Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:41, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является выработка основных направлений и перспектив совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе изучения и анализа теоретических основ применения системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, а также особенности формирования налоговой базы и исчисления единого сельскохозяйственного налога в производственном сельскохозяйственном кооперативе «Новая жизнь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
7
1.1.
Нормативно – правовое регулирование сельского хозяйства……….
7
1.2.
Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей при применении единого сельскохозяйственного налога………………………………………...
17
1.3.
Актуальные вопросы применения системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога…………………………
32
2.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА «НОВАЯ ЖИЗНЬ»………………………………
37
2.1.
Организационно – экономическая характеристика производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»…………………………………………………………………...
37
2.2.
Анализ налогообложения деятельности производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»………………...
56
2.3.
Особенности формирования налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу ……………….....................................
69
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
78
3.1.
Проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей………………………………………………….
78
3.2.
Основные направления совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей…..
87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….......................
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...
99
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………......

Работа состоит из  1 файл

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития.doc

— 857.00 Кб (Скачать документ)

В рамках мероприятий, направленных на создание наиболее оптимального налогового режима для сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, была принята глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ, новая редакция которой действует с 01.01.2004 г. Применяется она параллельно с другими режимами налогообложения в соответствии с положениями п. 1 ст. 346 НК РФ [17].

Применять данный налоговый режим могут только организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями. Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 % [25].

При этом в целях применения главы 26.1 НК РФ, в соответствии с п. 2.1 ст. 346.2 к сельхозтоваропроизводителям также относятся:

1) градо - и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации. К ним выдвигаются условие о соотношении численности работающих к численности всего населения соответствующего населенного пункта (не менее половины);

2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются сельхозтоваропроизводителями, при соблюдении ряда условий.

Помимо общего условия о размере доли дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов и (или) собственной продукции, к ним выдвигаются следующие специфические условия:

а) средняя численности работников за налоговый период не должна превышать 300 человек;

б) эксплуатации только собственных рыбопромысловых судов или на основе договора фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

На организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), возлагаются следующие обязанности:

1) правильно и своевременно исчислять соответствующие налоги, удерживать их из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды);

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и сумме задолженности налогоплательщика, если таковая имеется;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам средств, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов [71].

Не вправе переходить на уплату данного налога, в соответствии с п. 6 ст. 346.2 НК РФ:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

3) казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Налогоплательщики, желающие перейти на уплату на ЕСХН, должны подать в инспекцию заявление о переходе в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, с которого налогоплательщик планирует перейти на уплату ЕСХН. В данном заявлении необходимо будет указать данные о доле дохода от реализации сельхозпродукции [53].

При применении данного специального налогового режима организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями., освобождены от уплаты ряда налогов. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей

Вид налога

Категория налогоплательщика – сельскохозяйственного товаропроизводителя

Организации

Индивидуальные предприниматели

1

2

3

Налог на прибыль организаций

Не уплачивается за исключением налога уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам 0, 9 и 15 % (п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ)

Налог на добавленную стоимость

Не уплачивается за исключением налога, уплачиваемого при:

а) ввозе товаров на ТТ РФ (ст. 346.1 НК РФ);

б) при осуществлении операций по договору простого товарищества, концессионному соглашению или договору доверительного управления имуществом (ст. 174.1 НК РФ).

Не уплачивается за исключением налога, уплачиваемого при:

а) ввозе товаров на ТТ РФ (ст. 346.1 НК РФ);

б) при осуществлении операций по договору простого товарищества, концессионному соглашению или договору доверительного управления имуществом (ст. 174.1 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с общим режимом

Не уплачивается по доходам от предпринимательской деятельности кроме доходов, облагаемых по ставкам 9 и 35% (п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ)

Налог на имущество организаций

Не уплачивается

Налог на имущество физических лиц

Не уплачивается в отношении имущества используемого для предпринимательской деятельности

 

Таким образом, видно, что при применении специального налогового режима в виде ЕСХН сельскохозяйственные товаропроизводители освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (НДС), применяемых на общих условиях, и налога на имущество организаций. Однако, применение данного спецрежима не освобождает организации от обязанностей налогового агента. Это в частности касается налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Что касается индивидуальных предпринимателей, то они также освобождаются от уплаты НДС, применяемого на общих условиях, налога на имущество физических лиц в отношении имущества используемого в предпринимательской деятельности и НДФЛ по доходам от предпринимательской деятельности.

Перешедшие на уплату ЕСХН организации уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ. В 2010 г. размер страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей составлял 10,3%, при этом вся сумма уплачивалась только в Пенсионный фонд РФ. Для лиц 1966 года рождения и старше вся сумма перечислялась на финансирование страховой части пенсии, а для лиц 1967 года рождения и моложе взносы распределялись следующим образом: 4,3% - на страховую часть, 6% - на накопительную часть [19]. В соответствии с п. 2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в ред. от 16. 10. 2010 г.) к организациям, являющимся плательщиками ЕСХН в период с 2011 по 2014 г., применяются заниженные ставки страховых взносов, указанные в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Ставки страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Период, годы

Ставки, %

ПФ РФ

ФСС РФ

ФФОМС

ТФОМС

1

2

3

4

5

2011

16

1,9

1,1

1,2

2012

16

1,9

2,3

0,0

2013 - 2014

21

2,4

3,7

0,0

 

где ПФ РФ – Пенсионный фонд РФ; ФСС РФ – Фонд социального страхования РФ; ФФОМС – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; ТФОМС – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Таким образом, необходимо отметить, начиная с 2011 г. ставки страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей существенно увеличатся. Особенно существенное увеличение произойдет в 2013 г. Однако, начиная с 2012 г. страховые взносы на обязательное медицинское страхование будут поступать только в федеральный фонд, в связи с ликвидацией системы территориальных фондов.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на ЕСХН, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. В этом случае обязанность по уплате других налогов и сборов возникает только при наличии объекта обложения. Переход на уплату ЕСХН не влияет на выполнение плательщиками их обязанностей как налоговых агентов. Обязанность исчислять, удерживать у налогоплательщиков и перечислять в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налоги сохраняется. На это указывает п. 4 ст. 346.1 НК РФ.

Одним из важнейших элементов любого налога является объект налогообложения. Новая редакция гл. 26.1 НК РФ, введенная в действие Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ, таковым признает доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.4 НК РФ). Ранее объектом налогообложения признавались сельскохозяйственные угодья [54].

Все доходы, получаемые организацией в ходе осуществления деятельности, включаются в налоговую базу при исчислении ЕСХН. К ним относятся и доходы от реализации продукции (работ, услуг), и внереализационные доходы (от сдачи помещения в аренду, проценты по выданным кредитам и т.д.). В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии с п. 5 ст. 346.5 НК РФ датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

При расчетах с использованием векселей датой получения дохода признается дата оплаты векселя. Доходы, полученные в натуральной форме, должны быть учтены по сложившимся рыночным ценам. Доходы, полученные налогоплательщиком в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ (ЦБ РФ), установленному на дату получения дохода. В полученной сумме эти доходы принимаются к учету [20].

В сельскохозяйственных организациях к доходам от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав относятся:

1) выручка от реализации продукции растениеводства;

2) выручка от реализации продукции животноводства;

3) выручка от реализации животных на выращивании и откорме;

4) выручка от реализации продукции подсобных производств;

5) доходы (выручка), полученные за выполненные работы и оказанные услуги (переработка давальческого сырья, перевозка грузов, обработка приусадебных участков, выполнение других видов работ и оказание услуг основных и вспомогательных производств) организациям, сторонним лицам и своим работникам;

6) другие доходы.

Все иные доходы, не относящиеся к доходам от реализации, являются внереализационными. Доходы, полученные при осуществлении подобных операций, относятся либо к внереализационным доходам, которые подлежат учету при определении налоговой базы в соответствии со ст. 250 НК РФ, либо не учитываются для целей налогообложения согласно ст. 251 НК РФ [23].

К внереализационным доходам относятся все иные поступления, не являющиеся выручкой от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав, указанные  в ст. 250 НК РФ. В частности, внереализационными доходами являются:

1) полученные организацией дивиденды;

2) штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных обязательств, суммы возмещения убытков или ущерба, признанные должником или подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу;

3) доходы от сдачи имущества в аренду (включая земельные участки), если они не относятся к доходам от реализации;

4) проценты, полученные по договорам займа, кредита;

6) безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права;

7) другие расходы предусмотренные ст. 250 НК РФ.

Перечень внереализационных доходов, установленный ст. 250 НК РФ, является открытым. Это означает, что учесть в составе внереализационных следует и те доходы, которые прямо не предусмотрены в данном перечне, за исключением, конечно, не учитываемых для целей налогообложения (ст. 251 НК РФ).

В частности, к ним относятся доходы в виде:

1) имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка;

2) взносов в уставный капитал организации;

3) имущества, которое получено по договорам кредита или займа;

4) капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором (ссудополучателем);

Информация о работе Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития