Сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание

Налоговый контроль – это контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а так же как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 120.68 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Налоговый контроль – это контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а так же как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.

В Республике Беларусь порядок  осуществления налогового контроля регламентирован Налоговым кодексом, в котором определены его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановки их на учет, переучета и  снятия с учета, обязанности банка, связанные с учетом налогоплательщиков, обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Налоговым кодексом определены права обязанности ответственность  налоговых органов за свои действия, а также полномочия и ответственность  таможенных органов и органов  службы налоговой полиции.

Необходимость, осуществления  налогового контроля объясняется рядом  причин: значительным недополучением налогов и сборов в государственный бюджет; несовершенством и нестабильностью самого налогового законодательства и нормативных документов, следствием чего является внесение большого количества изменений, отмена отдельных положений; нечеткими формулировками и противоречиями в некоторых нормативных документах, дающими основания двойственного толкования вопроса об уплате налога, и позволяющими отдельным налогоплательщикам уйти от уплаты налога или уменьшить его размер; несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету; недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предпринимателей в области налогообложения; преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением их суммы.

Считаю тему данного исследования очень актуальной, особенно в условиях до конца не определенного мирового финансово-экономического кризиса, когда  вопросы наполняемости Государственного бюджета стоят особенно остро.

Объект исследования: экономические  отношения, складывающиеся по поводу организации  и функционирования налогового контроля в Республике Беларусь и в зарубежных государствах.

Предмет исследования: налоговый  контроль как экономическая категория.

Цель исследования: изучения механизма функционирования налогового контроля.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить экономическую сущность, функции, формы и органы финансового контроля;
  • проанализировать сравнительный анализ системы организации налогового контроля в Республике Беларусь и за рубежом;
  • разработать пути совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь.

Материалы и выводы, изложенные в работе основываются на материалах учебных пособий, учебников, монографий, периодических изданий, таких как  Налоги Беларуси, «Налоговый вестник», «Бухгалтерский учет», «Бизнес и  банки», «Финансы», «Юрист» и другие.

В работе использованы научные  сведенья следующих авторов: Александров  И. М., Белоусова Е. А., Евстигнеев Е. Н., Зубченко Н. Е., Косолапов А. И., Лещенко С. К., Пилипенко А.А. и др.

В ходе исследования и обобщения  результатов работы применялись  общенаучные методы (формальной и  диалектической логики, системный подход, сравнительный метод) и специальные  научные методы исследования (критического анализа используемых источников, хронологический, статистический).

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает 52 с., 3 рисунка, 24 источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ И ОРГАНЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Государство оформляет объективные финансовые отношения в виде нормативных актов, имеющих силу субъективного закона. Финансовые отношения государства с субъектами хозяйствования, в частности, закрепляются действующим налоговым законодательством. Организовав финансовые отношения, государство контролирует их исполнение, анализирует информацию о результатах, совершенствует эти отношения с целью дальнейшего развития.

Понятие финансового контроля весьма широко. Финансовый контроль включает в себя следующие составные элементы: налоговый контроль, валютный, таможенный, бюджетный, контроль за ценными бумагами и др. Каждый элемент финансового контроля как часть общего имеет свою специфическую область применения, самостоятельные задачи и функции.

 По мнению автора  Пилипенко А. А. : «Налоговый контроль — это контроль правильности и своевременности уплаты налогов и сборов, установленных действующими законодательными актами. Он является составной частью финансового контроля и представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, обязанными контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством» [18. с. 35].

Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.

Объектом налогового контроля, с одной стороны, являются финансовые отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, а с другой — государством в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет. Субъектами налогового контроля являются плательщики налогов и сборов и иные обязанные лица.

Порядок осуществления налогового контроля регулируется законодательно.

Формы проведения налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, подразделяются на:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы налогового контроля, предусмотренные законодательством.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение  информации о налогоплательщике (плательщике  сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Наиболее эффективная  форма налогового контроля – налоговые  проверки соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и  сборов, полноты и своевременности  внесения их в бюджет, обоснованности применения льгот. В зависимости  от характера и способов проведения они подразделяются на камеральные выездные.

Камеральная налоговая проверка производится в отношении всех налогоплательщиков по месту нахождения налогового органа на основе бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщикам, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Цель камеральной проверки – определение полноты представленного  отчета, правильности заполнения всех форм отчетности, правильности составления  расчетов (деклараций) по налогам, об обоснованности применения ставок налогов и использования налоговых льгот, а также проверка логической связи между отдельными формами отчетности. При ее проведении уделяется арифметическим расчетам по проверке правильности определения налоговой базы и суммы налога.

Камеральные проверки обычно проводятся отделом камеральных  проверок налоговой инспекции. Проверка может осуществляться в течении трех месяцев со дня предоставления налогоплательщикам налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не установлены иные сроки.

Конкретные приемы и способы  проведения камеральных проверок определяются самими налоговыми органами, исходя из первоочередных задач обеспечения  более полного сбора налогов  и сборов, накопленного опыта контрольной  работы и наличия квалифицированных  кадров.

На основе результатов  ежеквартально проводимых камеральных  проверок в налоговом органе создается  информационный банк данных о финансово-хозяйственной  деятельности организаций, используемый при составлении плана проведения выездных налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения  руководителя (его заместителя) налогового органа, как правило, как правило, с налоговым планом работы налоговой инспекции и квартальными графиками проверок. В случае необходимости она может проводится вне установленного графика (реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика, получение информации о грубых нарушениях налогового законодательства). Выездная налоговая проверка проводится, как правило, в месте нахождения налогоплательщика с использованием для проверки всей необходимой бухгалтерской и иной документации в целях уточнения данных отчетов и расчетов о налогах, предоставленных в налоговую инспекцию. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года.

Для сокращения расходов на выездные проверки и повышения финансовой и правовой отдачи от них налоговые  службы применяет различные методики отбора налогоплательщиков для проверок.

По мнению авторы Пилипенко  А. А. : «Первоочередной проверке подвергаются организации, которые, по имеющимся  в налоговой инспекции данным, наиболее вероятно являются нарушителями налогового законодательства, а также  организации, работающие в течении длительного времени с убытком или получающие чрезмерно большую прибыль» [17, с. 124].

Налоговый контроль это контроль правильности и своевременности  уплаты налогов и сборов, установленных  действующими законодательными актами. Он является основной частью финансового  контроля и представляет собой совокупность контрольных мероприятий проводимых налоговыми и иными органами, обязанными контролировать соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

Государство как обязательный субъект налоговых правоотношений опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами. В настоящее время налоговый контроль от имени государства осуществляют специализированные государственные органы, которым в соответствии с налоговым законодательством предоставлены полномочия по проведению мероприятий налогового контроля в отношении организаций и физических лиц.

В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь в число участников налоговых отношений включаются:

  • Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогом и сборам Республики Беларусь;
  • Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни;
  • государственные органы республиканского управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин).
  • Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы – при решении вопросов, относимых к их компетенции.
  • Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) – республиканский орган государственного управления, обладающий правами юридического лица, в пределах своей компетенции проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения.

Министерство по налогом и сборам Республике Беларусь и его территориальные органы, инспекции областей, инспекции по Минску, инспекции по городам и районам образуют единую централизованную систему налоговых органов.

Руководители территориальных  органов МНС Республики Беларусь назначаются министром Республики Беларусь по налогам и сборам. Инспекции МНС по городам, районам и районам в городах являются самой массовой структурной единицей. Эти подразделения представляют собой управленческие структуры, которые лишь организуют и контролируют процессы сбора налога. Они являются юридическим лицом, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, исполняют обязанности, выступают истцами и ответчиками.

Информация о работе Сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах