Роль налогов в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание

Наполнение бюджета государства имеет ключевое значение для жизнеспособности и эффективного функционирования национальной экономики, соответственно, обеспечения экономической безопасности, страны. В реализации этой задачи основную роль играет налоговая система и налоговая политика государства, которые оказывают существенное влияние на экономику и общую безопасность страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Сущность и функции налогов, их классификация…………..
Возникновение и развитие налогов…………………………………
Экономическая сущность налогов…………………………………
Функции налогов и принципы налогообложения………………
Виды налогов……………………………………………………..
Глава 2. Роль налогов в регулировании современной экономики……………
2.1. Роль налогообложения в обеспечении экономического равновесия……
2.2. Налоговое стимулирование аграрного сектора экономики…………
2.3. НДС – налог на ВВП предприятия……………………………………..
2.4. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики…………………………………………………………
2.5. Пути усиления стимулирующей функции налога на прибыль…………
Заключение……………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!! макроэкономика.docx

— 128.13 Кб (Скачать документ)

Ситуацию усугубляет наличие  разных ставок НДС для разных налогоплательщиков. Те, кто применяет упрощенную систему  налогообложения (УСН), НДС платить  не должны. Основная ставка НДС равно 18%, но для многих видов продукции (сельскохозяйственная и книжная, некоторые  виды пищевой продукции и др.) ставка НДС составляет 10%.

При взаимодействии предприятий, уплачивающих НДС по различным ставкам. Экономический и здравый смысл этого налога теряется: одни предприятия НДС переплачивают, другие – могут его не платить, а третьи – получать НДС из бюджета.

Специалист Финансовой академии при Правительстве РФ отмечают следующие  недостатки принятой в России системы администрирования НДС:

  • один из основных принципов, реализованный в большинстве стран, - нейтральность НДС. Это означает, что налог должен взиматься с создаваемой добавленной стоимости и не должно быть временных разрывов в начислении и возмещении этого налога. В России существует ряд положений, нарушающих нейтральность налога, в частности порядок налогообложения авансов;
  • малым предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения, дано право не уплачивать НДС. Однако организациям – плательщикам НДС невыгодно приобретать товары (работы, услуги) у таких предприятий. В результате упрощенную систему налогообложения применяют в основном предприятия сектора торговли, а малый бизнес. Производящий продукцию и услуги для крупных предприятий, либо ликвидируется, либо остается в тени. Либо не переходит на УСН;
  • поскольку одной из составляющих базы НДС является фонд оплаты труда. Стимулы от снижения НДФЛ и ЕСН в значительной мере ослабляются налогом на добавленную стоимость. Особенно ярко эта проблема проявляется в секторах  с высокой долей затрат на оплату труда, например в сфере высоких технологий. Таким образом, НДС препятствует выходу из тени наиболее перспективных «точек роста» российской экономики;
  • возмещение НДС экспортерам, призванное стимулировать международную торговлю, имеет в России отрицательную сторону в связи с исторически сложившейся сырьевой направленностью экспорта. Получая возмещение по НДС, сырьевые экспортеры еще более увеличивают свою прибыльность, что снижает возможность диверсификации экспорта и с конечном итоге закрепляет сырьевую структуру экономики;
  • проблема своевременного возмещения имеет место на фоне непрекращающихся злоупотреблений по незаконному возмещению этого налога. По некоторым оценкам, незаконно возмещается от 50 до 100 млрд.руб. Несмотря на старания правоохранительных органов, масштабы злоупотреблений по возмещению НДС не снижаются;
  • в целях борьбы со злоупотреблением по НДС налоговые и правоохранительные органы тратят огромное количество времени средств. Так, в 90% случаев проводимых встречных и 80% случаев камеральных проверок имели место проверки уплаты НДС поставщиками компаний-экспортеров. С другой стороны, бухгалтерские и налоговые службы компаний вынуждены содержать специальный персонал, занятый исчислением и документированием НДС.

Указанные, а также многие другие недостатки специалистам, занятым проблемами НДС, известны. В особенности они известны тем, кто НДС платит. Судя по тому что эти недостатки перечислены специалистами из правительственной структуры, известны они и Правительству РФ. В чем же дело? Дело в сложности задачи. Задача очень интересная. Предлагаем вариант ее решения. Коротко наши предложения сводится к следующему:

  • включить в число отчетных показателей предприятия показатель «Добавленная стоимость», или, по-другому, «ВВП предприятия», равный добавленной стоимости по определению. ВВП страны должен складываться из ВВП предприятий;
  • в качестве базы для расчета НДС следует принять созданную на предприятии добавленную стоимость (или ВВП), определяемую прямым счетом из данных бухгалтерского учета; счета-фактур следует отменить, а НДС указывать в товарно-транспортной накладной; книги покупок и продаж также следует исключить из числа обязательных документов;
  • НДС должен быть равен добавленной стоимости, умноженной на установленную для предприятия ставку налога;
  • никаких возмещений НДС из бюджета не требуется, т.к. каждый платит ровно столько, сколько должен платить исходя из созданной добавленной стоимости;
  • взимать НДС с авансов не следует, т.к. авансы добавленной стоимостью не являются;
  • при экспорте с нулевой ставкой НДС необходимо уменьшать налоговую базу НДС, подлежащего уплате в бюджет, на величину добавленной стоимости, приходящейся на экспортную продукцию; при налоговых проверках подтверждать правильность вычета контрактами, инвойсами, банковскими и товаросопроводительными документами, таможенными декларациями и калькуляциями.

Как уже отмечалось, в 2007г. поступления НДС в доходную часть  бюджета составили 1 трлн. 200 млрд.руб., или 23,4% бюджета. Рисковать такими деньгами никак нельзя. Тем не менее попытаемся оценить, как сказалась бы реализация наших предложений на доходах федерального бюджета.

Для начала оценим сумму 1 трлн. 200 млрд.руб. Изначально а 2005г. НДС был установлен в сумме 713,2 млрд.руб. Превышение факта над планом составило 68,2%. По видимому, те, кто устанавливали сумму НДС, что то не учли. По данным Росстата, ВВП (добавленная стоимость страны) вырос меньше чем на 7% и составил 21 трлн.руб. Если предположить, что налоги платят создатели добавленной стоимости, которая равна ВВП, то при ставке налога, равной 18%, НДС должен составить 3,78 трлн.руб. (21 трлн.руб.*0,18), т.е. в 3,15 раза больше, чем собрали в 2005г., и в 5,3 раза больше, чем планировали.

Рассмотрим вопрос с другой стороны. Возьмем данные федерального бюджета по итогам 2007г.

Статья  дохода

Всего (млрд.руб.)

%

Доходы  всего, в т.ч.:

5120,0

100

Налог на прибыль

320,0

6,25

ЕСН, зачисляемый в федеральный  бюджет

380,0

7,42

НДС на товары (работы, услуги) произведенные  в РФ

775,0

15,14


 

Имея эти данные м зная, что из 20% налога на прибыль  федеральный  бюджет перечисляется 6,5%, а из ЕСН, равного 26% фонда оплаты труда,-6% можно вычислить:

ФОТ-5,8трлн.руб;

Прибыль-4,9трлн.руб.;

ЕСН-1,6трлн.руб.;

Примем сумму этих показателей (12,3трлн.руб.) в качестве добавленной  стоимости за базу для расчета  НДС по предлагаемому варианту. Реальная база будет больше за счет других налогов  и сборов.

При расчете по нашей методике и ставке НДС 18% его поступления в бюджет составили бы 2,2 трлн.руб., т.е. в 2,8 раза больше, чем получено в бюджет за продукцию, произведенную в РФ, при использовании существующей методики расчета НДС.

Если при расчете по предлагаемой методике уменьшить ставку НДС до 10%, поступления налога с бюджет составят 1,2 трлн.руб., т.е. все равно в 1,5 раза больше, чем получено.

В расчете учтена только официальная заработная плата, не учтена регрессия ЕСН. Не учтено и то, что некоторые предприятия ЕСН платят, а НДС платить не должны.

Но эти нюансы не могут  принципиально повлиять на полученный результат. При таком походе ( по предложенному расчету) бюджет РФ увеличился бы примерно на 28%.

Реализация предлагаемого  варианта существенно повысит собираемость налога, упростит проверку правильности начисления и уплаты НДС, исключить проблему уплаты НДС с авансов, сделает ненужными счета-фактуры, книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим вопросам, в том числе по вопросу правомерности возмещения НДС с закупок за счет полученных займов, и т.д.

Кроме того, наличие среди  обязательных отчетных показателей  предприятия показателя «Добавленная стоимость» (или «ВВП») позволит более  точно оценить эффективность предприятия и упростит расчет ВВП России.

 

2.4. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики.

Увеличение инвестиционной активности в реальном секторе экономики  играет огромную роль в повышении производственного потенциала таких отраслей, как промышленность, строительство и сельское хозяйство. В условиях реформирования налоговой системы определяющую роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы.

На создание благоприятного инвестиционного климата в стране влияет ряд факторов, особенно в  области системы налогообложения, иностранных инвестиций, разработки нормативно-правовой базы и создания необходимой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности.

Возможности использования  налоговых инструментов в инвестиционном процессе заключаются в следующем:

    • применении налоговых льгот, например амортизационной премии;
    • снижении налоговых ставок;
    • уменьшении налоговой нагрузки на распределенную прибыль, предусматривающем разрешение компаниям вычитать из облагаемого дохода часть дивидендов, направляемых на инвестиционные цели.

Эффективность применения в  налоговой политике той или иной формы стимулирования в первую очередь  зависит от условий, на которых данная поддержка предоставляется, а также уровня сознательности налогоплательщиков и их готовности направить дополнительно полученные финансовые ресурсы на инновационные или иные определенные государством цели.

Благосостояние государства  зависит от состояния всех основных отраслей экономики. Долгое время более  выгодным и предпочтительным для  вложений являлся не производственный, а финансовый сектор экономики.

При разработке налоговых  инструментов стимулирования инвестиционной активности необходимо рассматривать  системный механизм взаимодействия финансового и реального секторов экономики (прежде всего потому, что реальный сектор нуждается в долгосрочных финансовых ресурсах и одновременно сам может служить поставщиком данных ресурсов в финансовый сектор экономики). В связи с этим, с одной стороны, в системе налогообложения реального сектора экономики необходимо стимулировать процессы накопления и аккумулирования долгосрочного капитала для последующего развития производства и одновременного формирования долгосрочных ресурсов ( в виде депозитов) в финансовом секторе, с другой – стимулировать посредством различных налоговых инструментов направление свободных денежных средств на финансирование отраслей реального сектора экономики.

К числу причин недостаточной  инвестиционной активности в реальном секторе экономики можно отнести и несовершенств налоговой системы. Начиная с 2002 г. инвестиционные льготы по налогообложения прибыли были отменены, но позитивным моментом явились дополнительные возможности начисления ускоренной амортизации.

Еще одна проблема связана  с тем, что в настоящее время  в российском законодательстве практически  не предусмотрены механизмы, стимулирующие  повышение заинтересованности экономических  субъектов в использовании финансовых ресурсов, образованных за счет накоплений амортизации на восстановление основных фондов, модернизацию и реконструкцию производства.

В настоящее время налог  на прибыль в РФ, в отличии от западных стран, практически не выполняет  регулирующую функцию.

 С 1 января 2009 г. изменилась  ставка налога на прибыль: она  снизилась с 24% до 20%. Законодатели, устанавливая данную ставку, предполагали, что произойдет сокращение теневых  доходов и за счет этого  увеличится количество плательщиков.

Инвестиционная налоговая  льгота до 1 января 2002 г. играла важную роль в использовании прибыли  на финансирование капитальных вложений, т.к. при использовании этой льготы организации могли уменьшить  на 50% свою налогооблагаемую прибыль, т.е. предприятия, осуществляющие инвестиции в больших размера. Фактически уплачивали налог на прибыль по ставке 17,5%, а в настоящее время уплачивают налог по более высокой ставке – 20%.

Между тем вливание в экономику  дополнительных финансовых ресурсов за чет существенного снижения ставок по основным видам налогов не привело к значительному увеличению доли собственных источников в финансировании капитальных вложений. Если в 2001 г. собственные источники (прибыль и амортизационные отчисления) составляли 42,5% во всех источниках финансирования инвестиций в основной капитал, то к 2008 г. их доля снизилась до 41,5%, причем ни в каком году этого периода удельный вес собственных источников не превысил показатель 2001г.

При действующей ставке рефинансирования Банка России только высокорентабельные экспортно-ориентированные предприятия  могут привлекать кредитные ресурсы  в качестве источника финансирования инвестиций.

В настоящее время налоговая  политика в данной области стала  изменяться: в рамках осуществления  налоговой реформы начался постепенный  возврат к налоговому стимулированию инновационной активности.

В целом инвестиционный климат (например, 2007-2008 гг.) характеризуется  следующими параметрами. Общий объем  финансовых вложений организаций ( без  субъектов малого предпринимательства) составил 18 779,4 млрд. руб. При этом выросли  объемы долгосрочных и краткосрочных  финансовых  вложений. Но в то же время очень незначительно выросли  инвестиции в нефинансовые активы, в том числе в основной капитал – на 0,1%. Возможно, здесь определенную роль сыграла амортизационная политика.

Налогоплательщики получили своеобразную инвестиционную льготу в виде возможности применения нелинейного метода начисления амортизации, который позволяет гораздо быстрее возмещать средства, потраченные на приобретение основных средств.

При разработке мер налогового регулирования следует учитывать. Что важнейшим инвестиционным ресурсом организации являются как собственные средства (амортизационные отчисления, прибыль), так и привлеченные, в том числе с финансового рынка.

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики