Сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание

Налоговый контроль – это контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а так же как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 120.68 Кб (Скачать документ)

Камеральная проверка всегда предшествует документальной и проводится налоговыми органами по месту их нахождения, без привлечения первичных документов, на основе данных бухгалтерской отчетности, расчетов, налоговых деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, представленных налогоплательщиком. Данный вид контрольных мероприятий предполагает применение следующих методов:

  • визуального (формального) контроля;
  • проверки своевременности предоставления расчетов, отчетов, балансов;
  • арифметической проверки;
  • логической проверки;
  • проверки обоснованности применения ставок и наличия документов, подтверждающих право на льготы;
  • проверки полноты и своевременности поступления налогов. Визуальный (формальный) метод заключается в контроле за правильностью оформления документов – заполнением всех необходимых реквизитов, наличием подписей и их расшифровкой (указание должностей, фамилий и инициалов лиц, подписавших данный документ), соблюдением установленных форм расчетов.

Арифметический метод  контроля предполагает проверку правильности арифметических расчетов налогов, цифровой увязки показателей различных форм отчетности.

Логический метод предполагает использование всех данных, имеющихся в распоряжении проверяющего. При этом должно производиться сопоставление отчетных данных разных отчетных периодов, использоваться логическая зависимость одних данных от других, взаимная увязка показателей, отраженных в расчетах по различным видам налогов и внебюджетным фондам в течение одинаковых периодов.

По результатам арифметического, логического и иных методов контроля, путем сопоставления сумм начисленных и уплаченных налогов, устанавливаются суммы к доплате (уменьшению).

Грамотно проведенная  камеральная проверка расчетов налогов  позволяет оперативно решать основные задачи: во-первых, контролировать соблюдение налогового законодательства; вo-вторых, обеспечивать правильность исчисления налогов; в-третьих, способствовать отбору налогоплательщиков, подлежащих последующей выездной (документальной) проверке.

Выездная (документальная) налоговая  проверка проводится по месту нахождения (юридическому адресу) налогоплательщика и предполагает обязательную проверку первичных бухгалтерских документов.

Выездная проверка отличается от камеральной прежде всего глубиной; она проводится за период деятельности, последовавший после проведения предыдущей документальной проверки. При этой проверке используются различные методы контроля, которые избираются проверяющими самостоятельно. Так, помимо методов, применяемых в ходе камеральной проверки, они могут остановиться на аналитическом и синтетическом методах, которые выявляют правильность постановки и ведения бухгалтерского учета, обоснованность и верность записей в отчетных документах. Но шире других используется метод логического контроля. С его помощью сопоставляются отчетные данные с записями в регистрах бухгалтерского учета, устанавливается правильность составления и взаимоувязка бухгалтерских проводок.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным или выборочным способом. При первом способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета за проверяемый период; при втором – часть первичных документов, отобранная по определенному принципу (например, за какой-то период времени), по отдельному участку деятельности предприятия, по конкретному ответственному лицу и т.д. Если выборочная проверка выявляет серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проводится сплошная проверка.

Приемами и методами проведения выездной (документальной) проверки также могут быть:

  • проведение фактической проверки (инвентаризации);
  • контрольный запуск сырья и материалов в производство;
  • контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходования;
  • осмотр офиса, столов, сейфов с целью обнаружения накладных, черновых тетрадей учета и других документов, которые не были представлены к проверке;
  • опрос служащих
  • получение информации извне (например, от таможни о ввозе и вывозе товаров и продукции).

Кроме перечисленных может  применяться метод встречной  проверки, заключающийся в установлении правильности проведения той или иной операции на объекте через партнеров проверяемого, клиентов, участвующих в совершении этой операции, кредитные учреждения.

В случае необходимости проверяющие  могут запросить у юридических  и физических лиц, обладающих соответствующей  информацией, дополнительные сведения или подтверждающие документы, необходимые для полноты проверки, вызвать лиц, обладающих необходимой информацией, для пояснения по материалам проверки.

В обязательном порядке при  проведении документальной выездной проверки применяется метод изучения законности операций – на соответствие произведенных операций действующим законам, инструкциям, приказам, что необходимо для определения реальности и полноты объекта налогообложения.

Внеплановая оперативная  тематическая налоговая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности субъектов хозяйствования и граждан, связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с целью проконтролировать соблюдение законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечение полноты отражения в учете доходов от реализации товаров, готовой продукции и оказания услуг за наличные денежные средства; выявить незарегистрированную предпринимательскую деятельность.

Внеплановая оперативная  тематическая проверки могут быть плановыми и внезапными. Первые проводятся по ежемесячно составляемым графикам с целью профилактики налоговых нарушений; вторые – вне плана, обычно группой проверяющих, и об объекте проверки и маршруте группы заранее знает лишь старший группы.

Основным источником доходов  бюджета любого государства являются налоги и сборы, взимаемые с субъектов  хозяйствования и физических лиц. Поэтому  государство заинтересовано в строгом  контроле за правильностью и полнотой исчисления и уплаты плательщиками обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Для этой цели создаются специальные контролирующие органы, следящие за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, уплатой их в бюджет и внебюджетные фонды и, наконец, за соблюдением налогового законодательства республики.

Юридическое определение  налогового контроля дано в главе 9 Налогового кодекса Республике Беларусь. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов, в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных.

В Республике Беларусь налоговый  контроль осуществляют:

  • государственные контролеры (специалисты органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь);
  • ведомственные контролеры – специалисты контрольно-ревизионных управлений министерств, комитетов и других республиканских органов управления;
  • работники экономических служб предприятия (бухгалтерии, финансового отдела и др.);
  • независимые аудиторы, оказывающие услуги на платной основе.

Специалисты органов, осуществляющих налоговый контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля. В отличие от других органов, занимающихся и другими видами финансового контроля, для Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) главнейшей функцией является именно функция налогового контроля. Ее реализация происходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов. К ним относятся:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;
  • контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;
  • осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;
  • выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства;
  • выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
  • принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет налогов, пеней, наложенных административных штрафов, допричисленных в ходе проверок.

Работа налоговых органов в 2009 г. велась, если так можно выразиться, сразу на нескольких фронтах.

Важно было не только в полном объеме собрать республиканский бюджет, но и параллельно осуществить запланированную работу по упрощению администрирования, внедрению электронных технологий в сферу налогообложения, перестройке системы контроля. Сделав ставку на повышение качества обслуживания плательщиков, создание комфортных условий для исполнения ими налоговых обязательств, налоговая служба внесла свой вклад в стимулирование предпринимательской активности, привлечение инвестиций, скорейшее преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса.

В 2009 г. в консолидированный  бюджет Республики Беларусь поступило 46,6 трлн. руб. (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь). Налоговыми органами при этом обеспечен сбор 32,7 трлн. руб., или 70,1 % доходов консолидированного бюджета.

Традиционно преобладающую  часть контролируемых налоговыми органами платежей формируют плательщики г. Минска. В 2009 г. их вклад в бюджет составил более 40 %. На долю Минской области приходится 13,8 % всех платежей, Гомельской — 13,2 %, Витебской области — 12,5 %, остальных регионов республики — 20,4 %.

Роль регионов в формировании доходов консолидированного бюджета, контролируемых налоговой службой представлен на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1. – Роль регионов в формировании доходов  консолидированного бюджета, контролируемых налоговой службой, за 2009 г.

Источник – [22, с.5].

Всего в формировании бюджета  приняли участие 3,3 мил. плательщиков, из них – 14408 тыс. организаций, 21906 тыс. индивидуальных предпринимателей и свыше 2,9 мил. физических лиц.

От организаций поступило 31,4 трлн. руб., что составляет 95,9 % контролируемых налоговой службой доходов бюджета. Валообразующими организациями перечислено в бюджет 6,6 трлн. руб., или 21,2 % всех платежей от юридических лиц. Организации банковского и страхового секторов экономики уплатили 814,7 млрд. руб., обеспечив 2,6 % поступлений от организаций. На долю организаций малого предпринимательства приходится 5,1 трлн. руб., или 16,3 % поступлений  от юридических лиц. Свыше 35 тыс. предприятий малого бизнеса, или 45 % от общего количества, применяют упрощенную систему налогообложения. Их вклад в бюджет составил 760,0 млрд. руб., или 2,4 % всех платежей организаций [22, c. 5].

Индивидуальными предпринимателями обеспечено 800,4 млрд. руб., или 2,4 % доходов бюджета. Более половины индивидуальных предпринимателей являются плательщиками единого налога. За счет платежей от данной категории сформировано 501,9 млрд. руб., или 62,7 % общей суммы поступлений от индивидуальных предпринимателей. От индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а это почти 20 % их численности, привлечено в бюджет 171,8 млрд. руб., или 21,5 % всех средств, поступивших в бюджет от индивидуальных предпринимателей. Вклад физических лиц (без учета поступлений подоходного налога, удержанного и перечисленного в бюджет налоговыми агентами) составил 542,2 млрд. руб., или 1,7 % доходов бюджета, контролируемых налоговыми органами.

Почти 80 % доходов бюджета  сформировано за счет налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, подоходного налога с доходов физических лиц, акцизов, отчислений в инновационные фонды, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога на недвижимость, экологического и земельного налогов предложены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. – Структура  доходов консолидированного бюджета  Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов  налогов за 2009г.

Источник – [22, с. 5].

Платежи, поступившие в  добровольном порядке, составили 31,0 трлн. руб., или 94,8 % от общей суммы доходов бюджета.

За счет мер принудительного  взыскания, проведения контрольных  мероприятий, взаимозачетов налоговых обязательств плательщиков и финансовых обязательств государственных органов управления в бюджет привлечено 1,7 трлн. руб., или 5,2 % контролируемых налоговыми органами поступлений.

Информация о работе Сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах