Сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание

Налоговый контроль – это контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а так же как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 120.68 Кб (Скачать документ)

В последнее время  каждые три года осуществляется контроль над декларациями о подоходном налоге и о налоге на состояния физических лиц, годовые доходы которых превышают 200 тыс. евро или сумма активов превышает 2,5 млн. евро.

Особую проблему для налогового контроля предприятий представляют международные сделки. Дело в том, что трансфертные цены, т.е. цены трансакций, осуществляемых между предприятиями одной и той же группы, расположенными в разных странах, могут устанавливаться таким образом, чтобы увеличивать прибыли предприятий, размещенных в странах с меньшими налогами, и уменьшать прибыли в странах с более высоким налогообложением. По оценке Евроко-миссии, до 60% мировой торговли осуществляется по трансфертным ценам, которые являются главным инструментом оптимизации налогов или налоговых злоупотреблений, используемым международными группами. Контроль над ними требует определения «справедливых цен», что в большинстве случаев практически является весьма трудной задачей. Следует отметить, что численность выявленных налоговых злоупотреблений у международных групп меньше, чем у других предприятий, что объясняется действием таких факторов, как более жесткий внутренний контроль и внешний аудит этих групп и боязнь риска ухудшения имиджа (так называемого репутационного риска).

В 2008 г. была создана  Национальная делегация по борьбе против налоговых злоупотреблений. Численность досье о налоговых злоупотреблениях, направленных в Комиссию по налоговым нарушениям, составила в 2008 г. 1092, из которых в судебные органы было отправлено 992 досье против 850 в 2000 г. Почти треть этих досье (319) приходилось на долю предпринимателей строительной индустрии, что объясняется распространением в этой отрасли нелегальной (теневой) экономики.

Издержки налогового контроля оцениваются в 1,3 млрд. евро, что равно 27% расходов на управление налоговой системой и 0,4% налоговых доходов. Поскольку потери от налоговых злоупотреблений составляют 15,7 млрд. евро, то даже при коэффициенте их погашения в 40% деятельность по налоговому контролю оказывается для государства весьма рентабельной. Эта рентабельность может быть повышена, если расширить поле проведения налогового контроля и повысить производительность проверяющих. В 2000 – 2008 гг. численность участников внешнего контроля ежегодно уменьшалась на 0,2%, тогда как число проверок увеличивалось на 0,4%.

Для совершенствования налогового контроля Счетная палата рекомендует:

  • ускорить адаптацию методов программирования контроля за счетами, налогами на состояния и международными операциями;
  • лучше учитывать сложность налоговых досье;
  • расширить охват налогоплательщиков контролем;
  • усилить внутренний контроль;
  • ускорить интеграцию и модернизацию информационных систем, особенно относящихся к налоговому контролю и выплате налогов.

Во Франции приняло ряд мер по борьбе с налоговыми злоупотреблениями с использованием «налоговых убежищ». Так, Министерство по бюджету и Министерство экономики, промышленности и занятости подписали соглашения об обмене информацией с 19-ю странами и территориями, которые отказывались от подобной формы сотрудничества. Министерство по бюджету в 2008 г. предложило законодательный механизм, направленный на усиление налогового контроля и наказаний за налоговые злоупотребления через «налоговые убежища».

В случае обнаружения бюджетных нарушений или злоупотреблений Счетная палата устанавливает персональную ответственность государственного бухгалтера. Она имеет право на санкции только в отношении государственных бухгалтеров, которые подчиняются режиму особой ответственности. Во всех других случаях Счетная палата в обязательном порядке направляет дела в Суд по бюджетной и финансовой дисциплине, являющийся административной юрисдикцией, связанной со Счетной палатой. CDBF создан в сентябре 1948 г. для наложения санкций за нарушение государственной бюджетной и финансовой дисциплины. Среди санкционируемых нарушений фигурирует несоблюдение правил сбора бюджетных доходов, в том числе налоговых, расходования бюджетных средств и управления бюджетом. Санкции принимают форму штрафов, информация о которых может публиковаться в «Официальном вестнике Французской Республики». Срок давности нарушений, рассматриваемых CDBF, составляет пять лет. Информация о серьезных нарушениях направляется в прокуратуру для возбуждения судебного дела.

К лицам, которые могут оказаться перед Судом, относятся члены министерских кабинетов, чиновники – распорядители бюджетом, счетные работники, сотрудники, уполномоченные осуществлять контроль над доходами и расходами (государственные и финансовые контролеры), а также лица, участвующие в управлении в органе власти или государственном учреждении. CDBF может присудить им штраф, максимум равный их двухгодичному доходу. В докладе о деятельности CDBF за 2009 г., опубликованном в феврале 2010 г., указывается, что Суд присудил ряд штрафов в размере от 300 до 3 тыс. евро.

Налоговые и контрольные власти направляют сведения об обнаруженных злоупотреблениях в Комиссию по налоговым нарушениям, которая в течение 30 дней может вызвать налогоплательщика для объяснений. Мотивированное мнение CIF направляется в прокуратуру, которая может возбудить судебное дело.

Минимальный срок за налоговое  злоупотребление составляет пять лет заключения и штраф в 37,5 тыс. евро. Если злоупотребление было осуществлено путем приобретения или продажи без счета-фактуры или путем незаконных операций с возвратом НДС, то его участник может наказываться заключением на пять лет« штрафом в 75 тыс. евро. Если в течение пяти лет произойдет рецидив, то его участник может получить 10 лет заключения и выплатить штраф в 100 тыс. евро.

Государственные или министерские служащие, эксперты и аудиторы, являющиеся авторами или консультантами по вопросам налоговых злоупотреблений, подвергаются сначала внутренним дисциплинарным санкциям. К ним автоматически применяются следующие санкции (еще до их возможного осуждения):

  • запрет на участие в работе административных налоговых  комиссий национального и департаментского уровней;
  • запрет на создание и управление ассоциациями или центрами, особенно связанными с экспертными или аудиторскими службами.

Невыплаченные налоги должны быть взысканы. Помимо публикации в «Официальном вестнике Французской Республики», информация о судебных решениях по налоговым злоупотреблениям может публиковаться в течение трех месяцев в многотиражных изданиях, в том числе издаваемых на уровне коммун.

Налоговый контроль во Франции принимает две основные формы: документальный контроль на местах и внешний контроль.

Контроль на местах осуществляется на основе деклараций налогоплательщиков и документов, которые государственные власти могут получить и от третьих лиц. Этот контроль призван установить отсутствие необходимых налоговых деклараций и скорректировать ошибки в поданных декларациях.

Внешний налоговый контроль заключаются в проверке отчетов  предприятий и изучении имущественного положения физических лиц.

Для совершенствования налогового контроля Счетная палата Франции  рекомендует:

1.ускорить адаптацию методов программирования контроля за отчетами, налогами на состояния и международными операциями;

2.лучше учитывать сложность налоговых досье;

3.расширить охват налогоплательщиков контролем;

4.усилить внутренний контроль;

5.ускорить интеграцию и модернизацию информационных систем, особенно относящихся к налоговому контролю и выплате налогов.

В заключение отметим, что  преобразования, проводимые в сфере  налогового администрирования, направлены на изменение приоритетов работы налоговых органов. Сегментации налогоплательщиков для более углубленного налогового контроля, улучшение обслуживания налогоплательщиков, упрощение исполнение налоговых обязательств, оптимизацию организационной структуры и внутренних функций, использование современных информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

В настоящее время в  связи с наличием ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования  контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как  на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в  целом.

Президент Республики Беларусь 16 октября 2009 г. подписал Указ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Документом установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности в Беларуси на основе принципиально новых подходов.

  1. Впервые определен закрытый перечень всех контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора). Органы, не включенные в перечень, проводить проверки субъектов хозяйствования не вправе.

Введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их государственной регистрации (двухлетний мораторий). По исчерпывающим основаниям, перечень которых приведен в Указе, может быть назначена только внеплановая проверка таких субъектов.

3. Существующий порядок назначения плановых проверок на основе периодичности их проведения (не чаще одного раза в год) независимо от добросовестности проверяемого субъекта заменен абсолютно новым механизмом планирования на основе отнесения субъектов хозяйствования к группам риска.

Все субъекты хозяйствования распределены по группам риска на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности. Критерии определены непосредственно в Указе и носят исчерпывающий характер.

Субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой группе риска, будут проверяться не чаще одного раза в год, к средней – не чаще одного раза в 3 года, к низкой – не чаще одного раза в 5 лет. При этом если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства установлено не будет, следующая плановая проверка этого субъекта, отнесенного к высокой группе риска, может быть назначена не ранее чем через 2 года, а отнесенного к средней группе, — не ранее чем через 5 лет.

Такой механизм позволит реализовать  принцип выборочного, а не сплошного  контроля, учитывать при этом степень  соблюдения законодательства проверяемым  субъектом. Сам же процесс планирования проверок перестанет быть сугубо внутренней, конфиденциальной процедурой контролирующих органов, станет открытым для субъектов  хозяйствования. Это позволит им самостоятельно оценивать свою деятельность и принимать  меры для перехода в группу с более  низкой степенью риска.

4. Координация всех плановых проверок возложена на Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы. Как следствие, в течение одного года к одному субъекту в плановом порядке может прийти несколько контролирующих органов только в форме совместной проверки.

5. Ограничен период  проведения проверок – не более  чем за 3 года, предшествующих началу проверки. Такое ограничение позволит минимизировать вмешательство контролирующих органов в деятельность субъектов хозяйствования.

Сам же срок проверки юридических лиц не может превышать 30 рабочих дней, а индивидуальных предпринимателей – 15 рабочих дней.

6. Установлен  исчерпывающий перечень оснований  и должностных лиц, имеющих  право назначать внеплановые  проверки. При этом внеплановая  проверка может быть назначена  только руководителем республиканского  уровня либо одним из его  уполномоченных заместителей в целях проверки имеющейся у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом или совершенном нарушении законодательства.

  1. Закреплена для всех контролирующих (надзорных) органов процедура проведения проверки и оформления ее результатов. Особое внимание уделено гарантиям соблюдения прав и законных интересов проверяемых.
  2. Ограничено проведение рейдовых проверок, которые в настоящее время проводятся на любой территории, в отношении любого субъекта и по любым вопросам. Согласно новому механизму такие проверки могут быть назначены только отдельными органами (всего 8 органов) и только в отношении конкретного субъекта по определенным в Указе вопросам. Проведение проверок без указания конкретного субъекта возможно только на автомобильных дорогах, на торговых местах и в палатках, расположенных на рынках, а также на объектах строительства, но не чаще одного раза в месяц на одной и той же территории.

9. Предусмотрено освобождение субъектов хозяйствования от административной ответственности в случае незначительности совершенных нарушений, принятия мер по их устранению и возмещению причиненного вреда.

10. Усилена ответственность должностных лиц контролирующих (надзорных) органов за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение. В этом случае должностные лица будут нести административную и дисциплинарную ответственность (вплоть до освобождения от занимаемой должности), а при необоснованном назначении проверки из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшей причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, — уголовную ответственность. Сама же проверка в этом случае признается незаконной.

Информация о работе Сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах