Состав и структура налоговых органов. Принцыпы организации налоговой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание

Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

налоги.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

2. В  течение 5 дней со дня поступления  этих сведений налоговый орган  ставит организацию на учет (п. 2 ст. 84 НК РФ). 

3. В  этот же срок налоговый орган  обязан выдать налогоплательщику  или направить ему по почте  уведомление о постановке на  учет по форме N 09-1-3, установленной  Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178. В этом уведомлении,  в частности, будет указан КПП, который налоговый орган присвоит организации при постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств организации (п. 2.1.4 Приказа). 

  • Уплата  налогов по месту нахождения имущества

Как известно, местом нахождения имущества признается (п. 5 ст. 83 НК РФ): 

* для  морских, речных и воздушных  транспортных средств - место  (порт) приписки или место госрегистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника  имущества; 

* для  остальных транспортных средств - место их госрегистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества; 

* для  иного недвижимого имущества  - место фактического нахождения  имущества. 

         По месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, где налогоплательщик будет стоять на учете в налоговых органах, он должен платить ряд налогов .

  • Что касается объектов обложения налогом на игорный бизнес

         С 2005 года существенно изменился и порядок постановки на учет объектов обложения налогом на игорный бизнес. До этого года их постановка на учет осуществлялась в налоговом органе по месту регистрации организации, то есть она связывалась именно с ним, а не с местом использования этого объекта и ведения соответствующей деятельности.

         С этого года порядок регистрации указанных объектов в налоговом органе изменился. Каждый такой объект должен быть зарегистрирован в налоговом органе по месту его установки. Представляется, что изменения вызваны тем, что налог на игорный бизнес является региональным, а ст. 369 НК РФ, определяя минимальный и максимальный предел налоговых ставок за один игровой стол, автомат и кассу, право установления ставок в этом пределе отдала субъектам РФ. Естественно, организации было выгодно зарегистрироваться именно в том регионе, где эта ставка была минимальной, минимизируя тем самым налоговые платежи. 

Сроки и порядок взыскания  налоговой недоимки с граждан

         Некоторые налогоплательщики-граждане иногда не уплачивают в положенный срок налоги. В связи с этим у них возникает недоимка по налогам. Согласно ст.11 НК РФ: «недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок».

Одной из священных обязанностей налогоплательщика  согласно ст.23 НК РФ является обязанность: «уплачивать законно установленные налоги».

         Задача же налоговых органов контролировать правильность и своевременность уплаты налогов и сборов. Ст.32 НК РФ устанавливает перечень обязанностей налоговых органов, в числе которых, обязанность: «осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов».

         Таким образом, неуплата в срок налога – это нарушение требований НК РФ. На что налоговые органы обязаны своевременно реагировать. Правила и порядок данных действий налоговиков установлен в НК РФ.

         Уплата налога, по общему правилу, прекращает обязанность налогоплательщика по уплате налога, об этом сказано в ст.44 НК РФ. НК РФ обязывает налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не установлено законом.

         Ст.45 НК РФ: Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно». Налоговый орган, установив, что налогоплательщик не исполнил надлежащим образом возложенную на него обязанность вправе начать принудительную процедуру взыскания недоимки. Первый шаг налоговиков – это выставление налогоплательщику требования об уплате соответствующего налога. Ст.45 НК РФ: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога».

         Важное значение имеет то обстоятельство, что требование должно быть направлено не позднее истечения трех месяцев после срока уплаты налога. Ст.70 НК РФ: «Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

         В данном требовании устанавливается срок уплаты налога и срок исполнения требования, а также указывается сумма недоимки по налогу и размер пеней за просрочку уплаты налога, плюс к этому налогоплательщик предупреждается о мерах в случае неисполнения требования.

         По истечении установленного в требовании срока, но не позднее 60 дней от даты, указанной в требовании, налоговики вправе приступить ко второму шагу принудительной процедуры.

         Следует сразу пояснить, что с физических лиц недоимка взыскивается строго в судебном порядке. Ст.45 НК РФ: «Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке».

         Это означает, что налоговики обязаны обратиться с иском в суд. Для обращения в суд также установлены строгие сроки. Это шесть месяцев. Ст.48 НК РФ: «3. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога».

         Этот срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. Это означает, что предъявление иска налоговым органом за пределами данного срока влечет безусловный отказ в иске. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: «…данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа….».

         На практике возникают споры о моменте начала течения данного срока. Главное установить – истек ли этот срок. Представляется, что начало течения шестимесячного срока - день истечения 60-дневного срока для принудительного внесудебного взыскания налоговой недоимки. Т.к. именно с момента окончания этого срока у налоговиков утрачивается право на бесспорное взыскание недоимки и одновременно появляется право на судебное взыскание недоимки в исковом порядке.

         Этот подход подтверждает ВАС РФ. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указало: «срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм». Как видно, процедура взыскания недоимки достаточно жестко регламентирована по срокам. Налоговые органы должны соблюдать установленные налоговым законодательством процессуальные сроки. В противном случае налоговики не смогут возложенные на них задачи.

         Как было указано – налоговики обязаны предъявить иск к налогоплательщику – гражданину о взыскании недоимки по налогам, что четко установлено в ст.48 НК РФ. Хотя терминология страдает.

         До этого налогоплательщику направляется требование об уплате налога, ст.69 НК РФ: «1. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени».

         Неуплата налога в срок – влечет образование налоговой недоимки. Как видно, законодатель в статьях НК РФ редко использует термин «налоговая недоимка». Почти всегда пишется - «взыскание налога, иск о взыскании налога». Кажется, что это не имеет никакого практического значения, т.к. налоговая недоимка – это сумма налога, не уплаченная в срок. Поэтому, можно писать «взыскать налог».

         Но проблема в том, что налог может быть не уплачен в полной сумме, но может быть и то, что неуплачена только часть налога. В любом случае будет присутствовать налоговая недоимка. Но тогда недопустимо использовать словосочетание «взыскание налога». Юридически правильно использовать термин «взыскание налоговой недоимки»

         Ст.69 НК РФ, где прописан порядок выставления требования, говорит «о неуплаченной сумме налога», хотя ст. 69 НК РФ называет документ, посылаемый налогоплательщику - «Требование об уплате налога и сбора». Название нужно изменить и требование должно называться – так – «требование об уплате налоговой недоимки». Это исходит из того, что данное требование высылается именно при наличии недоимки.

         Ст.48 НК РФ говорит - «иск о взыскании налога…». При буквальном толковании можно подумать, что иск предъявляется только в том случае, если неуплачен весь налог – т.е. вся сумма налога. Очевидно, что не написано – «иск о взыскании неуплаченной суммы налога» или «иск о взыскании налоговой недоимки». Термины различаются. Это имеет определенное значение и ниже будет показано почему.

         Налоговая недоимка по НК РФ – сумма налога. Ясно, что налоговая недоимка может составлять целиком неуплаченный налог – тогда налоговая недоимка будет составлять всю сумму налога. Налоговая недоимка может составлять и часть суммы налога. Но это всегда будет налоговая недоимка. Различен лишь ее размер - в одном случае – размер недоимки составляет всю сумму налога, в другом случае – только какую-то часть суммы налога.

         Иск не может быть о взыскании налога – будет иск о взыскании неуплаченной в срок суммы налога (недоимки). Следовательно, в ст.48 НК РФ и других статьях более правильно было сформулировать так - «иск о взыскании налоговой недоимки…» или «неуплаченной сумму налога». Это юридически верно и четко, т.к. налог, который не уплачен во время, представляет собой налоговую недоимку конкретного налогоплательщика.

         Налогоплательщики обязаны по общему правилу самостоятельно и добровольно уплачивать все налоги. Налоги не взыскиваются судами. Взысканию подлежит именно налоговая недоимка, но никак не сам налог. Форма – судебная, исковой порядок. Это тоже важно. Ст.48 НК РФ говорит об иске. Ст.69 НК РФ: «2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки». Это верно.

         Налоговая недоимка = неуплаченная сумма налога – это равнозначные термины. Но в чем же практическая разница? На первый взгляд кажется никакой. Есть одно важное обстоятельство, которое нужно учитывать. Присутствует некоторая несогласованность в законодательстве относительно порядка взыскания налоговой недоимки с граждан в судебном порядке.

         ГПК РФ – это гражданско-процессуальный кодекс РФ, который устанавливает правила судопроизводства. Есть очень интересная глава кодекса - Глава 11. СУДЕБНЫЙ ПРИКАЗ. Ст.122 ГПК РФ дает перечень случаев, когда можно обратиться за выдачей судебного приказа.

         Один из таких случаев - заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

         Таким образом, в соответствии со ст.122 ГПК РФ налоговая недоимка с граждан может быть взыскана посредством вынесения судебного приказа при обращении налогового органа.

         Разница между судебным приказом и решением суда огромная. Судебный приказ выносится без извещения сторон в течение 5 дней с момента поступления соответствующего заявления. Это означает, что гражданин даже не будет знать, что против него вынесен судебный приказ. Бесспорный порядок вынесения судебного приказа.

         Но приказ отменяется по формальным признакам – достаточно подача в суд заявления о несогласии с вынесенным приказом. Ст.129 ГПК РФ. Наличие возражения налогоплательщика – приказ отмене. Налоговый орган вправе подать иск в суд.

         Но это все теория и несогласованность, т.к. закон – НК РФ – установил, хотя и с неясностями, что налоговики обязаны предъявлять именно иск в суд. Разбирательство в этом случае происходит с извещением сторон и при всестороннем, полном и объективном исследовании материалов дела. Причем, налоговики (истцы) не обладают абсолютно никакими преимуществами в судебном процессе. Равенство сторон в процессе.

Информация о работе Состав и структура налоговых органов. Принцыпы организации налоговой службы