выглядела следующим образом (Табл. 3).

 

Таблица 3

Соотношение между прямыми и косвенными налогами в развитых странах

Прямые налоги преобладают

 

Косвенные налоги преобладают

Более или менее уравновешенная структура

 

Повышение доли прямых налогов

 

Повышение доли косвенных налогов

 

в Голландии, Дании, Люксембурге, Канаде, Новой Зеландии, Швейцарии, Австрии, США, Японии

 

в Норвегии, Франции, Австралии, Италии, Ирландии, Греции и Испании

 

в Норвегии, Италии, Финляндии, Швеции

 

в Велико­британии, Германии, Финляндии, Канаде, Япо­нии и США; в целом по странам ОЭСР

 

в Австралии, Италии и особенно в Швеции

 

Информация о работе Теория и история налогообложения