Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание

Целью данной научной работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые необходимо решить в ходе настоящего исследования:
 Изучение содержания, принципов построения и изменения налоговой системы.
 Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 6
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции.Классификация налогов. 6
1.2История возникновения отечественного налогообложения в Республике Беларусь. 10
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 15
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь. 15
2.2 Проблемы налоговой системы РБ и пути их решения. 29
2.3 Совершенствование налоговой системы в 2011году. 30
2.4 Сравнительный анализ налоговых систем Европейских стран и республики Беларусь. 36
2.5 Изменение налоговой нагрузки за 2011год. 40
3.ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В 2012-2015 ГОДУ. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налогообложение предприятий.docx

— 160.68 Кб (Скачать документ)

Неоправданно  высокая доля косвенных налогов  в доходах бюджета, что существенно  удорожала цену товара. В те годы в развитых странах доля косвенных  налогов в доходах бюджета, как  правило, не превышала 30%, а в Беларуси - 55-60%.  Необходимо отметить также, что в 1992 году налоговая система формировалась ещё и в условиях нарастающего экономического кризиса, который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Уровень налоговой нагрузки на экономику в 1993 году по показателям составлял 65,0% в то время он был очень высокий .

Отчасти такой уровень налоговой нагрузки на экономику объясняется тем, что  налоговые поступления являются основным источником доходов бюджета  Республики Беларусь. В тоже время  в развитых странах основу доходов  бюджета также составляют налоги, однако, уровень налоговой нагрузки на экономику в большинстве из них был предельно ниже.

Таким образом можно  сказать, что государству необходимо было направить все усилия на снижение налоговой нагрузки так как это неблагоприятно отражалось на экономику страны. Мало было ввести налоговую систему, необходимо было её создать как можно более  эффективной, стабильной и простой для налогоплательщиков. .[8]

 

2.НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1  Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь

 

Налоговая система  представляет собой совокупность налогов  и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а  также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение  налогового законодательства.

Перед Республикой Беларусь стала задача разработки и развития эффективной налоговой политики, и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Наиболее наглядно очертить контуры реформирования налоговой системы нашей страны  и показать наиболее прогрессивные направления ее совершенствования представляется возможным сквозь призму истории, так как  именно в ее контексте можно четче увидеть все то, что уже сделано, и понять то, что еще необходимо сделать. Рассмотрим по этапам, основные моменты развития и изменения налоговой системы, на примерах нескольких налогов, а в  особенности основных.

Первый этап. Реформирования созданной в 1992 – 1994 годах налоговой системы начался с принятия Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1996 г. № 464, которым были утверждены Основные направления «Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы», [16] предусматривающие конкретные меры по преобразованию налоговой системы страны и снижению налоговой нагрузки. Указанным документом были определены следующие основные задачи:

- совершенствование  структуры и сокращение количества  применяемых налогов за счет  отмены малоэффективных сборов  и отчислений в различного  рода целевые бюджетные и внебюджетные  фонды;

- существенная  модернизация методов расчета,  механизмов и принципов взимания  таких основных налогов, как  налог на добавленную стоимость,  акцизы, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;

Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно. В  качестве основной формы решения  была избрана подготовка проекта  Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного по основным принципам  и положениям с аналогичным документом, уже действующим в Российской Федерации. С введением кодекса  планировалось реально повысить эффективность налоговой системы: с одной стороны, добиться достаточных  и стабильных поступлений в бюджет, а с другой – снизить налоговое  давление на экономику и ограничить негативное воздействие налогов  на рост производства, инвестиций и  экспорта.

В течение 1997 – 2001 годов были осуществлены следующие  крупные преобразования налоговой системы.

Отменен сбор на содержание государственной пожарной службы и налоги на валютную выручку, отчисления в фонд содействия конверсии военного производства. Декретом Президента Республики Беларусь от 10 марта 1997 года № 6 «Об упорядочении предоставления льгот юридическим и физическим лицам Республики Беларусь по налогам и таможенным платежам» установлен единый унифицированный порядок предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот, направленный на ограничение их применения.

В течение 1998 – 2001 годов практически все внебюджетные фонды (за исключением Фонда социальной защиты населения) были преобразованы в целевые бюджетные фонды, ставка чрезвычайного налога снижена до 4 %.

С начала 1998 года введена в действие новая редакция Закона Республики Беларусь «Об акцизах», предусматривающая введение ставок по ряду подакцизных товаров и применение общепринятых механизмов взимания акцизных сборов,  они взимаются по единым ставкам для отечественных и импортных товаров. Перечень подакцизных товаров помимо традиционных (алкогольных напитков, табачных изделий и моторного топлива) стал включать ювелирные изделия и легковые автомобили. С 1999 года введён единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (сельхозналог). Ставка единого налога устанавливалась в размере 2% от валовой выручки филиала или иного обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет. С 1999 года введен налог с продаж автомобильного топлива, зачисляемый в дорожные фонды, с одновременной отменой отчислений от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта. Введена в действие новая редакция Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц», в соответствии с которой осуществлен переход к исчислению этого налога исходя из совокупного годового дохода и введено всеобщее декларирование доходов, существенно либерализована шкала ставок этого налога (максимальная предельная ставка снижена до 30 %).Основная ставка налога на прибыль в 1999-2000 гг. была равна 25 %.

с 1 января 2000 года новой редакцией Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную  стоимость» введена общепринятая в  мировой практике зачетная система  взимания налога на добавленную стоимость, одновременно с введением новой системы взимания налога на добавленную стоимость. Вместо налога на прибыль и налога на добавленную стоимость был введен специальный налог на доходы, уплачиваемый банками, страховыми и другими финансовыми организациями в размере 30% с налоговой базы, включающей помимо прибыли расходы на оплату труда, амортизацию и износ нематериальных активов. Ставка налога на доходы юридических лиц по операциям с ценными бумагами установилась в размере 40 %.

В результате всех проведенных преобразований в  республике к началу 2001 года была сформирована новая структура налогообложения, практически создана систематизированная  нормативно-методическая база налогообложения, которая, несмотря на ее объемность, позволяла  плательщику найти ответ практически  на любой вопрос, возникающий при  исполнении им налоговых обязательств. Тем не менее, уже на данном этапе  явно просматривалась необходимость  дальнейшего сокращения количества налогов, рационализации их структуры, оптимизации налогооблагаемой базы, упрощении механизма исчисления и процедуры взимания.

Второй этап. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427 Об утверждении « Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы» . [17]

Были поставлены задачи реформирования не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса РБ.

Кроме этого, данным программным документом было определено, что реформирование налоговой  системы должно быть направлено на обеспечение устойчивого экономического роста, снижение налоговой нагрузки.

Первым результатом  работы в обозначенном направлении  стало принятие и введение в действие с 1 января 2004 года Общей части Налогового кодекса. В данном акте законодательства были систематизированы и законодательно закреплены основные понятия, термины, категории, составляющие понятийный и терминологический фундамент налоговых отношений, а также определен исчерпывающий перечень республиканских и местных налогов, сборов и пошлин, установлены единые принципы налогообложения. Введение в действие Общей части Налогового кодекса явилось одним из ключевых моментов унификации налоговых законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации. Наметились реальные возможности для осуществления перехода к единой налоговой политике, единым принципам взимания налогов вне зависимости от местонахождения налогоплательщиков на территории Союзного государства, в том числе в вопросах порядка установления налогов, учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением налогового законодательства.

Кроме этого  в Республике Беларусь значительное внимание уделялось вопросам совершенствования введенного в 2000 году зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость, а также велась работа по переходу на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения в торговых взаимоотношениях с Российской Федерацией. Вся сложность решения этого вопроса заключалась в том, что между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, как членов Союзного государства, отсутствовал пограничный и таможенный контроль, а значит нужно было создавать особый механизм контроля за движением товарных потоков между государствами и уплатой косвенных налогов. Заключительным этапом в этой работе явилось подписание 15 августа 2004 года Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг и создание механизма контроля за взиманием косвенных налогов с участием налоговых органов обоих государств. Значимость этого события заключалась в значительном росте поступлений данных налогов в бюджет республики.

Кроме вышеуказанных  в течение 2001 – 2005 годов были осуществлены следующие крупные преобразования в налоговой сфере:

- расширена  база налогообложения действующих  платежей в бюджет посредством  сокращения льгот по налоговым  платежам как индивидуального,  так и категориального характера;

- снижены  ставки налога на прибыль с  30% до 24%, единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции с 5 % (с 2002 года) до 2 %, налога на добавленную стоимость с 20 % (с 2003 года) до 18 %;

- вместо  взимания налога на приобретение  бензина и дизельного топлива  и налога с продаж автомобильного  топлива увеличены на эквивалентную  сумму акцизы на автомобильное  топливо;

- отменены  сборы на формирование местных  целевых бюджетных жилищно-инвестиционных  фондов и на финансирование  расходов, связанных с содержанием  и ремонтом жилищного фонда,  в результате чего общая ставка  целевых платежей с выручки  уменьшена с 3,9 % до 3 %;

- отменены  сборы с физических лиц в  пунктах пропуска при пересечении  ими государственной границы Республики Беларусь.

В результате данных преобразований на начало 2006 года сформировалась новая структура  налогообложения.

Нельзя  не упомянуть об уровне налоговой  нагрузке на экономику. Приведена (таблица 1).

 

 

Таблица1. Налоговая нагрузка за 2005-2006 г.

Показатель

2005 г.

2006 г.

Отклонение(+/-)

Уровень централизации  с учетом отчислений   ФСЗН, % к  ВВП

48,4

48,3

0,1

Налоговая нагрузка с учетом отчислений в ФСЗН, % к ВВП

43,7

42,8

-0,9

Косвенные налоги, % к ВВП

18,9

17,8

-1,1

Прямые налоги, % к ВВП

9,5

9,2

-0,3

Смешанные налоги, % к ВВП

3,7

4,1

0,4

Отчисления в  ФСЗН, % к ВВП

11,6

11,7

0,1

Информация о работе Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития