Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание

Целью данной научной работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые необходимо решить в ходе настоящего исследования:
 Изучение содержания, принципов построения и изменения налоговой системы.
 Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 6
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции.Классификация налогов. 6
1.2История возникновения отечественного налогообложения в Республике Беларусь. 10
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 15
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь. 15
2.2 Проблемы налоговой системы РБ и пути их решения. 29
2.3 Совершенствование налоговой системы в 2011году. 30
2.4 Сравнительный анализ налоговых систем Европейских стран и республики Беларусь. 36
2.5 Изменение налоговой нагрузки за 2011год. 40
3.ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В 2012-2015 ГОДУ. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налогообложение предприятий.docx

— 160.68 Кб (Скачать документ)

по срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. .[9]

 

 

    1. История возникновения отечественного налогообложения в

Республике  Беларусь

 

 

Начало создания налоговой системы Республики Беларусь связано с образованием суверенного государства Республики Беларусь. С 1 января 1992 года была введена система налогообложения вступил в силу Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а позже ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в стране («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» , «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «О платежах за землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.). Создание национальной налоговой системы способны обеспечить сбор налогов для финансирования первоочередных нужд экономики и социальной сферы и это стало на том этапе жизненно необходимой задачей.

В 1992 году налоговая система  включала в себя 39 налогов в том  числе (32 республиканских и 7 местных  налогов и сборов). Были установлены следующие основные налоги:

• налоги на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо);

• на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц);

• имущественные налоги на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи);

• взносы на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости). Рассмотрим кратко основные налоги:

  • НДС был введен в 1992 году вместо налога с оборота и налога с продаж. Объектом обложения тут выступали обороты по реализации товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением освобождаемых от налогообложения). Изначально ставка налога составляла 28% потом 25%. Впоследствии происходило снижение ставок налога. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные, стороны договора простого товарищества филиалы и представительства, индивидуальные предприниматели, предприятия и физические лица.
  • С 1992 года в качестве одной из форм косвенного налогообложения применяются акцизы на отдельные группы товаров. Вначале было 30 товарных групп: спирт, различные сорта вин, коньяк, пиво, табачные изделия, мех натуральный, бензин, сырая нефть, телевизоры, холодильники, грузовые автомобили, азотные удобрения и т.д. Ставка составляла от 10 % до 75% в зависимости от вида и группы. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, индивидуальные предприниматели, стороны договора простого товарищества.
  • Налог на прибыль, которым облагается прибыль от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Ставка налога на прибыль 1999 году составляла 25 % в дальнейшем постоянно менялась. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, стороны договора простого товарищества.
  • Подоходный налог с физических лиц, уплата которого осуществлялась из совокупного дохода физических лиц в денежной и натуральной форме, полученного в течение календарного года. Ставки подоходного налога составляли 9, 15, 20, 25, 30 %, а также существовали фиксированные суммы налога. Плательщики: граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.
  • Налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов, удерживаемый у источника дохода в размере 15 %. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, простые товарищества, хозяйственные группы.
  • Земельный налог, который взимается с земельного участка, предоставленного в установленном порядке во владение, пользование или собственность. Плательщики: юридические, физические лица как отечественные так и иностранные.
  • Налог на недвижимость. Этим налогом облагается стоимость основных

средств, являющихся собственностью или находящихся  во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства по годовой ставке 1 %, а также стоимость принадлежащих  физическим лицам жилых домов, садовых  домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений по годовой  ставке 0,1 %. Плательщики: юридические, физические лица как отечественные так и иностранные филиалы и представительства.

  • Экологический налог объектом налогообложения являются: объёмы добываемых из природной среды ресурсов, объёмы выбросов загрязняющих веществ, объёмы переработанных нефти нефтепродуктов. Ставка за 1 тонну или 1 куб.м. Плательщики: юридические лица, индивидуальные предприниматели,

филиалы и  представительства.

    • Налог с продаж автомобильного топлива, которым облагаются операции по реализации на территории нашей страны автомобильного топлива. Ставка этого налога равняется 20 % от стоимости реализуемого топлива. Плательщики:  юридические лица как отечественные так и иностранные стороны договора, простого товарищества, филиалы и представительства, индивидуальные предприниматели
  •    Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости. Налоговой базой является фонд заработной платы, а ставка была 5 %. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, индивидуальные предприниматели, филиалы и представительства.
  • Отчисление на социальное страхование организации и предприятия оплачивали  35% от фонда оплаты труда, 1% удерживается из заработной платы работников. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, индивидуальные предприниматели.

Кроме того, были введены такие целевые платежи: "чернобыльский" налог, государственные  пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки  НИОКР, отчисления в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов. Установленные размеры ставок основных налогов находились в пределах, соответствующих мировой практике. Исключение составляли лишь некоторые акцизы и подоходные налоги с предприятий по отдельным видам деятельности.  Законом "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" устанавливался круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставления льгот. С начала 1994 года в законе включены положения о том, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно актами специального налогового законодательства, а с 1994 года введен обязательный учет и государственная регистрация налогоплательщиков. В том же году был принят закон, регламентирующий деятельность государственной налоговой инспекции. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Но особенно существенным изменениям подверглись внебюджетные фонды. Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышали стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводило к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. В целях обеспечения наибольших сборов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения:

- выручку  от реализации продукции, работ  и услуг, что оказывало наиболее  сильное искажающее воздействие  на экономику ;

- заработную  плату, что также давало негативное  последствия. Населению приходило  находить различные пути, чтоб уйти от оплаты налога, что существенно отражалось на доходах государства.

Структура ставок подоходного налога (9-30%) была основана на предпосылке, что люди, имеющие  более высокие доходы, должны не только платить больше в абсолютных суммах, но и отдавать в виде налогов  большую долю своих доходов. Практиковалось  многократное обложение разными налогами одной и той же базы, что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики. Наличие в Беларуси оборотных налогов и платежей (к ним, в частности, относились отчисления в республиканский фонд единого налога для производителесельскохозяйственной продукции (ставка 2%); налог с пользователей автомобильных дорог (ставка 1%); целевые сборы на финансирование жилищно-инвестиционных фондов со ставкой 0,5%, как раз и является одной из причин снижения рентабельности и увеличения числа убыточных предприятий.

Информация о работе Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития