Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание

Целью данной научной работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые необходимо решить в ходе настоящего исследования:
 Изучение содержания, принципов построения и изменения налоговой системы.
 Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 6
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции.Классификация налогов. 6
1.2История возникновения отечественного налогообложения в Республике Беларусь. 10
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 15
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь. 15
2.2 Проблемы налоговой системы РБ и пути их решения. 29
2.3 Совершенствование налоговой системы в 2011году. 30
2.4 Сравнительный анализ налоговых систем Европейских стран и республики Беларусь. 36
2.5 Изменение налоговой нагрузки за 2011год. 40
3.ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В 2012-2015 ГОДУ. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налогообложение предприятий.docx

— 160.68 Кб (Скачать документ)

 

Источник : (Налоги и налогообложение. Учебник Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь.

[2 Стр.44]

  

 

Вывод: величина налоговой нагрузки в Республике Беларусь на протяжении формирования налоговой системы была высокой, но несмотря на проделанную работу по облегчению, по итогам 2005-2006 года она не особо снизилась это говорит лишь о том, что необходимо как можно больше было делать упор на изменение налогового законодательства и упрощения в целом налоговой политики. И уже в 2006 году работа по дальнейшему совершенствованию налоговой системы приобрела более активный характер.

Третий этап. Была принята «Программа социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы». .[18]

 Основной задачей, являлось выработка предложений стратегического и стимулирующего характера об обеспечении стабильности налоговой системы, исключении множественности документов в сфере налогообложения, а также включающие реальные меры по упрощению налоговой системы и снижению налогового давления на экономику.

Предложения по совершенствованию налогового законодательства были направлены на упрощение как  налоговой системы Республики Беларусь в целом, так и порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, а также  на решение проблемных вопросов налогообложения  с учетом результатов практического  применения норм налогового законодательства.

В результате количество нормативных правовых актов  Министерства по налогам и сборам Беларуси сокращено на 87.

С 2007 года были отменены два налога на фонд заработной платы:

- чрезвычайный  налог;

- отчисления  в государственный фонд содействия  занятости 

Которые взимались  единым платежом в размере 3% от фонда  заработной платы. Также были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Изменен порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых организаций путем включения данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль. Сбор на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья (включен в состав экологического налога). Упрощен порядок взимания экологического налога, отменено взимание акцизов на ювелирные изделия.

В апреля 2007 г.был  принят Указ Президента Республики Беларусь № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц», который направлен на оказание дополнительной государственной поддержки  и улучшение материального положения  многодетных семей и семей, воспитывающих  детей-инвалидов. Указом предусмотрено  предоставление родителям, воспитывающим 3-х и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов, стандартного налогового вычета по подоходному  налогу с физических лиц в размере 4 базовых величин на каждого ребенка.

Был принят Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения»:

  • Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Налоговой базой является валовая выручка, а ставка составляет 2 %.
  • Налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения. Налоговая ставка равна 10 % валовой выручки.
  • Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных

физических  лиц. Базовые ставки этого налога установлены в евро за месяц 

осуществления деятельности.

  Существенно расширены условия применения упрощенной системы налогообложения.

С 2008 года в Республике Беларусь был реализован комплекс мер по совершенствованию и упрощению налоговой системы, снижению фискального давления на экономику и усилению стимулирующей функции налогообложения. Отменены налог с пользователей автомобильных дорог, 3 местных сбора (за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки Минстройархитектуры.

Кроме того, снижен размер ставки подоходного налога с 20 % до 15 % в отношении доходов, полученных плательщиками не по месту основной работы.

Сокращена периодичность преставления налоговых  декларации и сроков уплаты отдельных  налоговых налогов, существенно  упрощены процедуры налогового администрирования. Для стимулирования предпринимательской  деятельности в сельской местности, малых и средних городских  поселениях предоставлены широкомасштабные налоговые льготы.

  Таким  образом, можно всё проанализировать и сказать, что за прошедшие 16 лет произошло снижение ставок практически по всем основным налогам, несколько улучшилась структура налогообложения за счет объединения ряда налогов, уплачиваемых от одной налоговой базы, ужесточились штрафные санкции за налоговые нарушения.

Благодаря проведённым реформам в налоговой системе с 2003 по 2006 годы, количество налогов по сравнению с начальным, существенно сократилось и составило 23 в том числе (19 республиканских и 4 местных). Также по данным Министерства по Налогам и Сборам в нашей стране было отменено 12 платежей в бюджет, в том числе 5 платежей в 2008 году. Однако наша налоговая система оставалась всё ещё далёкой от систем зарубежных стран. И перед государством стала задача построить максимально простую и понятную налоговую систему, которая соответствовала бы стандартам развитых стран с учётом специфики национальной экономической модели.

Поэтому с 2009 по 2010 года начался процесс особого реформирования, а правильнее сказать совершенствования налоговой системы.

С 2009 года изменения в налоговой системе еще более значительны. Была введена система электронного налогового декларирования, что значительно сократило издержки по подаче налоговых деклараций, их заполнению и расчету налогов. .[11, с.3-7]

К данной системе было подключено более 58,4% плательщиков (почти 50 тыс. субъектов). Введена единая ставка подоходного налога в размере 12 %, в связи, с чем было отменено совокупное декларирование доходов физическими лицами. Была усовершенствована упрощенная система налогообложения.

С 2009 года снижена ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 % до 1 % от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг). Из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 процентов, а также уменьшена с 5 % до 3 % ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Реализация данных мероприятий позволила в 2009 г. снизить налоговую нагрузку на 1,3 % ВВП.

В Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и  дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» также обеспечена реализация комплекса  мероприятий по дальнейшему упрощению  налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов  и сборов.

По земельному налогу установлено взимание земельного налога по самовольно занятым землям (кроме земель сельскохозяйственного  назначения) в десятикратном размере; учитывая сезонный характер работы садоводческих  товариществ, для них установлен один срок уплаты земельного налога не позднее 22 августа календарного года.

По налогу на добавленную стоимость упрощены условия налогообложения реализации имущественных прав и неиспользуемого  имущества; исключена необходимость  подачи плательщиками уточненных налоговых  деклараций (расчетов) за прошлые налоговые  периоды. А также ставка НДС снизилась с 20 % до 18 %

По налогу на прибыль в общую систему  налогообложения включены доходы юридических  лиц от реализации (погашения) ценных бумаг; отменено для целей налогообложения нормирование расходов на аудит и расходов на подготовку кадров; выявленные в текущем налоговом периоде суммы прибыли (убытков) прошлых налоговых периодов будут учитываться для целей налогообложения в налоговой декларации текущего месяца; введена уплата налога на прибыль учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования, исходя из фактических результатов работы за год с суммы превышения доходов над расходами. Для упрощения порядка налогообложения доходов граждан и снижения налоговой нагрузки на них, с 1 января 2009 года по подоходному налогу с физических лиц, была введена линейная (единая) ставка в размере 12 процентов и увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35 тыс. рублей до 250 тыс. рублей в отношении доходов, не превышающих 1500 тыс. рублей в месяц.

        В отношении доходов индивидуальных предпринимателей установлена линейная (единая) ставка в размере 15 %.

Установлено ежемесячное исчисление облагаемого  дохода и налоговых вычетов, что  позволило отменить необходимость  представления справки о размерах начисленных доходов и удержанного  налога при смене в течение  года места работы (службы, учебы) и  значительно сократить сферу  декларирования. Введен новый социальный налоговый вычет в размере  до 2 базовых величин в месяц  на уплату страховых взносов по договорам  добровольного страхования жизни  и дополнительной пенсии, добровольного  страхования медицинских расходов.

       Из состава объектов обложения государственной пошлиной исключены выдача дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика для открытия банковских счетов в связи с отменой процедуры выдачи плательщикам такого дубликата, а также выдача разрешения на продление сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеэкономическим операциям. Также упрощен порядок постановки на учет в налоговых органах отдельных организаций и физических лиц.

      Существенные изменения коснулись налога на недвижимость. Из объектов обложения налогом исключена активная часть основных производственных фондов. Это призвано создавать налоговые стимулы модернизации и технического перевооружения производства. Однако, несмотря на все изменения в налоговой системе Республики Беларусь  в 2009 году один из наиболее признаваемых в мире инвестиционных рейтингов – «Doing Business» подвёл итоги о налоговой политики и сообщил, что Беларусь заняла последнее, 183-е место из 183 стран в общемировом рейтинге режима налогообложения, определяющем сложность систем исчисления и уплаты налогов. В планах государства стали задачи радикального улучшение рейтинга по условиям налогообложения в исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации “Doing Business-2013″.

Информация о работе Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития