Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью данной научной работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые необходимо решить в ходе настоящего исследования:
Изучение содержания, принципов построения и изменения налоговой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 6
Экономическая сущность налогов и их функции.Классификация налогов. 6
1.2История возникновения отечественного налогообложения в Республике Беларусь. 10
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 15
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь. 15
2.2 Проблемы налоговой системы РБ и пути их решения. 29
2.3 Совершенствование налоговой системы в 2011году. 30
2.4 Сравнительный анализ налоговых систем Европейских стран и республики Беларусь. 36
2.5 Изменение налоговой нагрузки за 2011год. 40
3.ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В 2012-2015 ГОДУ. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налогообложение предприятий.docx

— 158.22 Кб (Скачать документ)

 

 

2.5 Изменение налоговой нагрузки за 2011год

 

В январе-марте 2011 г. величина налоговой нагрузки на экономику составила 30% к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. сократилась на один процентный пункт ( таблица 4).

 

Таблица 4. Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в  первых кварталах 2010 и 2011 годов

 

Показатели

1 квартал 2010 г.

1 квартал 2011 г.

Отклонение,                            п.п (+/-)

в % к ВВП

Налоговая нагрузка в том числе:

31,0

30,0

-1,0

косвенные налоги

14,0

11,7

-2,3

прямые налоги

7,5

10,2

2,7

смешанные налоги

2,9

2,6

-0,3

прочие доходы,сборы

6,6

5,5

-1,1

 

 

 

Источник: (периодическое издание «Налоги  Беларуси»,№22 Стр.57)

Вывод: снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста — 107,2 %) по отношению к росту ВВП (темп роста — 110,9 %). В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с I кварталом 2010 г. он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин — на 1,1 процентного пункта.

Одновременно  удельный вес прямых налогов и  сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного  пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в I квартале текущего года, кроме уплаченного налога за IV квартал (декабрь) 2010 г., также поступили  текущие платежи в размере 1/4 годовой  суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 г. (в 2010 г. уплата налога за I квартал  производилась по

Объем поступлений  в бюджет косвенных налогов и сборов, которые по

своей экономической  природе являются надбавкой к  цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 %, а их доля в ВВП  уменьшилась с 14 до 11,7%.

В общей сумме  платежей этого вида 74 % приходится на НДС. Структура косвенных налогов и сборов приведена  (рисунок 1).

 

 

Источник: (периодическое издание «Налоги  Беларуси»,№22 Стр.58)

 

Темп роста  поступлений НДС составил 95,2 %, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 %. Отрицательная динамика поступлений обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста — 129,4 %) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста — 126,1 %) в основном за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 %, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм

Также отменены ограничения по принятию к вычету уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, не принятых к вычету в предыдущих налоговых периодах.

Кроме того, в 2011 г. отменена обязанность плательщиков уплачивать

НДС периодическими платежами при превышении суммы налога за месяц 40 тыс. евро, а также всем плательщикам независимо от размера выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога, В первом квартале 35,5 тыс. субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога,

тогда как в  аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тыс.

плательщиков. Более 19 % общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их поступления сократились на 15,5 %, а удельный вес в ВВП с 2,9 % до 2,2 %. Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических платежей по акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 г., в счет уплаты текущих платежей. По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи снизились на 17,2 %, а их удельный вес в ВВП — с 0,2 % до 0,1 % по причине снижения в 2011 г. ставки налога с 2 % до 1 % в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».

Кроме того, с 2011 г. отменен налог на услуги, удельный вес которого в первом квартале 2010 г. составлял 0,1 % в ВВП. В то же время налога при упрощенной системе налогообложения уплачено на 32,4 % больше, чем в аналогичном периоде 2010 г., что связано с расширением сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло на 20 %. В результате удельный вес этого налога в ВВП увеличился с 0,5 % до 0,6 %.

По остальным  косвенным налогам и сборам, к которым относятся консульский, гербовый и курортный сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления также выросли на 20,3%, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 г.-0,1 %.

Удельный вес прямых налогов и сборов, объектами обложения которыми

являются доходы и собственность, составил 10,2 % в  ВВП, темп роста

поступлений — 150,4 %, Структура прямых налогов и  сборов (рисунок 2).

 

 

 

 

 

Источник: (периодическое издание «Налоги  Беларуси»,№22 Стр.59)

 

 

В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес — более 54 % — занимает налог на прибыль. Поступления его возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП — с 3,4 % до 5,5 %. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена

изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.

Не менее значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который занимает 41 % в группе прямых налогов. Темп роста поступлений составил 137,2 %, удельный вес увеличился с 3,4 % до 4,2 % в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 19,2 % фонда заработной платы в целом по республике.

В общей сумме  прямых налогов и сборов 12,5 % принадлежит имущественным налогам — налогу на недвижимость и земельному налогу, поступления которых увеличились соответственно на 29,8 % и 23,8 %. Удельный вес этих налогов в ВВП повысился соответственно с 0,8 % до 0,9 % и с 0,5 % до 0,6 %.

Также выросли платежи по налогу на доходы (темп роста — 134,8 %) и налогу на игорный бизнес (111,7 %). Вместе с тем их доля в ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 % и 0,1 %.

Отрицательная динамика поступлений сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц — снижение на 5,7 %. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога (темп роста числа индивидуальных предпринимателей составил 99,5 %, физических лиц — 97,8 %). Удельный вес налога сохранился на уровне 2010 г. — 0,2 % в ВВП.

Следует отметить, что с 2011 г. отменен такой местный платеж как сбор на развитие территорий, который в I квартале 2010 г. составлял 0,2 % в ВВП, а также исключена из состава налоговых доходов бюджета плата за размещение наружной рекламы.

Что касается смешанных налогов, сборов, отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости и соответственно оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется конкретный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и результатами хозяйственной деятельности.

 

Доля смешанных  налогов в ВВП составила 2,6 %, темп роста — 97,5 %, их структура (рисунок 3).

 

 

 

 

 

Источник: (периодическое издание «Налоги  Беларуси»,№22 Стр.60)

 

 

 

В общей сумме  смешанных налогов почти 71 % приходится на отчисления в инновационные фонды, темп роста которых составил 77,2 %, причем их доля в ВВП сократилась  с 1,2 % до 0,8 %. Снижение платежей обусловлено  уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам

Министерства  связи и информатизации, Министерства энергетики, Министерства промышленности и концерна «Белнефтехим». Кроме  того, с 2011 г. отменена обязанность уплаты отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства негосударственными организациями, осуществляющими деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов. Почти 23 % принадлежит экологическим платежам (с учетом налога на добычу (изъятие) природных ресурсов), поступления которых снизились на 36,1 %, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,4 % до 0,3 %. Сокращение поступлений связано с изменением законодательства в части из объектов налогообложения экологическим налогом переработки нефти и нефтепродуктов, перемещения по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом. Кроме того, с 2011 г. экологический налог за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % и летучих органических соединений, а также производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона исключены из состава налоговых доходов бюджета. Темп роста прочих смешанных отчислений и сборов, к которым отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей, составил 106,9 %, удельный вес по сравнению с 2010 г. не изменился и сложился на уровне 0,1 % в ВВП.

Информация о работе Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития