Состав и структура налоговых органов. Принцыпы организации налоговой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание

Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

налоги.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

         Таким    образом,    основным    документом,    регулирующим    работу

Государственных налоговых инспекций по контролю  за  соблюдением  налогового законодательства с 1 января 1999 г. является  Налоговый кодекс  РФ.  Однако изданные до введения в действие части первой Налогового Кодекса нормативно- правовые акты (отдельные их статьи, пункты) Президента  РФ  и Правительства РФ,  которые   согласно   части   первой   Налогового   Кодекса   РФ   могут регулироваться только федеральными законами  или  частью  второй  Налогового Кодекса, действуют до введения  соответствующих  законов  или  части  второй Налогового Кодекса.

 

2.1 Налоговый учет и отчетность.

 

         Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

         Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета.

         При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода. В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

         Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом налогу на прибыль. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой  базы.

         Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную НК РФ.

         Налоговый орган имеет право вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым известны либо могут быть известны какие-то обстоятельства, необходимые для проведения налогового контроля.

         Это полномочие по контролю за крупными расходами физических лиц.

Это полномочие по обследованию и осмотру практически  любых помещений, которые используются налогоплательщиком для извлечения доходов.

         Таким помещением может оказаться и жилое помещение, например, индивидуального предпринимателя либо иного гражданина. В данном случае полномочия налоговых органов в этом случае не беспредельны, и при отказе налогоплательщика налоговому органу в обследовании такого помещения налоговые органы принудительно не могут реализовать это полномочие, у них есть для этого иной рычаг воздействия: они тогда имеют право рассчитать налог по аналогии. Налоговые органы имеют право производить выемку документов, а также предметов при проведении налоговых проверок.

Налоговые органы имеют право истребовать  от банков и других кредитных организаций  документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных документов, связанных с перечислением сумм налоговых платежей. Кроме того, налоговые органы имеют право проводить встречную проверку, которая заключается в истребовании документов у иных лиц, в отношении которых не проводится проверка, но с которыми связан тот налогоплательщик, который подвергается налоговой проверке.

         Налоговые органы имеют право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений и для иных действий, необходимых для проведения налогового контроля.

         Наконец, еще одно полномочие из числа существенных в этой контрольной сфере, это право создавать налоговые посты в порядке, установленном НК. На сегодняшний день речь идет об акцизных налоговых постах, которые функционируют круглосуточно и которые позволяют отследить произведенную продукцию, в данном случае алкогольную, и таким образом проконтролировать уплату акцизов с этой произведенной продукции.

         Следующая группа полномочий – права налоговых органов в сфере применения мер государственного принуждения и привлечения к ответственности. В данном вопросе налоговые органы имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, а также выполнять ряд действий, которые являются ничем иным, как мерами государственного принуждения. Речь идет, например, об аресте имущества либо приостановке операций по счету. Но надо иметь в виду, что полномочия по взысканию налоговых штрафов возложены на суд, а не налоговые органы, то есть налоговые органы привлекают к ответственности, однако взыскание наложенных налоговых санкций, а именно, штрафов кодекс закрепляет за судом, а не за налоговым органом. Здесь есть достаточно спорные ситуации, и я о них буду говорить позже.

         Следующая группа прав – это права налоговых органов в сфере судебной защиты государственных интересов. В данном случае речь идет об исках, которые налоговые органы имеют право предъявлять в соответствующие суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Вы знаете, что государственные органы имеют право предъявлять только такие иски, основания которых прямо предусмотрены в законе. Никаких иных исков от них суд принимать просто не будет. Поэтому чрезвычайно важно, какие же основания закреплены в соответствующих законах и актах в этом вопросе.

Иски, которые налоговые органы имеют право предъявлять 

- О взыскании  сумм налогов, сборов и пени  в случаях, когда бесспорный  порядок взыскания невозможен.  

- О взыскании  налоговых санкций с лиц, допустивших  нарушение налогового законодательства; привлекают к ответственности налоговые органы, но взыскивают суды.  

- О признании  недействительной государственной  регистрации юридического лица  или государственной регистрации  физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя  и взыскании доходов, полученных  в этих случаях. Это основание иска существовало с 1991 года, когда появился закон, но оно достаточно редко применяется налоговыми органами, потому что не так просто доказать недействительность государственной регистрации.  

- О ликвидации, банкротстве организации по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В данном случае действует закон о несостоятельности, банкротстве предприятий, где налоговый орган может выступать таким государственным органом. Однако практика на сегодняшний день такова, что, как правило, налоговые самостоятельно таких исков не предъявляют, а предъявляют совместно, либо готовят документы для предъявления таких исков со стороны органа, который осуществляет государственное регулирование этого вопроса.  

- О расторжении  договора о налоговом кредите  или договора об инвестиционном  налоговом кредите, когда нарушаются  условия этих договоров. Тоже  достаточно интересное основание.  Дело в том, что сам договор  о налоговом кредите либо инвестиционном  налоговом кредите заключается финансовым органом, а не налоговым. Налоговая стороной договора вообще не является, но, тем не менее, кодекс закрепляет за ней право подавать иски о расторжении таких договоров, если нарушаются условия. Условия этих договоров могут быть самые разные, в том числе может быть не целевое использование этой налоговой льготы и нарушение графика выплаты процентов за пользование кредитом и погашения основной суммы долга.  

- О взыскании  задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, более трех  месяцев числящейся за зависимыми дочерними обществами. В данном случае иск предъявляется к основной организации по задолженности дочерней и, наоборот, к дочерней по задолженности, которая числится за основной организацией, если, естественно, у налоговой инспекции есть основания и есть доказательства того, что выручка поступает на иные счета, то есть на счета зависимой организации, а не основной, и наоборот, то есть если речь идет об уклонении от уплаты налогов.

         В ч.1 НК этот перечень не исчерпывающий. Указано, что иски могут подаваться и в иных случаях, но все-таки только в тех случаях, которые предусмотрены в самом НК, то есть не в иных законах, а только в НК.  
 

2.2 Особенности контроля по налогам предприятий и физических лиц. 

         Для того чтобы налоговые органы могли осуществлять контроль, налогоплательщики должны стоять у них на учете, порядок которого существенно поменялся в прошлом году. Кроме того, с этого года изменился порядок учета объектов обложения налогом на игорный бизнес

  • В отношении недвижимости и транспортных средств

         Порядок постановки организаций на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств изменился с прошлого года. До 2004 года для постановки на учет организация должна была подать в налоговый орган по месту их нахождения соответствующее заявление в течение 30 дней со дня регистрации такого имущества, подлежащего налогообложению (прежняя редакция п. 5 ст. 83 НК РФ).

         С 1 января 2004 года постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств производится на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ, а именно органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - территориальные органы Минюста России по госрегистрации прав на недвижимое имущество, регистрацию транспортных средств - территориальные органы ГИБДД (далее - регистрирующие органы).

         Этот порядок распространяется и на организации, и на физических лиц (новая редакция п. 5 ст. 83 НК РФ). Отдельно указано, что организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом отсутствует оговорка, что на учет ставится только то налогооблагаемое имущество. Данные изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ.

         Таким образом, начиная с прошлого года у налогоплательщиков больше нет обязанности подавать заявление о постановке на учет в налоговом органе по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Соответственно не существует и ответственности за его неподачу (ст. 106 и 109 НК РФ). Процедура постановки на учет осуществляется без участия налогоплательщика на основании указанных сведений. Если недвижимое имущество расположено на территории нескольких субъектов РФ, постановка на учет организации по месту его нахождения может осуществляться в одном из налоговых органов каждого субъекта РФ. Это может быть налоговый орган по месту нахождения организации, органа юстиции или по месту фактического нахождения недвижимого имущества. Выбор налогового органа осуществляют соответствующие управления ФНС России субъектов РФ с учетом удобства взаимодействия налогоплательщика с данным налоговым органом, его наилучшей оснащенности для обмена информацией в электронном виде, территориальной удаленности от места фактического нахождения недвижимого имущества и др. Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах, регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"). Следовательно, и выбор организации для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения лизингового имущества осуществляется на основании решения, принятого по взаимному согласию между лизингодателем и лизингополучателем. На учет ставится та организация, на имя которой выдано свидетельство о его регистрации. 

Процедура постановки

   Постановка налогоплательщика на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств производится в следующем порядке. 

1. Регистрирующие  органы обязаны сообщить в  налоговый орган по месту своего  нахождения сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или транспортных средствах в течение 10 дней со дня их регистрации (п. 4 ст. 85 НК РФ). 

Информация о работе Состав и структура налоговых органов. Принцыпы организации налоговой службы