Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью данной научной работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые необходимо решить в ходе настоящего исследования:
Изучение содержания, принципов построения и изменения налоговой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 6
Экономическая сущность налогов и их функции.Классификация налогов. 6
1.2История возникновения отечественного налогообложения в Республике Беларусь. 10
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 15
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь. 15
2.2 Проблемы налоговой системы РБ и пути их решения. 29
2.3 Совершенствование налоговой системы в 2011году. 30
2.4 Сравнительный анализ налоговых систем Европейских стран и республики Беларусь. 36
2.5 Изменение налоговой нагрузки за 2011год. 40
3.ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В 2012-2015 ГОДУ. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налогообложение предприятий.docx

— 158.22 Кб (Скачать документ)

По налогу на прибыль в общую систему  налогообложения включены доходы юридических  лиц от реализации (погашения) ценных бумаг; отменено для целей налогообложения нормирование расходов на аудит и расходов на подготовку кадров; выявленные в текущем налоговом периоде суммы прибыли (убытков) прошлых налоговых периодов будут учитываться для целей налогообложения в налоговой декларации текущего месяца; введена уплата налога на прибыль учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования, исходя из фактических результатов работы за год с суммы превышения доходов над расходами. Для упрощения порядка налогообложения доходов граждан и снижения налоговой нагрузки на них, с 1 января 2009 года по подоходному налогу с физических лиц, была введена линейная (единая) ставка в размере 12 процентов и увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35 тыс. рублей до 250 тыс. рублей в отношении доходов, не превышающих 1500 тыс. рублей в месяц.

        В отношении доходов индивидуальных предпринимателей установлена линейная (единая) ставка в размере 15 %.

Установлено ежемесячное исчисление облагаемого  дохода и налоговых вычетов, что  позволило отменить необходимость  представления справки о размерах начисленных доходов и удержанного  налога при смене в течение  года места работы (службы, учебы) и  значительно сократить сферу  декларирования. Введен новый социальный налоговый вычет в размере  до 2 базовых величин в месяц  на уплату страховых взносов по договорам  добровольного страхования жизни  и дополнительной пенсии, добровольного  страхования медицинских расходов.

       Из состава объектов обложения государственной пошлиной исключены выдача дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика для открытия банковских счетов в связи с отменой процедуры выдачи плательщикам такого дубликата, а также выдача разрешения на продление сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеэкономическим операциям. Также упрощен порядок постановки на учет в налоговых органах отдельных организаций и физических лиц.

      Существенные изменения коснулись налога на недвижимость. Из объектов обложения налогом исключена активная часть основных производственных фондов. Это призвано создавать налоговые стимулы модернизации и технического перевооружения производства. Однако, несмотря на все изменения в налоговой системе Республики Беларусь  в 2009 году один из наиболее признаваемых в мире инвестиционных рейтингов – «Doing Business» подвёл итоги о налоговой политики и сообщил, что Беларусь заняла последнее, 183-е место из 183 стран в общемировом рейтинге режима налогообложения, определяющем сложность систем исчисления и уплаты налогов. В планах государства стали задачи радикального улучшение рейтинга по условиям налогообложения в исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации “Doing Business-2013″.

И первым шагом к улучшению налоговой системы нашей страны стал основной налоговый закон прямого действия - Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, который был введен в действие 1 января 2010 года

С принятием  Особенной части Налогового кодекса  Республики Беларусь с 1 января 2010 года отменены такие налоги как:

 -сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции;

- продовольствия и аграрной науки;

- местный налог с продаж товаров в розничной торговле;

- налог на приобретение автотранспортных средств;

- местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.

В целях  компенсации выпадающих доходов  бюджета в связи с реализацией  указанных мероприятий по упрощению  налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС с 18% до 20%. Чтобы нивелировать отрицательные последствия такой меры, Особенной частью НК предусмотрено сокращение сроков зачета (возврата) сумм превышения налоговых вычетов с 1 месяца до 5 рабочих дней. Отменено обязательное ведение книги покупок для принятия к вычету входного налога. А плательщикам, у которых годовая валовая выручка не превысит 3 815 млн. руб., предоставлено право самостоятельно выбирать - ежемесячно либо ежеквартально платить этот налог. От НДС освобождены также бытовые услуги, оказываемые населению.

Реализованные за истекший период 2010 года мероприятия  в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение  налоговой системы Республики Беларусь.

Важным новшеством является  отмена нормирования расходов на рекламу, информационные, консультационные и маркетинговые услуги. Все плательщики получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль - ежеквартально или ежемесячно. Еще одно важное изменение - снижение до 12% ставки налога на прибыль от реализации долей (паев, акций) в уставном фонде белорусских организаций.

 В два раза, с 24 до 48 базовых величин в год, увеличен стандартный вычет по страховым взносам по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 5 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов, с 15% до 12% снижена ставка подоходного налога по получаемым гражданами дивидендам.

Следует отметить, что с 2010 г. отменены целевые сборы из прибыли (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города) и одновременно введен сбор на развитие территорий, облагаемый также по ставке 3 % от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

С целью ликвидации «перекосов» в исчислении земельного налога в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь «Об отдельных  вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные  участки, находящиеся в государственной  собственности». Указом предусмотрено применение на всей территории республики комбинированных ставок земельного налога. Такой порядок предполагает порог размера кадастровой стоимости земельного участка, ниже которого плательщик уплачивает земельный налог по фиксированной ставке (1 200 000 рублей за гектар - по общественно-деловой, производственной и рекреационной зонам и 80 000 рублей за гектар - по жилой многоквартирной и жилой усадебной зонам). В случае если кадастровая стоимость земельного участка выше установленного порога, применялись ставки земельного налога, предусмотренные в процентах от кадастровой стоимости в размерах согласно приложению к Указу.

Для упрощения  порядка исчисления земельного налога количество ставок по видам земель сокращено Указом с 48 до 12.

По налогу на недвижимость существенных новшеств нет.

Произошло повышение ставок акцизов  на алкогольную продукцию и табачные изделия. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов — вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 г. условий поставки нефти сырой, а также установлением нулевой ставки на вывозимые с территории Республики Беларусь за пределы государств — участников Евразийского экономического сообщества товары, выработанные из углеводородного сырья, поставляемого из иных стран.

В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой  системы с целью ее упрощения  и сближения по составу налогов  с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений  в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

За последние 5 лет:

- отменено 26 налогов и платежей, включая «оборотные налоги» с выручки;

- реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы.

- завершена кодификация налогового законодательства и с 1 января 2010 года введен в действие основной налоговый закон прямого действия — Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь.

В целом анализ налоговых  новшеств позволяет сделать вывод  об упрощении белорусской системы налогообложения за счет отмены отдельных платежей и снижения трудоемкости исчисления налогов. Это, вероятно, позволит нашей налоговой системе уйти с последнего, 183 места, в рейтинге, составляемом международными финансовыми организациями.

Налоговая нагрузка в 2009-2010 году ( таблица 2).

 

Таблица 2. Величина и структура налоговой  нагрузки на экономику

Республики  Беларусь в 2009-2010 гг.

 

Показатели

 

2009 г.

 

2010 г.

 

Отклонение, п.п.

(+/-)

 

в%кВВП

 

Налоговая нагрузка, в том числе:

30,1

27,5

-2,6

косвенные налоги

13,8

13,6

-0,2

прямые налоги

8,0

8,2

+0,2

смешанные налоги

2,3

1,8

-0,5

прочие налоговые  доходы, сборы, пошлины

6,0

3,9

-2,1

 

Источник: ( периодическое издание «Налоги  Беларуси»)

Вывод: снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов. Как мы видим, произошли большие изменения. Если сравнивать показатели налоговой нагрузки  2010 года с 2006 годом, то явно видно, что она очень снизилась, это говорит о том, что наша страна стоит  на правильном пути к усовершенствованию налоговой системы.

     Однако существенные снижения налоговой нагрузки предусматриваются на 2011-2015 годы. Поэтому есть необходимость и дальше упрощать и «облегчать» наши налоги, к примеру, снизить ставку налога на прибыль, отменить налог с продаж, ввести ежеквартальную уплату основных налогов НДС и налога на прибыль - без всяких лимитов по выручке, убрать ограничения для вычетов по НДС, расширить вычеты по подоходному налогу и др.

Тем не менее, важно констатировать, что сейчас в Беларуси есть налоговая конституция: Общая и Особенная части Налогового кодекса.

 

 

2.2 Проблемы налоговой системы РБ и пути их решения

 

Согласно  опубликованным данным Всемирного банка Doing Business в 2009 году налоговая система Беларуси заняла 183 место среди 183 стран мира. Этот показатель не лучшим образом отразился на статусе развития нашей страны. Даже несмотря на все преобразования сделанные в 2009-2010 году основными проблемами отечественного налогового законодательства оставались следующие.

Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоемкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует и довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. В торговле с Россией, к примеру, одних заявлений надо представлять в налоговую инспекцию аж 3 экземпляра плюс требуется их электронная версия.

Информация о работе Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития