Теория и история налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций

Описание

Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Теория и история нал обложения.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)


Вопросы по дисциплине "Теория налогообложения"

1. Экономическая сущность и объективная необходимость налогов.

Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.

Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.

Налоги как экономическая категория

Можно дать следующее определение налогам как экономической категории. Налоги по своей сути есть совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (коими выступают физические и юридичес­кие лица) по поводу перераспределения ВВП (ВНП и НД) в це­лях формирования централизованных денежных фондов государ­ства (Черник Д.Г.).

Современное определение налога (кафедра налогов МФА при Правительстве РФ): налог – это экономическая категория, выражающая денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения ВВП, НД страны в связи с формированием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Под финансовыми ресурсами следует понимать фонды денежных средств, направленных на расширенное воспроизводство.

По мнению преподавателей кафедры налогов МФА, налогам как экономической категории присущи такие специфические особенности:

1. устойчивые внутренние свойства (обязательный, законодательно-правовой характер, индивидуальность);

2. закономерности развития, которые характерны для всех стран в силу национальных особенностей;

3. налогам присущи свои отличительные признаки проявления в отличие от других категорий (цена, кредит, финансы).

Любое экономическое явление имеет внешнюю форму своего проявления. Экономическая сущность налогов проявляется по-разному с точки зрения различных участников этих отношений. С позиции государства налоги представляют собой денежные до­ходы государства. С позиции налогоплательщика — это изъятие части его собственного дохода. Причем изъятие принудительное и неэквивалентное. Из этого следует, что между участниками нало­говых отношений неизбежно возникает объективное противоре­чие. Необходимость учета фактической платежеспособности нало­гоплательщика, с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества, на удовлетворение которых и взимается налог, с другой стороны, выражается в основных критериях налогообложения, которые могут быть определены как справедливость, эффек­тивность и простота.

Справедливость налогообложения требует создания условий, при которых плательщики с более высоким уровнем доходов, распола­гающие и увеличенной способностью к уплате налога, действи­тельно уплачивают налог в больших суммах. Справедливость пред­ставляется в вертикальном и горизонтальном аспектах. Вертикаль­ный – предполагает, что налог взимается в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица и с увеличени­ем дохода ставка налога может возрастать. Горизонтальный – озна­чает применение одинаковой налоговой ставки для лиц с одинако­выми доходами независимо от вида источника дохода.

Критерий эффективности означает, что налоговая система дол­жна быть так структурирована, чтобы содействовать максимально возможному экономическому росту производства.

Простота налогообложения выражается в легкости и доступ­ности пониманию широких кругов налогоплательщиков методики расчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчет­ности, в стабильности налогового законодательства и единстве при­менения налоговых правил и налоговой ответственности на терри­тории государства.

Налоги имеют не только экономические, но и правовые формы внешнего проявления. В силу того, что налоговые отношения зат­рагивают важнейшие экономические интересы их участников, они должны быть законодательно закреплены. В современных государ­ствах составной самостоятельной частью финансового права выс­тупает налоговое право.

 

Экономическая природа налогов

Экономическая сущность налогов

Внешние формы проявления налогов

экономические

правовые

Вид финансового платежа с присущими ему отличительными чертами:

1. Обязательность

2. Законодательный характер

3. Безэквивалентность

4. Целевой характер

Экономическая категория. Совокупность отношений между государством и налогоплательщиками по поводу перераспре­деления ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства

1. Доходы бюджета

2. Изъятие части

собственного дохода налогопла­тельщика

Нормы налогового права


 

Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в дохо­дах.

Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствую­щую политику — экономическую, финансовую, социальную, эко­логическую, демографическую и др.

Отношения по по­воду формирования и использования финансовых ресурсов госу­дарства — бюджета и внебюджетных фондов охватывает финансово-бюджетная система. Она призвана обес­печивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделе­нием общества на классы и появлением государства, которому тре­бовались средства на содержание армии, судов, чиновников и дру­гие нужды. В эпоху становления и развития капиталистических отношений зна­чение налогов стало усиливаться, т.к. государству нужны были дополнительные средства.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляю собой часть ВВП, создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса.

Таким образом, через налоги осуществляется перераспределе­ние совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многооб­разие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспре­деления одна — формирование доходной части бюджета государ­ства. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют ос­новные участники производства валового продукта:

• работники, своим трудом создающие материальные и нема­териальные блага и получающие определенный доход;

• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.          

Поэтому экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйству­ющих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с дру­гой стороны, по поводу формирования государственных дохо­дов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного государством валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а в микроэкономичес­ком аспекте налог – это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельно­сти.

В НК РФ сказано, что под налогом понимает­ся обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимае­мый с организаций и физических лиц в форме отчуждения при­надлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финан­сового обеспечения деятельности государства и (или) муниципаль­ных образований. Иными словами, налог основывается на принципах:

 обязательности уплаты налога всеми лицами, определенны­ми в качестве субъектов налогообложения. Законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. В данном случае мож­но говорить и о принудительном характере налога, т.к. обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст.57 КРФ “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”;

 индивидуальности определения величины налога в отноше­нии каждого налогоплательщика;

 безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутст­вие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;

 отчуждения доли денежных средств, принадлежащих органи­зации или физическому лицу.

Кроме того, особенностью налога является то, что он устанав­ливается и взимается государством или специально уполномочен­ными организациями в силу права верховенства, властных полно­мочий.

В НК РФ дается и определение понятия «сбор» — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отноше­нии плательщиков сборов государственными органами, органами местно­го самоуправления, иными уполномоченными органами и долж­ностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (ли­цензий). Главное отличие сбора от налога состоит в отсутствии требова­ния безвозмездной уплаты, т.е. уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком.

Установленное в НК определение достаточно полно характеризует понятие налога.

Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж должен быть законодательно установлен, т.е. взимание налога мо­жет осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.

Кроме того, данное определение страдает еще од­ним серьезным недостатком. Уплата налога жестко увя­зывается с денежной формой его внесения.

Подобная увязка ограничивает возможности упла­ты налога в других формах. Естественно, что денеж­ная форма должна быть и фактически является основ­ной формой уплаты налогов в любой налоговой систе­ме. Но она не может быть и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исклю­чают возможности уплаты налога в натуральной фор­ме. В частности, такое право получают налогоплатель­щики, участвующие в соглашениях о разделе продук­ции, которые платят налог в виде части добытых по­лезных ископаемых.

И последнее. Предусмотренное в данном определе­нии взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или опе­ративного управления денежных средств противоречит КРФ, поскольку согласно Основному за­кону страны лишение имущества может быть произве­дено только лишь по решению суда.

Таким образом, можно дать следующее определе­ние налога: "налог — это обязательный, индивидуаль­но безвозмездный, относительно регулярный и зако­нодательно установленный государством платеж, взи­маемый с организаций и физических лиц в целях фи­нансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований" (Пансков).

Аспекты современного подхода к определению налога.

Эволюция научных взглядов на природу и содержание на­логов.

Прочное вхождение налогов в повседневную жизнь общества заставило ученых задуматься над вопросами о сущности и природе налогов. Эволюция научных взглядов на природу и содержание на­логов сопровождает развитие государства, расширение его функ­ций. В период господства меркантилизма (XV—XVI вв.) налоги рас­сматривались исключительно с позиций частной собственности. Их содержание сводилось к изъятию части дохода, поэтому налоги допускались лишь как экстраординарный случай. Взгляды той эпохи наиболее ярко отражены в высказывании Фомы Аквинского о том, что налоги являются дозволенной формой грабежа.

В XVII в. коренным образом меняются взгляды на экономи­ческую природу налогов, их содержание. Государство оказывает оп­ределенные услуги: защиту от внешних врагов, охрану личной бе­зопасности и имущества граждан. В обмен на эти услуги граждане платят налоги. В ХVII-ХVIII вв. все экономические теории (с уче­том имевшихся модификаций) рассматривали налоги как плату граждан за услуги, предоставляемые государством. Считалось, что уплата налогов представляет собой сделку обмена. Одни теории признавали такой обмен эквивалентным, а другие даже видели выгоду от сделки для граждан. Теория обмена и теория страхования, в соответствии с которыми индивидуум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (теория обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования).  И в том и в другом случае налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды.

Развитие государства в XIX в. привело к тому, что оно переста­ло играть лишь роль «ночного сторожа». Государство производит разнообразные материальные и нематериальные ценности. Эко­номисты признали производительный характер государственных расходов. Немецкая экономическая школа выделила отдельно эко­номическую функцию государства. Услуги, которые производит государство и предоставляет своим гражданам, по природе своей являются благами общественными и неделимыми. Внешняя безо­пасность и внутреннее спокойствие в стране, правосудие и обще­ственная гигиена труда направлены на благо всего общества, и пользоваться ими можно лишь коллективно. В первой половине XIX в. разрабатывается теория наслаждения: “наслаждение” доставляют блага, предоставляемые государством обществу, за что население страны должно платить налоги.

Информация о работе Теория и история налогообложения