Роль налогов в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание

Наполнение бюджета государства имеет ключевое значение для жизнеспособности и эффективного функционирования национальной экономики, соответственно, обеспечения экономической безопасности, страны. В реализации этой задачи основную роль играет налоговая система и налоговая политика государства, которые оказывают существенное влияние на экономику и общую безопасность страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Сущность и функции налогов, их классификация…………..
Возникновение и развитие налогов…………………………………
Экономическая сущность налогов…………………………………
Функции налогов и принципы налогообложения………………
Виды налогов……………………………………………………..
Глава 2. Роль налогов в регулировании современной экономики……………
2.1. Роль налогообложения в обеспечении экономического равновесия……
2.2. Налоговое стимулирование аграрного сектора экономики…………
2.3. НДС – налог на ВВП предприятия……………………………………..
2.4. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики…………………………………………………………
2.5. Пути усиления стимулирующей функции налога на прибыль…………
Заключение……………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!! макроэкономика.docx

— 128.13 Кб (Скачать документ)

По упрощенной системе  налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента  отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые индивидуальный предприниматель  может получить патент, им также  разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых  не должна превышать за налоговый  период 5 человек. Расширен перечень видов  предпринимательской деятельности, в отношении которых может  применяться упрощенная система  налогообложения на основе патента. Уточнены сроки, на которые могут  выдаваться патенты, установлен порядок  утраты права на применение данного налогового режима, уточнены правила постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков и ведения ими налогового учета. 

По системе налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единому сельскохозяйственному  налогу) отменено ограничение, не позволяющее  переходить на этот налоговый режим  организациям, имеющим филиалы и (или) представительства. Право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога получили рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, если у них средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек, они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера), а также при условии, что у них в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, составляет за налоговый период не менее 70%. Снято ограничение на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговой декларации по итогам отчетного периода (полугодия), она будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года).

По системе налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности уточнен перечень видов  предпринимательской деятельности, в отношении которых она может  применяться. Запрещено применять данный налоговый режим организациям и индивидуальным предпринимателям, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, а также организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Отменено право налогоплательщиков самостоятельно корректировать сумму единого налога в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. Законодательно установлен порядок постановки на учет налогоплательщиков по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Вместе с тем практика применения специальных налоговых  режимов продолжает выявлять негативные стороны в их применении, отрицательно влияющие на поступление налогов  в бюджетную систему. Так, налоговыми органами выявляются факты искусственного разделения организаций для получения  доступа к специальным налоговым  режимам в целях минимизации  налогообложения.

По единому сельскохозяйственному  налогу отсутствуют ограничения  по размерам экономической деятельности для перехода на уплату этого налога, что позволяет переходить на этот налоговый режим крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям, уровень доходности которых позволяет уплачивать налоги наравне с прочими экономическими агентами, не использующими специальные налоговые режимы. В то же время для малых сельскохозяйственных товаропроизводителей этот налоговый режим остается достаточно сложным ввиду необходимости ведения бухгалтерского и налогового учета.

Для единого налога на вмененный  доход характерно отсутствие механизма  объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской  деятельности, подлежащим налогообложению  этим налогом. Ежегодное увеличение базовой доходности на единый для всех видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, корректирующий коэффициент базовой доходности К1, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги), без учета фактической доходности видов предпринимательской деятельности стимулирует рост цен на товары (работы, услуги). При этом отсутствие в течение длительного времени корректировки базовой доходности по отдельным видам предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, не компенсируется применением корректирующего коэффициента К1 и приводит к занижению налоговой базы и налоговых поступлений в местные бюджеты.

Несмотря на введение ограничений  для перехода на уплату единого налога на вмененный доход для крупнейших налогоплательщиков, а также по численности  работающих и доле участия в организации  других организаций, требуется ужесточение  таких ограничений, в частности, по объему выручки, так как действующее  для крупнейших налогоплательщиков ограничение по выручке недостаточно для предотвращения перехода на этот налоговый режим тех субъектов  предпринимательской деятельности, для которых он изначально не предназначался.

8. Международное  сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

В рамках международных налоговых  отношений Российской Федерации  и зарубежных государств в 2008 году был  ратифицирован Протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения  с Германией, в соответствии с  которым, в частности, обмен налоговой  информацией будет распространен  на налоги любого вида и содержания, а не только на прямые налоги, непосредственно  входящие в сферу действия Соглашения. Это позволит улучшить информационный обмен и транспарентность налоговых  отношений между Россией и  Германией, будет способствовать повышению  эффективности борьбы с правонарушениями в налоговой области.

Также был ратифицирован  аналогичный Протокол к Конвенции  об избежании двойного налогообложения  с Чехией. Завершены переговоры по проектам протоколов к соглашениям  об избежании двойного налогообложения  с Арменией, Италией, Финляндией. Все  указанные протоколы также направлены на расширение информационного обмена между российскими налоговыми органами и налоговыми органами указанных государств.

9. Совершенствование  налогового администрирования.

В предыдущий трехлетний период особое внимание уделялось повышению  качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному  исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

С 1 января 2009 года введены  в действие изменения в законодательство о налогах и сборах, предусматривающие  реализацию следующих мер:

1) Введение дополнительных  оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов.

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов может быть предоставлена по решению Министра финансов Российской Федерации, принимаемому в период с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года, на срок, не превышающий пять лет, в случае, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) превысит 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создаст угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен при выполнении организацией государственного оборонного заказа;

2) В законодательство  о налогах и сборах включены  нормы, позволяющие признать безнадежными  к взысканию суммы налогов,  сборов, пеней и штрафов, которые  списаны со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых  агентов в банках, но не перечислены  в бюджетную систему Российской  Федерации, в случае, если на  момент принятия решения о  признании соответствующих сумм  безнадежными к взысканию и  об их списании указанные банки  ликвидированы;

3) Уточнен предельный  срок проведения камеральной  налоговой проверки. В соответствии  с внесенными изменениями такая  проверка проводится в течение  трех месяцев со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В случае, если в ходе  камеральной налоговой проверки  налогоплательщик представляет  уточненную налоговую декларацию, то камеральная налоговая проверка  первоначальной декларации прекращается  и начинается новая камеральная  налоговая проверка на основе  уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной  налоговой проверки означает  прекращение всех действий налогового  органа в отношении ранее поданной  налоговой декларации (расчета). При  этом документы (сведения), полученные  налоговым органом в рамках  прекращенной камеральной налоговой  проверки, могут быть использованы  при проведении мероприятий налогового  контроля в отношении налогоплательщика;

4) Уточнен срок вручения  налогоплательщику акта налоговой  проверки и решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

5) В законодательство  о налогах и сборах введен  запрет на использование налоговыми  органами при осуществлении налогового  контроля доказательств, полученных  с нарушением Кодекса; 

6) Налогоплательщику с  2010 года предоставлено право проводить  перерасчет налоговой базы и  суммы налога за налоговый  (отчетный) период, в котором выявлены  ошибки (искажения), относящиеся к  прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные  ошибки (искажения) привели к излишней  уплате налога;

7) Усовершенствован предусмотренный  Кодексом порядок приостановления  операций по счетам налогоплательщиков  в банке. При этом предусмотрено:

  • нераспространение приостановления налоговыми органами операций по счетам в банке на операции по списанию денежных средств в счет уплаты в бюджетную систему Российской Федерации страховых взносов;
  • определение порядка пересчета сумм денежных средств в иностранной валюте, находящихся на валютном счете налогоплательщика в банке, операции по которому приостановлены, в рубли;
  • определение срока вручения налоговым органом представителю банка решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика, а также вручения копии такого решения налогоплательщику;
  • применение приостановления операций по счетам в банке не только для обеспечения исполнения решений налоговых органов о взыскании налогов (сборов), но и пеней, штрафов.

В случае нарушения налоговым  органом срока отмены решения  о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или  срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке  на сумму денежных средств, в отношении  которой действовал режим приостановления, подлежат начислению (начиная с 1 января 2010 года) проценты, уплачиваемые налогоплательщику  за каждый календарный день нарушения  срока.

Уточнены также составы  нарушений банками законодательства о налогах и сборах и размеры  санкций за эти нарушения.

Помимо перечисленного с 1 января 2009 года вступили в силу нормы  Кодекса об обязательном апелляционном  обжаловании, предшествующем обращению  налогоплательщика в суд, в случае обжалования решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

 

В период 2010 – 2012 годов будет  продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями  налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2011 годы" и "Основными  направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".

При этом реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи  с основными направлениями Программы  антикризисных мер Правительства  Российской Федерации и с проектами  по реализации основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Предлагается внесение изменений  в законодательство и уточнение  ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

  • совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
  • создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
  • совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

 

2.1.  Роль налогообложения в обеспечении экономического равновесия.

Расширенное воспроизводство  на основе сбалансированного развития основных экономических субъектов (государства, экономики, населения) предполагает необходимость постоянного решения  вопросов общего экономического равновесия и нахождения способов и средств  его обеспечения.

Общее экономическое равновесие связано с производственными возможностями общества. Технический и технологический прогресс нарушает это равновесие, но одновременно, не без его участия, равновесие восстанавливается на другом, более высоком уровне, что выгодно отдельным предпринимателям и обществу в целом. Нормальное состояние экономической системы устанавливается при условии наличия механизма, обеспечивающего регулирование колебаний в экономике, вновь и вновь возвращая эту систему в ее равновесное состояние.

Чем ближе экономика к  состоянию общего экономического равновесия, тем шире возможности эффективного решения проблем сбалансированности экономики и перевода воспроизводственных  процессов из одного состояния равновесия в другое.

Важнейшим инструментом, с  помощью которого государство может  воздействовать на экономическое равновесие. Является налоговая система.

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики