Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:41, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является выработка основных направлений и перспектив совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе изучения и анализа теоретических основ применения системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, а также особенности формирования налоговой базы и исчисления единого сельскохозяйственного налога в производственном сельскохозяйственном кооперативе «Новая жизнь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
7
1.1.
Нормативно – правовое регулирование сельского хозяйства……….
7
1.2.
Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей при применении единого сельскохозяйственного налога………………………………………...
17
1.3.
Актуальные вопросы применения системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога…………………………
32
2.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА «НОВАЯ ЖИЗНЬ»………………………………
37
2.1.
Организационно – экономическая характеристика производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»…………………………………………………………………...
37
2.2.
Анализ налогообложения деятельности производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»………………...
56
2.3.
Особенности формирования налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу ……………….....................................
69
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
78
3.1.
Проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей………………………………………………….
78
3.2.
Основные направления совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей…..
87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….......................
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...
99
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………......

Работа состоит из  1 файл

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития.doc

— 857.00 Кб (Скачать документ)

Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ [35].

1.3. Актуальные вопросы применения системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога

 

 

Сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на специальном режиме налогообложения (уплате ЕСХН), на практике сталкиваются с множеством вопросов касающихся применения ЕСХН. Ниже будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы, касающиеся применения системы налогообложения в виде ЕСХН.

Налогоплательщиками ЕСХН в соответствии со ст. 346.2 НК РФ признаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, перешедшие на данный налоговый режим и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Однако есть свои особенности в определении статуса сельхозтоваропроизводителя.

Под сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках применения ст. 2.1 Федерального закона № 110-ФЗ в период с 1.01.2008 г. по 31.12.2014 г. понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, а именно сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели:

1) производящие сельскохозяйственную продукцию;

2) осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);

3) реализующие эту продукцию.

При этом в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%. Кроме того, под эту норму подпадают сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 %. [56].

Таким образом, понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» применяется в том значении, в каком оно используется в целях гл. 26.1 НК РФ. Иное, как отметили судьи Федерального арбитражного суда Центрального округа (ФАС ЦО) в Постановлении от 15.05.2009 г.  № А35-2446/07-С21, означало бы неоправданное исключение применения дифференцированного подхода к производителям сельхозпродукции, не перешедшим на ЕСХН, подобного тому, который предусмотрен п. 2 ст. 346.2 НК РФ в отношении плательщиков ЕСХН и направлен на стимулирование развития товаропроизводителя путем использования им промышленных технологий в переработке собственной сельхозпродукции.

Главное условие – процентное соотношение показателя сельхоздоходов к совокупному показателю дохода от реализации товаров (работ, услуг) организации. К доходам от реализации сельскохозяйственной продукции также относятся доходы от реализации продукции, полученной путем первичной переработки собственного (произведенного силами организации) сельскохозяйственного сырья. В письмах Минфина РФ от 22.01.2008 г. № 03-03-07/1 и от 25.01.2008 г. № 03-03-05/6 указано, что переработка сырья должна осуществляться самим предприятием, а не на давальческой основе [42].

При определении понятия «сельскохозяйственная продукция» необходимо руководствоваться п. 4 ст. 346.2 НК РФ, согласно которому к сельскохозяйственной относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. Перечень продукции, попадающей под характеристику сельскохозяйственной определен в Постановлении Правительства РФ от 11.06.2008 г. № 446 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители». Этот перечень сформирован на основе Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.

До 1.01.2009 г. к сельскохозяйственной продукции не относился вылов рыбы и других водных биологических ресурсов, за исключением вылова рыбы и других водных биологических ресурсов градо - и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций. Эти изменения были внесены в п. 3 ст. 346.2 НК РФ Федеральным законом от 30.12.2008 г. «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности налогообложения рыбохозяйственного комплекса» № 314-ФЗ. Аналогичный порядок определения сельхозпродукции действует в целях уплаты ЕСХН [41].

Что касается переработки, то она в свою очередь подразделяется на первичную и последующую. Перечень продукции первичной переработки сельскохозяйственного сырья собственного производства, также утвержден Постановление Правительства РФ от 25.07.2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» (в ред. от 30.11.2010 г.). Этот перечень также сформирован на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93. Чтобы определить долю выручки от продажи сельскохозяйственной продукции в общем доходе, можно воспользоваться формулой:

ДВПС = ВПС / ОВ * 100%, (1.1)

где ДВПС – доля выручки от продажи сельхозпродукции, %; ВПС – выручка от продажи сельхозпродукции, руб.; ОВ – общая выручка, руб. [49].

Организации, которые планируют переход на данный режим, рассчитывают долю за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН. При определении общей суммы дохода от реализации учитываются выручка от продажи товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. Плательщики ЕСХН при определении 70% - ного барьера должны учитывать выручку по правилам, предусмотренным для данного режима. В расчет принимается выручка от реализации, полученная по всем видам деятельности. Рекомендуемая форма заявления о переходе на уплату ЕСХН (форма № 26.1-1) утверждена Приказом ФНС РФ от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/183@ «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей». Данная форма носит рекомендательный характер, и поэтому заявление о переходе на уплату ЕСХН в налоговые органы может быть подано в произвольной форме В случае изменения решения о переходе на уплату ЕСХН налогоплательщики вправе до начала года (налогового периода), с которого предполагают перейти на применение ЕСХН, отозвать ранее поданные ими заявления по форме № 26.1-1 [12].

Что касается перехода с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения, то он может осуществляться в добровольном или принудительном порядке. Для налогоплательщиков ЕСХН, самостоятельно решивших вернуться к общей системе налогообложения, установлен уведомительный порядок. До 15 января года, в котором налогоплательщик планирует применение общей системы налогообложения, он должен уведомить налоговый орган о своем решении. Принудительный порядок наступает в том случае, если по итогам года доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составит менее 70%, налогоплательщик обязан самостоятельно произвести перерасчет налогов исходя из общего режима налогообложения за весь этот год. При этом в течение 20 дней по окончании календарного года необходимо представить заявление в налоговый орган о перерасчете налоговых платежей и до 1 февраля уплатить все налоги. Такой налогоплательщик автоматически утрачивает право на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕСХН на следующий налоговый период, и вновь вернуться на данный режим он сможет только через год [43].

В качестве особенностей учета доходов и расходов от деятельности необходимо отметить, что не могут быть учтены при расчете ЕСХН:

1) потери сырья и материалов сверх установленных норм естественной убыли согласно Письму Минфина РФ от 19.03.2008 г. № 03-11-04/1/6;

2) стоимость объектов незавершенного строительства, переданных организации в качестве вклада в уставный капитал в период применения спецрежима, в соответствии с Письмом Минфина РФ от 14.02.2008 г. № 03-11-04/1/5).

Очень много вопросов возникает по поводу предоставления первичных документов совместно с декларацией. Все сомнения были устранены Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 12.02.2010 г. по делу № А03-6202/2009, в котором указано, что главой 26.1 НК РФ не установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по ЕСХН первичные документы, послужившие основанием для исчисления налога в заявленном размере [70].

Таким образом, необходимо отметить, о существовании большого количества особенностей, связанных с применением системы налогообложения в виде ЕСХН. И для правильности исчисления и уплаты необходим постоянный мониторинг и контроль изменений налогового законодательства.


2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА «НОВАЯ ЖИЗНЬ»

 

2.1. Организационно – экономическая характеристика производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»

 

 

Деятельность производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь» (ПСХК «Новая жизнь») регламентируется Федеральным законом от 8.12.1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 г.), который определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации РФ [5].

ПСХК «Новая жизнь» образован по решению общего собрания учредителей от 11.03.1998 г. в соответствии с законодательством РФ, в результате реорганизации кооператива «Пены». ПСХК «Новая жизнь» Беловского района Курской области является одним из самых крупных хозяйств Беловского района.

Юридический адрес: Курская область, Беловский район, село Пены.

ИНН – 4601003275. КПП – 460101001.

Кооператив является юридическим лицом, главной целью деятельности является получение прибыли.

Основными видами деятельности кооператива является:

1) производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции в соответствии с местными природными и экономическими условиями и конъюнктурой рынка на основе эффективного использования земли и других ресурсов;

2) закупка у населения, фермеров и других хозяйств сельскохозяйственной продукции, сырья;

3) торговая, закупочная, сбытовая деятельность;

4) выполнение строительно-монтажных, наладочных, отделочных и других видов строительных работ, развитие индустрии, добыча и заготовка местного сырья для производства строительных материалов;

5) проведение работ и оказание услуг в области бытового обслуживания населения.

6) организация общественного питания.

Кооператив осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами РФ.

Уставный фонд кооператива составляет 16 000 рублей. Имущество кооператива формируется за счет:

1) вклад его членов в виде имущественных паев, земельных паев и других вкладов членов кооператива;

2) доходов полученных от результатов деятельности кооператива;

3) имущества, безвозмездно переданного кооперативу государством и другими собственниками;

4) заемных средств и других законных источников.

Имущество кооператива составляют основные фонды и оборотные средства, а также произведенные и приобретенные в процессе его деятельности, а также иное имущество, стоимость которого отражается на самостоятельном балансе кооператива.

Паевой фонд создается из обязательных паев членов кооператива в размере 5333000 рублей. Обязательный пай членов кооператива утвержден в размере 1500 рублей имущественного пая и вносится в паевой фонд кооператива. Паи членов кооператива регистрируются на лицевых счетах в паевой книге. Члену кооператива выдается свидетельство о праве собственности на имущественный пай.

Стоимость имущества, включенного в неделимый фонд, составляет 4625000 рублей. Список утверждается на собрании уполномоченных и прилагается к уставу. Имущество находится в хозяйственном ведении правления кооператива и подлежит разделу в натуре.

Правовое владение, использование и распоряжение имуществом между подразделениями подлежит кооперативу. Перераспределение земли, имущества между подразделениями осуществляется по решению собрания.

Кооперативу обеспечивается защита прав собственника в соответствии с действующим законодательством.

Кооператив формирует финансовые ресурсы за счет:

1) средств полученных от реализации произведенной продукции;

2) выполнения работ и оказания услуг;

3) вкладов членов кооператива;

4) коммерческого кредита;

5) арендной платы;

6) доходов от деятельности предпринимательских формирований созданных кооперативом;

7) средств государственной поддержки;

8) других источников.

Информация о работе Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития