Состав и структура налоговых органов. Принцыпы организации налоговой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание

Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

налоги.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

1. Состав и структура  налоговых органов.  Принципы организации  налоговой  службы.

 

         Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

         Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных органов. Территориальными органами МНС РФ являются: 

1) управления  Министерства РФ по налогам  и сборам по субъектам РФ; 

2) межрегиональные  инспекции Министерства РФ по  налогам и сборам; 

3) инспекции  Министерства РФ по налогам  и сборам по районам, районам  в городах, городам без районного  деления; 

4) инспекции  Министерства РФ по налогам  и сборам межрайонного уровня.    

         МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов я других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.

         МНС РФ также осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Указ  Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314«системе и структуре федераль-ных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20.05.2004 г.) закрепил, что после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу. Функции МНС РФ по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также по, ведению разъяснительной работы по российскому налоговому законодательству будут переданы Министерству финансов РФ.

         В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, I полномочиями налоговых органов обладают: 1) таможенные органы; 2) органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

         Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.

         Термин налоговые органы охватывает только органы МНС, поскольку есть путаница на практике, когда под налоговыми органами понимают не только МНС, но и иные органы. Так вот, из НК совершенно очевидно, что под налоговыми органами понимаются только органы МНС. Это означает, что налоговая полиция, таможенные органы и органы внебюджетных фондов к налоговым не относятся.

        На сегодняшний день налоговые органы представляют собой единую централизованную систему налоговых органов. Характеристика этой системы как единая означает, что никаких иных налоговых органов не может существовать, кроме МНС. Речь идет о субъектах РФ и о местном самоуправлении. Субъекты Федерации создавать собственные налоговые органы права не имеют. Что касается местного самоуправления, здесь сложнее вопрос. Есть закон о финансовых основах местного самоуправления, где предусмотрено создание муниципальных налоговых служб. Однако эта норма противоречит НК и применению не подлежит. Поэтому если муниципальные органы создают налоговые органы или налоговые службы, то НК и Закон о налоговых органах РФ на эти местные органы не распространяется. Характеристика этой система как централизованной означает, что в МНС действует только вертикальное подчинение. Нижестоящий налоговый орган подчиняется вышестоящему и двойного подчинения эти органы не имеют, то есть налоговая инспекция МНС по Санкт-Петербургу в состав Администрации Санкт- Петербурга не входит, у нее нет горизонтального подчинения. Исключением из этого правила является налоговая инспекция г. Москвы. В свое время в 1992 году был указ президента, по которому налоговая инспекция по Москве имеет двойное подчинение, то есть она подчиняется и Лужкову, и министру по налогам и сборам. Этот указ сильнее всех последующих законов, кодексов и т.д. и до сих пор налоговая инспекция по Москве имеет двойное подчинение. Это то исключение, которое, тем не менее, не опровергает общего правила.

         Последняя характеристика системы налоговых органов заключается в том, что МНС имеет трехзвенную систему.  

  • На федеральном  уровне это само министерство, возглавляемое  министром, министр назначается  президентом. Таким образом, этот орган входит в число тех федеральных органов исполнительной власти, которые непосредственно подчиняются президенту.
 
  • На уровне субъектов Федерации создаются  управления МНС по субъектам Федерации  и инспекции МНС по субъекту Федерации. Первоначально была практика, что каждый субъект Федерации имеет свой территориальный орган, но в последующем стали происходить изменения. Кроме того, на уровне субъектов Федерации могут создаваться межрегиональные инспекции МНС. Это тот уровень управления, который на сегодняшний день привязан к федеральным округам, где подобный межрегиональный орган может создаваться и уже создается.
 
  • Наконец, на третьем уровне – на местном  – создаются инспекции по налогам  и сборам по районам, районам в  городах и городам без районного  деления. В целом и основном это совпадает с уровнем местного самоуправления, за исключением таких ситуаций, как Москва и Санкт-Петербург, где организация местного самоуправления иная, поэтому в Питере такого совпадения нет. Кроме того, практика привела к тому, что эти инспекции могут создаваться на межрайонном уровне. Как правило, в субъектах Федерации, где район – это огромная территория, а население маленькое (речь идет о Дальнем Востоке), там могут создаваться межрайонные управления МНС.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Организация контрольной работы государственной налоговой инспекции. Учёт и отчётность по налогам. Особенности контроля по налогам предприятия и физических лиц.  

         Управление налогообложением - это одна из важнейших сфер научно-практических исследований, являющаяся частью общей теории и практики управления. При научном подходе понятие "управление налогообложением" может быть раскрыто с двух сторон. Во-первых, это совокупность законодательных норм и правил, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов (ст. 2 Налогового кодекса РФ). Во-вторых, это система государственных органов управления, к числу которых относятся и налоговые органы.

         Основываясь на постулатах теории управления, можно утверждать, что налоговый контроль является одной из функций управления налогообложения. Вместе с тем он является также необходимым условием эффективного налогового менеджмента.

         Цель налогового контроля - препятствие уходу от налогообложения, в целом процесса неизбежного, но управляемого. И управляемого именно налоговыми органами - посредством организации контрольной работы.

         При осуществлении своей  работы  государственные  налоговые  инспекции руководствуются  определенным  перечнем  нормативно-правовых  актов.  Данный перечень изменяется и дополняется в связи с  переменами  в  экономической  и политической ситуации в стране.

         На  первом  месте  стоит  основной  закон  страны  -  Конституция  РФ.

Содержащиеся  в нем нормы, регулирующие  налоговые  отношения,  имеют  высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории  РФ.  Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих  как  организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

         С 1 января 1999 г. вторым по  значимости  является   Налоговый кодекс

Российской  Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. Кодекс  устанавливает систему  налогов и сборов, взимаемых в  федеральный  бюджет,  а  также  общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации, в том числе:

      1) виды налогов и сборов, взимаемых  в Российской Федерации;

      2) основания возникновения (изменения,  прекращения)  и  порядок  

          исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

    3) принципы  установления, введения в действие и прекращения  

        действия         ранее  введенных налогов и сборов  субъектов   

        Российской Федерации и местных   налогов и сборов;

      4) права  и  обязанности   налогоплательщиков,  налоговых   органов  и  

        других участников отношений,  регулируемых законодательством о  

        налогах и сборах;

      5) формы и методы налогового  контроля;

      6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

      7) порядок обжалования актов налоговых  органов и  действий 

        (бездействия)  и их должностных  лиц. 

        В настоящее время  Налоговый  Кодекс  является  определяющим  в  сфере налоговых отношений и при осуществлении налогового контроля.       До 1 января  1999  г.  перечисленные  выше  положения  регулировались

несколькими основными законами, в их числе: Закон РФ от 21 марта 1991 г.  «О Государственной налоговой службе РСФСР»;  Закон  РФ  «Об  основах  налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.

         Необходимо отметить, что некоторые положения, статьи или  пункты  этих законов  (они  определены  в  части   первой   Налогового   Кодекса)   будут действовать вплоть до введения в действие части  второй  Налогового  Кодекса РФ. Одновременно с принятием Закона «Об основах  налоговой  системы»  были приняты Федеральные законы, детализирующие его  положения.  В  частности,  к таким  законам  относятся  Закон  «О  налоге  на   налоге   на   прибыль   с предприятий»,  «Об  акцизах»,  то  есть  к   каждому   налогу   был   принят соответствующий  закон.  Данная  категория   нормативных   актов   постоянно меняется в соответствии с налоговой политикой государства. Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты  по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции.  К таким актам относятся указы президента РФ.  Так 23.12.98г.  был издан   Указ  Президента  №1635  «О  Министерстве  РФ  по  налогам и   сборам»,   которым Государственная Налоговая Служба РФ была преобразована в Министерство РФ  по Налогам и Сборам.

         Другими  самостоятельными  источниками  налогового  права   являются постановления  и  распоряжения  Правительства  РФ  по   налогам   и   другим обязательным платежам (в них в основном определяются  налоговые  ставки  или налоговые льготы); акты  Министерства  по  налогам  и  сборам,  регулирующие налоговый  контроль  и  содержащие  предписания   по   процедурам   взимания различных видов налогов в масштабах всей  страны  (инструкции,  разъяснения, письма и  т.д.);  местные  подзаконные  акты  по  вопросам  налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а  также  городов  и районов.

Информация о работе Состав и структура налоговых органов. Принцыпы организации налоговой службы