Теория и история налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций

Описание

Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Теория и история нал обложения.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %[источник не указан 876 дней], что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. [1]).

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.

Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство. Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки - это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НП НН = ------- х 100%, В + ВД  где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.

Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик.

10. Налоговая политика государства. Ее содержание, цели и задачи, основные направления совершенствования.

Налоговая политика государства. Налоговая политика как часть экономической и финансовой политики государства. Налоговая стратегия и тактика. Типы налоговой политики. Политика максимальных, разумных, высоких налогов. Цель, инструменты и основные принципы налоговой политики. Налоговая политика и налоговая стратегия. Основные направления налоговой политики на 2012г и на плановый период 2012-2014гг.

Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Задачи налоговой политики сводятся к:

       обеспечению государства финансовыми ресурсами;

       созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

       сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

Стратегия и тактика налоговой политики

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

       экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

       социальные - перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

       фискальные - повышение доходов государства;

       международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:

1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:

- стабильности налоговой системы;

- одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;

- равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;

- одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

"Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Данный документ является программным и разработан в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. На его основании в действующее законодательство будут вноситься поправки. Напомним, что внесение изменений в законодательство о налогах и сборах запланировано по следующим направлениям:

       налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала;

       мониторинг эффективности налоговых льгот;

       акцизное налогообложение;

       совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями;

       налог на прибыль организаций;

       налогообложение природных ресурсов;

       совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;

       введение налога на недвижимость;

       налоговое администрирование.

 

Для вступления в силу предлагаемых изменений соответствующие законопроекты должны пройти все стадии законотворческого процесса.

В частности, теперь в окончательной версии зафиксировано предложение по снижению страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. На период 2012-2013 годы в качестве временной меры с 34% до 30% снижается ставка взносов, взимаемых с выплат в пользу физлиц, в размере до 512 тыс. руб. в 2012 году и до 567 тыс. руб. в 2013 году. В настоящее время предельная величина облагаемых страховыми взносами выплат в пользу одного работника, исчисленная нарастающим итогом, - 463 тыс. руб. С выплат, превышающих эту сумму, взносы не взимаются.

Как мы сообщали ранее, с сумм, превышающих установленное пороговое значение, тариф взносов составит 10%. Для тех, кто сейчас уплачивает взносы по льготной ставке 26%, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций тариф снизят до 20%. При этом с сумм, превышающих порог, названный выше, взносы будут равны 7%.

Помимо этого, в документе говорится о том, что уже подготовлен законопроект "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Законопроект предусматривает увеличение размера стандартного налогового вычета на каждого третьего и последующего ребенка до 3 тыс. руб. А также планируется отмена стандартного налогового вычета в размере 400 руб., предоставляемого в настоящее время для всех налогоплательщиков.

Что касается НДПИ на газ - запланирован переход к установлению ставки в зависимости от мировой цены на углеводородное сырье (по аналогии с налогообложением добычи нефти), а также с учетом темпов роста внутренних цен на газ.

В части реформирования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения на основе патента планируется:

с 2012 года ввести в действие новую главу 265 "Патентная система налогообложения" НК РФ (данный режим предназначен для применения ИП);

постепенное сокращение сферы применения ЕНВД. Так, с 1 января 2013 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД, исключаются розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. С 1 января 2014 года ЕНВД для отдельных видов деятельности отменяется.

Согласно документу основные элементы налогообложения по налогу на недвижимость уже определены и в настоящее время проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения налоговой базы. Например, физлицам - собственникам жилой недвижимости считается целесообразным предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты. С включением в Налоговый кодекс РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость будет введен в тех субъектах Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. В дальнейшем будет рассмотрен вопрос о применении порядка, предлагаемого для исчисления налога на недвижимость, к исчислению налога на недвижимое имущество организаций.

 

Помимо этого, предусмотрен рост ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию, причем в размере, превышающем инфляцию. В отношении остальных подакцизных товаров сохранятся ранее установленные ставки на 2012 и 2013 гг. с их индексацией на 10% в 2014 г. Планируется ввести льготный порядок налогообложения операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.

11.  Налоговый механизм.

Понятие налогового механизма. Составные элементы. Характеристика элементов налогового механизма. Налоговое планирование. Налоговое регулирование. Характеристика методов налогового регулирования (налоговые каникулы, налоговая амнистия, инвестиционный налоговый кредит, налоговые вычеты, налоговое регулирование, льготы, санкции). Налоговый контроль, общие положения.

 

Элементы финансового механизма:

1) Финансовые методы. Финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов

К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; другие методы. Составным элементом перечисленных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы; процентные ставки; дивиденды; котировки валютных курсов; другие.

Информация о работе Теория и история налогообложения